Свидетели Иеговы, тоталитарная псевдохристианская секта.
Основателем "Общества Сторожевой башни" (с 1931 года - "Свидетели Иеговы") является Чарльз Тейз Рассел. Он родился в 1852 году в городе Аллегейн (нынешний Питсбург), штат Пенсильвания, США. Его родители были пресвитерианами, но Чарльз видимо не мог принять учение о предопределении и существовании вечных мук, и его религиозные поиски "истинной" церкви завершились увлечением адвентизмом. Хотя Рассел не был членом какой-либо адвентистской секты, тем не менее адвентисткие идеи повлияли на становление его религиозных воззрений. В 18 лет Рассел организовал библейский кружок. В 1876 он познакомился с идеями редактора адвентисткого журнала "Вестник утра" (АСД), издаваемого Барбоуэром из г. Рочестер, штат Нью-Йорк, который вычислил, что в 1874 году состоялось невидимое пришествие Христа, и приводил библейские доказательства точности этой даты. Оказалось, что их взгляды совпадают. С этого времени по 1878 год Рассел стал помощником редактора этого журнала. В 1877 году Рассел и Барбоуэр издали книгу "Три мира, или План спасения", где излагалась их учение о том, что "присутствие Христа в мире невидимо началось осенью 1874 года и с этого времени начался "сорокалетний период жатвы", которая завершится в 1914 году, и после чего наступит земная фаза Царства Небесного. Однако из-за разногласий по вопросу об искупительной жертве Христа их сотрудничество прекратилось. В 1879 году Рассел основал собственное издание "Глашатай утра", которое впоследствии превратилось в современный журнал "Сторожевая башня". Этот журнал является основным источником вероучения и служит пособием для подготовки сектантов.
В 1884 году Рассел зарегистрировал в Питсбурге корпорацию "Общество Сионской Сторожевой Башни и трактатов Пенсильвании". Эту дату принято считать официальной датой рождения Общества. С 1886 по 1904 год Рассел издал шеститомную серию книг под названием "Исследование Писаний". Последний вариант предисловий к этим шести томам он написал за месяц до своей смерти, 1 октября 1916 года. Эти книги заложили основы вероучительной доктрины иеговистов. Рассел писал, что в них в систематическом виде изложен божественный план спасения и ставил их выше авторитета Библии. Так он утверждал, что если кто либо читал в основном его "Исследования" и не прочел ни одной страницы из Библии, то по истечении 2 лет он будет находится в свете, но если после чтения "Исследований" кто-то станет читать только Библию, то через 2 года он попадет в темноту.
Важнейшими отличительными чертами расселизма от адвентизма являются учения Рассела о Боге, отрицающее христианскую триадологию, демонология, сотериология и эсхатология. По Расселу Второе Пришествие Мессии состоялось в октябре 1874 года и от этой даты начался период жатвы, то есть собирания верных последователей Господа или подготовительная кампания к битве Армагеддон, которая произойдет в 1914 году. В том же году должно было наступить Царство Божие на земле.
Одновременно с разработкой своего учения Рассел готовил организационно-техническую базу для его распространения. Ему удалось создать мощную дисциплинированную организацию и издательство для тиражирования своих брошюр и книг, которые миллионными тиражами распространялись по всему миру.
Несмотря на большие затраты движение расселитов до начала I мировой войны развивалось медленно. По мнению исследователей причиной тому послужили многочисленные скандалы, в которых был замешан Рассел, обнажив-ших неприглядные стороны его личной жизни (измену жене, ложь под присягой в суде, обогащение за счет продажи заведомо некачественного товара). Однако эти факты лишь частично объясняют неудачи сектантов.
Скорее всего неудачи Рассела были связаны с его специфической эсхатологией на которую делался упор в его проповеди, где истребление правительств и всех религий занимает важное место. Поэтому в мирное время подобные идеи не могли увлечь многих людей. Когда же в августе 1914 года началась I мировая война, число его последователей увеличилось, но как только она затянулась и стало ясно, что пророчество не сбылось из Общества начался отток людей, несмотря на то, что Рассел перенес дату конца мира на 1918 год.
Расселу не судилось пережить очередное разочарование, так как 31 октября 1916 года он скончался. Его преемником стал Джозеф Руттерфорд, он происходил из семьи баптистов и получил юридическое образование. В Общество он пришел при Расселе в 1906 году. После смерти Рассела ему досталось тяжелое наследство: Общество распадалось из-за несбывшегося пророчества. Чтобы изменить ситуацию Руттерфорд объявил, что "ожидавшаяся в 1914 году "битва великого дня" уже произошла, но на небе, а сатана и его ангелы в том же году якобы были низринуты на землю. 1918 год был объявлен как год" конца мира и начала 1000-летнего царства. В том же году проповедь сектантов об уничтожении мировых правительств была воспринята правоохранительными органами США и Канады как призыв к изменению существующего строя и против Руттерфорда и некоторых членов Общества было возбуждено уголовное дело, они были арестованы, но в 1919 году их освободили. Этот факт приобрел эсхатологическое значение и был истолкован сектантами как проявление войны между Иеговой и сатаной, а 1918 год был назван годом, когда Иегова пришел в духовный храм для суда.
Поскольку пророчества о конце мира являются средоточием сектантской доктрины, то Руттерфорд постоянно делал предсказания о времени конца мира. Датой конца мира назывались 1920, 1921, 1925 годы и II мировая война.
При нем произошли крупные перемены в учении и структуре Общества. Чтобы как можно больше отличаться от "ложных религий" сектанты в конце 20-х отказались от празднования Рождества Христова, а затем и дней рождений. В начале 30-х годов Руттерфорд сформулировал доктрину "постепенного откровения", согласно которой библейские пророчества будут становиться все более ясными для "истинных христиан". В 1931 году сектанты стали именоваться "Свидетели Иеговы". Это название "позаимствовано из книги пророка Исаии (Ис. 43, 12): "Вы свидетели Мои, говорит Господь, что Я - Бог" ( в еврейском - Иегова, впрочем, новейшие мировые лингвистические изыскания указывают на произношение Ягве).
В 1935 году в очередной раз была скорректирована эсхатология. До этого считалось, что все сектанты будут жить в Царстве Божием на небе, которое будут состоять из 144 000 "верных рабов" Иеговы. Но поскольку количество сектантов приближалось к 100 000 человек, то чтобы согласовать эту доктрину с реальной статистикой количеством, Руттерфорд выступил с разъяснением, что 144 000 будут соцарствовать Христу на небе, а остальным иеговистам уготована вечная жизнь на земле под руководством небесного правительства. Принадлежность к той или иной категории будет осуществиться через внутреннее самоопределение каждого сектанта, что внешне выявится при вкушение хлеба и вина на Вечере воспоминания.
С 1936 года иеговисты стали учить, что Христос был распят на столбе и отказались от изображения креста. В заслугу Руттерфорду ставят создание централизованной организации, где все руководящие лица назначались сверху.
После смерти Руттерфорда 8 января 1942 года руководителем секты стал Натан Норр. До обращения в иеговизм он состоял в реформатской церкви. Норр оставался верным традиции своих предшественников в их приверженности определения даты Армагеддона. Он объявил, что в 1972 году оканчивается 6 000 лет от создания мира и в этот момент начнется земная фаза царства небесного. Но для поддержания эсхатологических ожиданий рядовым иеговистам давали понять, что это событие возможно то в 1958, то в 1960, то в 1961 году. Но затем последовало очередное уточненное вычисление, согласно которому Армагеддон начнется в 1975 году.
Норр уделял большое внимание повышению качества и эффективности пропагандистской работы. С этой целью была в 1943 году была учреждена библейская школа Галаад, готовящая профессиональные кадры для управления сектой и пропаганды ее учения. В том же году начала работать Школа Теократического Служения. Она предназначена для подготовки так называемых возвещателей, то есть тех, кто непосредственно занимается обращением. На этих еженедельных занятиях изучаются доктринальные вопросы, но главное внимание уделяется обучению способам пропаганды и прорабатываются разные психологические ситуации и варианты их развития, в которых может оказаться сектант. Еще одним важным делом Норра было создание иеговистами собственного перевода Библии, а точнее переработки ее содержания в соответствии с вероучительными положениями сектантов. Это фальсифицированное Писание стало именоваться "Перевод Нового мира Священных Писаний". В настоящее время оно издано на 27 языках и переводится еще на 77 языков . Благодаря предпринятым усилиям численность иеговистов с 1942 по 1961 год выросла в 7,7 раза. Но за период с 1966 по 1975 год в результате пропагандисткой кампании приуроченной концу света их численность возросла в двое, до 2 179 256 чел.
В 1977 году умер Натан Норр и его место занял Фредерик Френц. Френц нарушив традицию отказался от указания конкретной даты конца мира, и с тех пор иеговисты живут ожиданием, что этот день наступит при жизни поколения, связанного каким то образом с событием 1914 года , то есть с днем, когда Христос стал править миром. По другому признаку Армагеддон наступит, когда в живых будет всего несколько людей их числа небесного правительства (то есть из 144 000 иеговистов).
В 1992 году умер Фредерик Френц, и новым президентом избран Милтон Хеншель.
Вероучение
Иеговистская концепция сводится к следующему. Все христианские церкви и мирские власти в своей совокупности составляют современный языческий сатанинский Вавилон. Осуждается при этом христианское учение о земном мире, как Божьем мире. Вместо этого выдвигается новое положение, по которому весь земной мир объявляется миром сатаны. Однако Бог Иегова (откуда и название секты) уже вмешался в "проклятый бег этого мира" и предрешил его конец. Близятся приметы битвы с силами сатаны. Отныне задача иеговистов сводится к тому, чтобы возвещать людям волю Иеговы и предупреждать, что единственный путь спасения человечества от гибели в предстоящей битве Христа с земным царством сатаны - это переход в секту иеговистов сейчас, до того, пока Христос не вступил в битву с сатаной. Иеговисты изменили и дату Второго Пришествия Христа на землю. Руттерфорд (о нем ниже) оповестил, что Христос незримо начал очищать духовный храм земли с весны 1918 года и, что, наконец, началось время, когда судьба всех людей будет решена в священной битве - Армагеддоне.
Руттерфорд не случайно избрал 1918 год. Как известно, в это время полмира было захвачено революционным движением и кризисом, потрясшим социальные и экономические устои. В отличие от господствующего в христианском мире учения, что в Библии главное - идеи спасения человека, иеговисты выдвинули другое положение. Они утверждают, что основная идея Библии - это защита и оправдание Бога как Всевышнего Творца всего сущего. Именно потому, что низвергнутый с неба сатана, бросив вызов Богу, поставил под сомнение Его всемогущество, Иегова начертал в Библии основные этапы, на протяжении которых люди должны убедиться в Его всемогуществе и бессилии сатаны отвратить людей от Бога. Только усвоив эту главную идею Библии, по мнению иеговистов, человек будет идти правильным путем к своему спасению и обретет силы для противодействия пагубному влиянию сатаны. Библию иеговисты рассматривают только как историю событий, в ходе которых Иегова открывает людям свою волю. Но Библия - это драматическое произведение или, буквально по их словам, "Великая драма". Началась драма в Эдемском саду с грехопадения первых людей и завершится Армагеддоном на планете. Так вот, по учению иеговистов, эта "драма" состоит из пролога, начала, конфликта и финала.
По их учению, у Иеговы было два духовных сына: Христос и Люцифер. Люцифер был не только сыном Зари, светлым архангелом, но и обязан был контролировать поведение первых людей. Адам и Ева были совершенными людьми. Люцифер не был доволен своим положением и желал сравниться во власти с Богом Иеговой. Свое могущество Люцифер решил испытать на первых людях - Адаме и Еве, внушив им, что вкушение от древа познания принесет не смерть, но могущество, которым обладает Сам Бог. Первые люди погрузились в пучину греха, глаза у ни открылись, они познали добро, но не имели сил его творить, а познав зло - не имели сил бороться с ним. Однако, здесь их трактовка грехопадения имеет существенное отличие от библейской. Ева согрешила первой, но Адам, утверждают иеговисты, видя, что Ева должна умереть, добровольно решил разделить с нею этот жребий. Он так привязался к своей жене, что разлука с нею, пусть и в будущем, была для него тягостна. Он добровольно принял запретную снедь и этим сознательным актом сам себя приговорил к смерти. Сумев соблазнить первую пару, Люцифер утвердился в мысли, что Бог Иегова не так всемогущ, если не сумел предотвратить это падение людей - венца Своего творения. А раз так, то против Бога можно сражаться и дальше. Иегова оставил Люцифера существовать в течение 6 тысяч лет, чтобы доказать ему невозможность победы зла над добром.
Но вернемся к концепции "Великой драмы". Как уже сказано, эта драма поделена на части, и мы коротко рассмотрим их.
Пролог. Бог Иегова творит. Как великий Художник, Словом созидает и возводит из несуществующего все. В изумлении замерли ангелы, дивные хоралы неземной музыки прорезают тонкий мир света, даются законы Вселенной, путь звездам, орбиты планетам, созидаются микро- и макромиры, даются уставы природе. Стройным пением славят Творца светлые небожители, присутствует полная гармония, и любовь объемлет и пронизывает собою все.
Начало действия. И вот первые люди в невинном состоянии пребывают в Едемском саду. Бог Иегова попускает одному из Своих духовных сыновей - Люциферу приступиться и ввести в искушение первую супружескую чету. Первой ест плод Ева, поддавшись уговору Люцифера. Адам, узнав, что Ева стала смертна, колеблется в своем выборе (остаться с Богом или умереть с Евой), но все-таки избирает последнее и принимает запретную снедь. Посему "похоть плоти" (приятно на вкус), "похоть очей" (красиво на вид) и "гордость житейская" (сравняться с Богом) становятся доминирующим орудием сатанинского искуса во всей последующей истории человечества.
Но грех этот Иегова, как наш любящий Небесный Отец, предопределил на искупление Иисусом Христом, Своим вторым духовным сыном, оставшимся Ему верным, поэтому следующий этап "Драмы".
Конфликт. Сатана (таковым стал Люцифер после падения первых людей по его вине) бросает открытый вызов Богу; хочет отвратить от Него всех людей и подклонить уже под свое имя "племена, народы, языки" на той проклятой в Адаме земле, что родит волчцы и тернии, но уже имеющей немалое население.
И вот I век н. э. Господь Иисус Христос пришел на землю, дабы взыскать и спасти погибшее, т.е. всех, кто примет Его искупительную жертву. Но этого мало. Необходимо обязательно членство в секте иеговистов, как непременное условие спасения. Ведь изгнанный из рая сатана, который искушал духовного брата (Христа) в пустыне, сейчас организовал себе царство и все более ожесточенно ведет борьбу свою с Иеговой. Это царство сатаны обширно: начинается со всех без исключения церквей мира до политических партий, государственных структур и организаций, до социальных, международных и неформальных объединений. Один из главных оплотов сатаны - Организация Объединенных Наций.
Христос искупил грехи людей на древе (креста иеговисты не признают, утверждая, что Спаситель был прибит просто к столбу), Люцифер посрамлен, но позиций своих не сдал. Борьба с силами добра ужесточается. Формы ее различны, размах велик, силы, задействованные в ней, неисчислимы.
Финал. Бог Иегова вторично посылает Христа на землю, но уже в незримом виде для расправы с Люцифером. В Армагеддоне, священной войне - Христос со Своим воинством уничтожает Люцифера и всех его сторонников. На планете устанавливается тысячелетнее Царство Христа, куда попадут 144 тысячи руководящих братьев Корпорации и наиболее верных последователей секты иеговистов. (Правда, для них вовсе не имеют значения слова Св. Писания "... и 144 тыс... не осквернившихся с женами", т.к. у них нет института монашества).
Иегова оправдан. Справедливость восторжествовала. Все иеговисты будут воскрешены во плоти, и будут царствовать на земле. Восстановится настоящее теократическое мировое государство во главе с Богом Иеговой и Его Ангелом-Сыном - Иисусом. Все христиане других конфессий, деноминации, сект, представители других религий будут уничтожены в Армагеддоне. Ада нет, ибо ад - это в буквальном понимании "могила", поэтому все не иеговисты и неверующие уйдут просто в небытие.
Вот основные концепции в понимании Слова Божьего секты "свидетелей". Ее руководители предусмотрительно объявили, что толковать Библию можно только посредством вспомогательной литературы, поступающей из Бруклина - центра иеговизма. Такой подпоркой в осмыслении Слова Божьего является, в частности, журнал "Сторожевая башня". В заглавии этого журнала такая купюра: "Сторожевая башня возвещает Царство Иеговы". На обратной стороне титульного листа пояснение: "Цель "Сторожевой башни" состоит в прославлении Иеговы Бога как суверенного Господа Вселенной. Она наблюдает события в мире, которыми исполняются библейские пророчества. Она утешает всех людей благой вестью, что Царство Бога скоро уничтожит тех, кто притесняет своих ближних, и что оно превратит планету в рай. Она поощряет к вере, в теперь господствующего Царя Бога, Иисуса Христа, пролитая кровь Которого дает человечеству возможность получить вечную жизнь. "Сторожевая башня", издаваемая Свидетелями Иеговы с 1879 г., не принимает участия в политической борьбе. Она придерживается Библии как своего авторитета. Издается этот журнал на 111 языках мира, средний тираж его 15290000 экземпляров.
Обыгрывая концепцию необходимости вспомогательной литературы для понимания Библии, в частности, один из лидеров корпорации Руттерфорд писал: "Человек утолит свою жажду из колодца только в том случае, если есть бадья, чтобы достать из колодца воду". Вот потому "Сторожевая башня" является той "духовной посудой" для иеговистов, которой они черпают из Библии все то, что нужно верующему для ее понимания и достижения путей спасения.
Понятие Бога. Отличительной особенностью "свидетелей" в учении о Боге является то, что они отрицают догмат о Нем, как едином по существу, но Троичного в Лицах, т.е. отрицают Святую Троицу. Бог, по их мнению, есть один Всемогущий Бог. Христос не равен Иегове, при этом следуют ссылки на тексты Нового Завета: Ин. 14, 26; 15, 1. Мф. 19, 17. Лк. 22, 42 и т.д. Но совсем не принимается во внимание другое место из Св. Писания: "... Я в Отце и Отец во Мне..." (Ин. 14, 10) и "Я и Отец - едино" (Ин. 10, 30).
Смысл искупления. Искупительный подвиг Иисуса Христа рассматривается как персональная жертва ради одних лишь согрешивших прародителей, но не для всех. Закон Бога Иеговы требовал, чтобы за потерянную Адамом безгрешность была принесена в жертву совершенная человеческая жизнь. Но грех уже на генетическом уровне овладел человечеством, все смертны, ибо сказано: "Все согрешили и лишены славы Божьей" (Рим. 3, 23). "Нет праведного ни одного..." (Рим. 3, 10). Тогда Иегова решил сделать таким совершенным человеком Своего второго духовного сына - Иисуса Христа. По воле Иеговы, Христос перевоплотился из духовного существа в человеческое создание, став совершенным, в отличие от других людей, населявших Землю. Он умер на столбе как человек, искупив грех Адама, но воскрес не по плоти, а по духу, т.е. уже как духовное существо с божественной природой. У человечества появился шанс на спасение, т.к. Иегова дал это право Своему духовному Сыну.
О пришествии Иисуса Христа на землю
По учению иеговистов, Христос невидимо пришел на землю уже в 1918 году, сейчас пребывает на земле, ведет борьбу с силами сатаны. Видимым проявлением такой борьбы они считают первую и вторую мировые войны. Они тщательно смотрят за политическими событиями в мире, за локальными конфликтами на континентах и в регионах, за международными изменениями и высказываниями политических лидеров с тем, чтобы в нужном свете подать отрафинированную и профильтрованную в Бруклине информацию своим последователям как очередной признак скорого Армагеддона. Центром "бесовского бега этого мира" объявлена организация ООН. Другим важным признаком пришествия Христа на землю является существование и деятельность их Корпорации в Бруклине. Они утверждают, что Корпорация возникла по предначертанию Иеговы, а их история идет еще с Ветхого Завета, когда свидетелей (читай иеговистов) Божиих гнали иудеи и побивали камнями, а в Новом Завете первым "свидетелем Иеговы" был первомученик Стефан (Деян. 7, 59).
Учение о Духе Святом. Дух Святой, по мнению иеговистов, не личность, не Ипостась Бога, но невидимая действенная сила, которая исходит от Иеговы. Своего рода энергия, которая сама по себе мертва без источника своего. Иногда в полемике они сравнивают с аккумулятором, от которого горит свет. Нет аккумулятора, нет и тока...
О душе человека. Здесь свидетели полностью сходятся в учении с адвентистами о состоянии души после смерти тела. Прежде всего, они, как и адвентисты, стремятся доказать, что в Библии под душой понимается жизнь. Душами являются и люди и животные, которые умирая, перестают быть реальностью. Соответственно, с телом умирает и душа. Такая трактовка об отсутствии души получает свое полное завершение в финале "Великой драмы", где битва Армагеддон сотрет все, "не иеговистское" в небытие и забвение.
Об Армагеддоне. Что же это за ключевой пункт в вероучении иеговистов - Армагеддон? Давайте вначале рассмотрим этимологию самого слова. Слово Армагеддон сложное. Оно состоит из "Ар" и "Мегило". Еврейское слово "Ар" означает холмистую местность, "Мегило" - географическое место в Палестине. Оно послужило во времена судей полем битвы Варака с Сисарою (Суд. 5,19). На этом же месте было сражение египетского фараона Нехао с иудейским царем Иосией (4 Цар. 23, 29). Таким образом, это место является памятником победы и поражения. Отсюда и слово "Армагеддон" имеет символический смысл.
В 1918 году Господь Иисус, придя на землю, стал собирать преданные и верные Ему силы для будущей священной войны с сатаной. На Его стороне будет 144 тыс. сторонников из наиболее последовательных и верных членов Корпорации, умерших до начала Армагеддона. Но Господь их воскресит для такого святого и нужного дела. Эта битва произойдет в Палестине около горы Гар-Мегиддон (т.е. Армагеддон). Вот название местности и дало наименование самому событию, т.е. войне. После победы над силами зла и их полным затем уничтожением, обновленной землей будет управлять Иисус до 144 тыс. верных. Воцарится полная теократия и гармония, обновленная Земля станет цветущим садом, будут воскрешены и все остальные последователи "Общества". Болезней, забот, страха, печали и неудовлетворенности не будет. Как не будет нации, армии, границ, государственных структур и прочего. Как поют иеговисты (ильинцы) в одном из своих гимнов:
Организационная структура
Во главе секты стоит называемая "Руководящая (или Правящая) корпорация", или Правление Свидетелей Иеговы, расположенная во всемирном главном отделе в Бруклине, Нью-Йорк, США. Руководящая корпорация (или администрация) состоит из мужчин и следит за всемирной деятельностью сектантов. В теологии сектантов Бруклинская руководящая корпорация именуется чаще всего — "верным и благоразумным рабом" (или "ВиБР"), а также "помазанным остатком", "князьями", "правдивой церковью", "священным остатком", "священной группой", "малым стадом", "помазанными последователями Иисуса Христа", "соправителями Христа в Царстве", "духовными соучастниками Христа на небе", "Классом Илии", иногда просто "помазанными" или "святыми Всевышнего" . По учению сектантов, "верный и благоразумный раб", является каналом связи с Иеговой. Вне причастности к которому нельзя постичь его мудрости: "Всем желающим знать Библию следует по достоинству оценить то, что "многоразличную премудрость Божию" можно узнать только благодаря каналу связи — "верному благоразумному рабу" которым пользуется Иегова". В терминологии секты "каналом связи" или "каналом истины" называется и вся в целом организация, но особенно Бруклинская руководящая корпорация внутри этой организации (т. е. внутри общего "канала связи" есть особый "канал истины", через который распространяется духовная пища"). Члены Бруклинской руководящей корпорации входят в состав "Божьего небесного Царства" и представляют для членов секты "реальную власть, за которую Иисус учил молиться".
Во главе Бруклинской руководящий корпорации (правления) стоит президент и вице-президент. Это "Правление" работает при посредстве шести (по другим данным семи) комитетов. Уполномоченные представители "Правящей Корпорации" контролируют Общество Сторожевой башни в Нью-Йорке, представительство в Англии, а также другие юридические организации, в том числе и более 15 "зон" по всему миру, управляя представителями филиалов в каждой зоне. На данный момент имеется 98 филиалов. Каждым из них правит комитет числом от 3-х до 7 членов. Страна, в которой находится филиал, разделена на области, которые в свою очередь разделены на районы. В каждом районе около 20 собраний. Областной надзиратель периодически посещает районы своей области. В каждом районе 2 раза в год проводятся конгрессы. Районный надзиратель контролирует деятельность районных "собраний". Главные в "собрании" — старейшины, которые подчинены районному надзирателю.
Филиалы в каждой стране юридически зарегистрированы таким образом, чтобы секта могла извлечь максимальную пользу из своего статуса. Сразу после кончины этим представителям администрации — "святым Вышнего" — гарантируется, по их же учению, немедленное "воскресение к бессмертной жизни и они сразу же продолжают служить Иегове на небе. Они не находятся в смертном сне продолжительное время, но "вдруг, во мгновение ока" облекаются в бессмертие". Остальные же рядовые "овцы" ("слуги") по смерти превращаются "в ничто", так как души у человека по "новому учению" Руководящей корпорации нет. Информация о "превратившихся в ничто" или "не помазанных", содержится в "памяти Иеговы", который "вспомнит" о них, предварительно создав "рай на земле", и сотворит их вновь и поселит в хорошо всем знакомом мире, наполненном пищей, одеждой, хорошей работой и т. п.
До недавнего времени деятельность "Свидетелей Иеговы" была запрещена в следующих странах: Испания, Греция, Румыния, Доминиканская Республика, Малави и пр. Неограниченную свободу действий миссионеры общества имеют во многих африканских странах — Анголе, Бенине, Гамбии, Гане, Кении, Мозамбике, Нигерии, Руанде и других. Численность сектантов к настоящему времени достигла более 12 миллионов человек. Они объединены в 89 000 собраний.
Филиалы общества "Свидетелей Иеговы"
В организационной структуре секты ниже Бруклинской руководящей корпорации стоят разбросанные по всему миру филиалы, или так называемые "Вефили", координирующие и руководящие работой сектантов в странах, областях, районах. Филиалы секты размещаются в специально построенных для этого зданиях, которые являются не просто конторами или "домами культуры" верных "свидетелей", а некими мистическими "сооружениями, связанными с поклонением Иегове в наши дни" . Вефиль называется также "Домом Божьим", где "каждое любое назначение — будь то работа на станке, печатание духовной пищи, стирка одежды, приготовление еды, работа на кухне, или в любом другом месте — все является священным служением". Это назначение в филиале для члена секты "имеет первенство перед другой деятельностью" и требует "смирения, подчинения и повиновения указаниям, данным Обществом". Российский филиал организации "Свидетелей Иеговы", официально называемый "Религиозной Организацией Свидетелей Иеговы", зарегистрирован в Минюсте РФ, но управляется головной организацией из Нью-Йорка, которая зарегистрирована там как издательство. Руководящим органом региональной религиозной организации в странах СНГ является Управленческий центр (Вефиль). Центр создан "Правящей Корпорацией" в марте 1991 года в г. Москве. Возглавляет управленческий центр руководящий комитет, состоящий из старейшин местных религиозных обществ, назначенных "Правящей Корпорацией". Управленческий центр учреждает местные общества, дает указания о начале их религиозной деятельности и ее прекращении, назначает на должность и смещает надзирателей (старейшин), служебных помощников (диаконов), публичных ораторов (проповедников) и других служителей. Окончательное решение по всем вышеупомянутым вопросам принимает, однако, "Правящая Корпорация". Во главе Управленческого центра стоит координатор.
В настоящее время деятельность секты в г. Москве официально запрещена. В Санкт-Петербурге же сектанты пользуются полной свободой действий.
Первичная структура — "собрание"
Первичной организационной единицей являются "собрания" членов секты, которые проводят свои встречи в так называемых "Залах царств". Каждое собрание проводит пять встреч в неделю, среди которых занятия по программе "Школы теократического служения", изучение "Сторожевой башни" и другие.
В каждом собрании имеется назначенный старейшина и его помощники, такие как надзиратель собрания, служебные помощники и др., которые осуществляют служение в собрании, обучение, надзор за "чистотой собрания" и проповеднической деятельностью на вверенной им территории. Они проходят подготовку в "Школе усовершенствования служения" и в "Школе царственного служения", которые готовят старейшин и служебных помощников к теократическим назначениям". Ежегодно секта проводит также вербовочные кампании - областные, районные и международные конгрессы. Наиболее впечатляющим был конгресс в 1993 году в Киеве, где на республиканском стадионе собралось более 64 000 человек. Во время этого мероприятия посвящение в члены секты приняли 7 402 человека. В последние годы в России проводится от одного до двух десятков конгрессов.
Все члены секты призваны к непрерывному проповедованию доктрин секты на протяжение своей жизни: "Свидетели не посвящают служению какой-нибудь час-другой в неделю. Они посвящают служению всю жизнь". Проповедники секты различаются по разным степеням проповеднического служения, но условно их можно разделить на рядовых сектантов и тех, кто занимается пропагандой профессионально, будучи на содержании у секты, это так называемые "пионеры". Существует регламентированный режим их работы в зависимости от квалификации он составляет от 60 до 140 часов в месяц. Наиболее перспективные пионеры служения со стажем в среднем 12 лет получают приглашение для дальнейшего обучения миссионерской деятельности в "Библейских школах Сторожевой башни Галаад". Выпускники школы "Галаад" получают миссионерское назначение в любую страну независимо от их желания: "Миссионеры не решают за себя, где они будут жить и какую работу выполнять".
"Инструкции" Бруклинской Корпорации для членов собраний секты об отношении с неиеговистами
Корпорация требует от своих подчиненных "ограничить общение с теми, кто не посвятил себя Иегове". При этом не исключается ситуация, "когда служитель Иеговы не должен проявлять сочувствия (!), например, когда его близкого друга или родственника лишили "общения" (иными словами, исключили из собрания секты), и не "сообщаться", не поддаваться чувству жалости — такая твердая позиция может даже побудить согрешившего раскаяться (?)..." Другими словами, твердая позиция может быть применена по отношению к матери, отцу, мужу, жене... Если же член секты познакомился с человеком, который не разделяет взглядов руководителей секты, то ему настоятельно рекомендует "прекратить разрушительные отношения, прежде чем был нанесен непоправимый вред, так как такие отношения не нравятся Богу, но также угрожают счастью и благополучию человека", или еще "хуже", он станет отступником, который вновь окажется "во тьме христианского мира и его учений, как например верование, что все христиане идут на небо", вместо горячо желанного и "радостного подчинения властям" и "администрации" секты (Бруклинской Корпорации).
Все неиеговистские религиозные организации именуются ими "организациями сатаны" ("Какие организации могут существовать вне истинного собрания? Лишь организации сатаны"), которые будут уничтожены при Армагеддоне ("Иегова уничтожит плохих людей, которые не исправляются").
Печатные издания секты
Собственное издательство в Бруклине возникло в 1927 году. В настоящее время оно включает в себя комплекс из 7 зданий плюс конторское здание. Там же находятся вспомогательные производственные помещения на 3 000 работников. Работающие во всех учреждениях секты, в том числе и в штаб-квартире, сектанты денег почти не получают.
Основным печатным органом секты является "Сторожевая Башня", который издается на 120 языках тиражом более 16 миллионов экземпляров ежемесячно. Кроме этого, журнал "Пробудись!" ежемесячным тиражом около 13 миллионов экземпляров на 75 языках. Все эти выпуски печатаются одновременно, так что все "свидетели" получают одну и ту же информацию в одно и тоже время. Издаются также брошюры типа "Радуйся жизни на земле вечно!" (свыше 72 миллионов на 198 языках) или "Смотри Я творю всё новое", "Правительство, которое принесет Рай", с аналогичными подобными тиражами. Книги секты издаются также многомиллионными тиражами, например: "Ты можешь жить вечно в раю на земле" (67 миллионов экземпляров на 114 языках). Распространение журналов и книг происходит при посещения домов, при раздаче на улицах, базарах, бензоколонках, в общественном транспорте, в самолетах - везде, где только возможно, и является обязанностью для всех членов секты.
Использованные материалы
- Материалы по сектоведению Екатеринбургской семинарии
- Материалы по сектоведению Киевской семинарии автор В. М. Чернышев
- Материалы сайта Миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии