Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ПРЕПОЛОВЕНИЕ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Преполовение (Беседа Христа с книжниками).  Икона, кон. XV в., Новгород
Преполовение (Беседа Христа с книжниками). Икона, кон. XV в., Новгород
Преполовение Пятидесятницы - праздник Православной Церкви, середина (преполовение) 50-дневного срока (Пятидесятницы) между праздниками Пасхи и Сошествия Святого Духа.

Празднуется в среду 4-й седмицы по Пасхе

Наименование праздника Церковь заимствовала из Евангелия, благовествующего о том как Господь Иисус Христос в третий год Своей Евангельской проповеди в преполовение Ветхозаветного праздника Кущей, вошел в храм и учил (Ин. 7, 14). В Своём учении Он ясно показал Себя Христом, ходатаем между Богом и людьми, законодателем и равным Богу Отцу. Это учение Иисуса Христа, соответственно половине Пятидесятницы, соединяющей Пасху и праздник сошествия Святого Духа, предвозвещает о приближающемся времени сошествия Святого Духа, ибо "в последний день праздника," во время которого Господь был в церкви и учил, Он Сам предвозвестил о Святом Духе, "Которого имели принять верующие в Него" (Ин. 7, 39). Таким образом, Преполовение Пятидесятницы есть явление Божественной силы и мудрости Спасителя, ниспославшего Святого Духа.

О дне Преполовения Пятидесятницы упоминает в своих поучениях святитель Иоанн Златоуст. В VII веке - преподобный Андрей Критский, в VIII - преподобный Иоанн Дамаскин, в IX - исповедник Феофан Начертанный воспели Преполовение в духовных песнях [1].

Вспоминая в Неделю о расслабленном освящение воды от Ангела в купели Силоамской, и особенно Божественное учение Иисуса Христа, произнесенное Им в Пятидесятницу, которое Господь уподобляет воде, "подающей грешнику, жаждущему спасения, жизнь и мудрость," Церковь в день Преполовения после литургии совершает малое водоосвящение, прося Господа напоить жаждущие души водами благочестия, как Он "возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей" (Ин. 7, 37).

Иконография праздника отсылает к другому случаю пришествия Христа в храм, также на праздник кущей, в отрочестве (Лк. 2, 46). На образе Господь изображен юношей, сидящим посреди внимающих ему старцев.

Молитвы

Тропарь, глас 8

Преполовившуся празднику, жаждущую душу мою благочестия напой водами, яко всем Спасе возопил еси: жаждай да грядет ко Мне и да пиет, источниче жизни нашея Христе Боже, слава Тебе.

Кондак, глас 4

Празднику законному преполовляющуся,/ всех Творче и Владыко,/ к предстоящим глаголал еси, Христе Боже:/ приидите и почерпите воду безсмертия./ Темже Тебе припадаем и верно вопием:/ щедроты Твоя даруй нам,// Ты бо еси Источник жизни нашея.

Использованные материалы



[1]  В ряду песнопевцев праздника упомянут и Анатолий Константинопольский в V веке, но ныне минейные стихиры с надписанием "Анатолия" зачастуют приписывают позднейшим писателям. См. подробнее ст. Анатолий Константинопольский.

Редакция текста от: 30.10.2012 22:08:55

"ПРЕПОЛОВЕНИЕ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google