Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ДОНСКАЯ ОБНОВЛЕНЧЕСКАЯ ЕПАРХИЯ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Донская обновленческая епархия (обновленческий раскол, недейств.)

Внедрение обновленческого раскола в Донской и Новочеркасской епархии, границы которой в 1922 году совпадали с границами Донской области, началось в июне 1922 года и было связано с личностью обновленческого архиепископа Мелхиседека (Николева), при поддержке Донского областного ГПУ.

Прибыв в Новочеркасск, архиепископ Мелхиседек не стал афишировать свою принадлежность к обновленчеству и «Живой церкви», предпочитая первое время оставаться в тени. Он наладил тесный контакт с Донским областным ГПУ (ДО ГПУ), став его осведомителем, и 18 июня 1922 года провел в Новочеркасске первое собрание духовенства и мирян. На собрании обсуждался вопрос об обновленческом движении. Часть новочеркасского духовенства, поддержавшая архиепископа Мелхиседека, создала епархиальный обновленческий комитет под председательством протоиерея Дмитриева, в составе протоиерея Фомина, священника Шапошникова и двух мирян.

Организация комитета стала причиной отказа правящего архиепископа Митрофана (Симашкевича) от дальнейшего руководства епархией. Скорее всего, желая дистанцироваться от обновленчества и от тех процессов, которые происходили в среде духовенства, архиепископ Митрофан покинул Новочеркасск, удалившись в Старочеркасский Ефремовский женский монастырь без какой-либо официальной передачи власти, оставив управление епархией на своего викария, епископа Аксайского Митрофана (Гринева). Факт удаления правящего архиерея от дел был мгновенно использован ДО ГПУ и обновленцами в своих целях. Фактически архиепископ Митрофан уступил им дорогу, не желая стать во главе сопротивления. Приходское духовенство области (за исключением городского) было введено в заблуждение, полагая, что епархиальная власть была официально передана обновленческому исполнительному комитету и архиепископу Мелхиседеку.

Почти сразу после учреждения комитета в Новочеркасске образовалась активная оппозиция обновленчеству. В нее вошли епископ Аксайский Митрофан (Гринев) и новочеркасские священники А.П. Шишкин, И.Я. Артемьев, В.И. Волагурин и И.Н. Золотарёв. Они выступали против церковных реформ в любом виде, настаивая на том, что «церковные реформы могут производиться только церковным собором, законно созванным и законно собранным... но отнюдь не так, как это хотела сделать группа живоцерковцев». Особую неприязнь вызывал архиепископ Мелхиседек, чья власть справедливо признавалась неканонической. По мнению священнослужителей, единственным законным епископом Донской епархии мог быть только епископ Митрофан (Гринев).

Методы борьбы новочеркасского духовенства с архиепископом Мелхиседеком были достаточно своеобразными. Помимо разгромных проповедей, в результате которых архиепископ предпочел не совершать богослужений в городских храмах, ограничившись Крестовой церковью, духовенство распространяло по городу листовки с угрозами. В результате Мелхиседек 26 декабря 1922 года обратился в ДО ГПУ с заявлением, в котором сообщал, что «Артемьев, Волагурин, Шишкин и стоящий во главе их епископ Митрофан» своими проповедями «возбуждают верующую толпу и враждебно настраивают ее против всякого обновленческого движения», и слагал с себя ответственность за возможные выступления народа против него и обновленческого комитета. Реакция власти была предсказуемой. 22 января 1923 года епископ Митрофан, священники В.И. Волагурин и И.Я. Артемьев были арестованы и высланы в Москву. По всей видимости, угроза ареста заставила новочеркасское духовенство замолчать. Избавившись с помощью ДО ГПУ от своих противников, архиепископ Мелхиседек начал активную деятельность по насаждению обновленчества в епархии. Уже 4 февраля 1923 года он провел собрание духовенства Елизаветовского и Аксайского благочиний, на котором единогласно была признана законность и каноничность его прав, признана власть ВЦУ, а также принята программа «Живой церкви». 7 февраля того же года на благочинническом съезде епархии также большинством голосов была подтверждена законность и каноничность прав архиепископа Мелхиседека. Большинством голосов была принята резолюция, «приветствующая» в качестве руководящего органа ВЦУ и признающая необходимость образования на местах групп «Живой церкви». На этом же съезде прозвучал доклад о слиянии Ростовской и Донской епархий с центром в Ростове-на-Дону.

Поскольку обновленческий архиепископ Ростовский и Таганрогский Феофилакт (Клементьев) умер в январе 1923 года, новообразованную епархию возглавил архиепископ Мелхиседек. Несмотря на протесты части духовенства, было принято решение о переносе кафедры правящего архиерея в Ростов. В Новочеркасске решили оставить кафедру викарного епископа [1], но он так и не был назначен, хотя на это место претендовал настоятель Цукурского Николаевского монастыря архимандрит Тихон (Русинов)[2]. 30 марта 1923 года к «Живой церкви» присоединилось духовенство Сальского округа; 31 марта 1923 года комитет «Живой церкви» был создан в Мечетинском благочинии. Его возглавил будущий женатый епископ, на тот момент протоиерей Филипп Власов.

Первый обновленческий епархиальный съезд в Донской епархии состоялся 11 апреля 1923 года в архиерейском доме Новочеркасска. На съезде духовенство вынесло осуждение патриарху Тихону — это была обязательная акция в рамках подготовки к обновленческому «Поместному собору» 1923 года, — избрало делегатов на собор. По косвенным сведениям, на съезде присутствовал будущий епископ Захария (Лобов), выступивший против обновленцев, но поддержанный только одним священником Дегтевского благочиния Илией Пироженко. Остальное приходское духовенство Донской и Новочеркасской епархии, введенное в заблуждение якобы каноническим переходом епархиальной власти к архиепископу Мелхиседеку, безропотно молчало и выполняло все, что эта власть требовала, включая признание «Живой церкви». Поскольку донское духовенство было консервативным, радикальные обновленческие реформы на Дону не проводились, за исключением попыток введения нового стиля и появления брачного епископата. Дон дал обновленчеству двух женатых епископов - архиепископа Филиппа Власова и митрополита Василия Кожина.

После освобождения из-под ареста 26 июня 1923 года патриарха Тихона на Дону как среди духовенства, так и среди активных мирян, число которых было незначительным, началось стихийное противообновленческое движение. Так, на съезде Дегтевского благочиния, состоявшемся 17 июля 1923 года, единогласно было принято постановление о непризнании постановлений обновленческого Поместного собора 1923 года, обновленческого Временного церковного совета, архиепископа Мелхиседека и Донского епархиального совета. Скорее всего, инициатором съезда Дегтевского благочиния стал священник Илия Пироженко, написавший письмо патриарху Тихону от лица съезда. За противостояние обновленчеству И. Пироженко был арестован 16 марта 1924 года.

Решающим этапом в борьбе с обновленчеством на Дону стала епископская хиротония протоиерея Захарии Лобова. 14 октября 1923 года он был назначен епископом Аксайским, викарием Донской епархии. Согласие протоиерея Захарии на епископскую хиротонию по времени совпадает с возвращением из «затвора» митрополита Митрофана. Последующая активная деятельность викарного епископа при молчаливой поддержке правящего архиерея и явно «ведомая» позиция последнего, описанная в письмах епископа Захарии к священнику П.А. Фалевичу, позволяют высказать предположение, что митрополит Митрофан вернулся к архипастырской деятельности по настоянию епископа Захарии. Встав на крестный путь епископского служения, Захария (Лобов) обратился с воззванием «Ко всем истинно верующим православным чадам», в котором, ссылаясь на постановления Вселенских соборов, обличил обновленчество и призвал не принимать никаких нововведений. Появление у церковного кормила активного епископа с выраженной позицией стало причиной возвращения большинства приходов Донской и Новочеркасской епархии под омофор митрополита Митрофана. Приветствуя возвращение, епископ Захария тем не менее заставлял уклонявшихся в обновленчество приносить публичное покаяние перед приходом. В середине октября 1923 года к епископу Захарии и митрополиту Митрофану присоединились приходы Миллеровского благочиния; в середине ноября — храмы Дегтевского благочиния; в начале марта 1924 года — Александровск-Грушевского благочиния; в конце марта — Богдано-Киевского благочиния.

Массовое возвращение донских приходов в юрисдикцию митрополита Митрофана и, следовательно, потеря значительной части доходов обновленческим епархиальным управлением заставили архиепископа Мелхиседека написать донос в ДО ГПУ, где он назвал набиравшее силу движение «лобовщиной». Вследствие доноса 10 декабря 1923 года епископ Захария был взят на учет, а в феврале 1924 года арестован и приговорен особым совещанием при Коллегии ОГПУ к двум годам концентрационных лагерей. В обвинении епископу инкриминировались хранение воззваний контрреволюционного характера с целью распространения; измышление и распространение «ложных» сведений о гонении советской власти на Церковь и что якобы соввласть поддерживает «Живую церковь»; возбуждение национальной вражды и розни; присвоение себе функций юридического лица, выразившихся «в назначении на должность благочинных и вообще священников, в то время как эта власть принадлежит епархуправлению». В апреле 1924 года были арестованы активные «лобовцы»: священники П.М. Ледковский, П. А. Фалевич, С.К. Краснов, В.А. Сериков и И.И. Пироженко.

Несмотря на попытки архиепископа Мелхиседека остановить крах обновленчества на Дону с помощью ГПУ, к середине 1924 года большинство приходов Донской епархии отказались от обновленчества и вновь подчинились митрополиту Митрофану. В ведении обновленцев остались считаные приходы. Как и в случае насаждения раскола, выход из него был не личной инициативой священнослужителей. Только после освобождения патриарха Тихона из-под ареста и епископской хиротонии уважаемого донским духовенством новочеркасского протоиерея Захарии Лобова, возглавившего оппозицию обновленчеству, священники в составе целых благочиний начали возвращаться из раскола. Как в уклонении в раскол, так и при выходе из него прихожане не играли значительной роли. В целом их позицию можно охарактеризовать как индифферентную. Только спустя полтора-два месяца после освобождения патриарха Тихона именно по инициативе прихожан некоторых населенных пунктов Донской области (это были крестьянские поселки и слободы) приходы покидали обновленчество и присоединялись к патриарху.

Архиереи

Использованные материалы

  • Шадрина А. В., препод. ДДС, "Обновленческий раскол на Дону и деятельность «архиепископа» Мелхиседека (Николева)", Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви, 2015, Вып. 3 (64), с. 44 - 50:
  • Табунщикова. Л.В., Шадрина. А. В., Церковные расколы в Донской области. 1920 - 1930-е годы. Сборник документов и материалов - Ростов н/Д: Антей, 2015, с. 3-16, 30 - 39, 563 (Публикации фонда имени священника Илии Попова, книга №7):



[1]  См.: Донской епархиальный съезд. // Трудовой Дон. 1923. 7 февраля. c. 2

[2]  Архив УФСБ РФ по РО. Д. П-53110. Л. 234

[3]  Лавринов В.В., прот. Обновленческий раскол в портретах его деятелей // Общество любителей церковной истории, М. 2016, с. 540, 620.

Редакция текста от: 06.11.2020 07:45:43

"ДОНСКАЯ ОБНОВЛЕНЧЕСКАЯ ЕПАРХИЯ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google