Протоиерей Вячеслав Сериков, тюремное фото |
Родился 27 сентября 1888 года в поселке Сулиновский Черкасского округа Области войска Донского (ныне город Красный Сулин Ростовской обл.) в семье мещанина [1].
Окончил Донское миссионерское училище [2]. В 1911 году окончил Донскую духовную семинарию в звании студента [3].
5 сентября 1911 года определен псаломщиком ко двухклировой Троицкой церкви станицы Качалинской Качалинского благочиния 2-го Донского округа Области войска Донского [4].
Женился на Надежде Николаевне Киселевой (1889/81 - 1963), из мещанской семьи Новочеркасска. В семье родились: дочь Анна (1914 - 1994) и сын Сергей (1915 - после 1924). В семье также проживала теща - Наталья Даниловна Киселева (1858 г.р.) и Александра (1887 г.р.) - старшая сестра батюшки [5].
19 февраля 1912 года рукоположен во иерея к Ильинской церкви поселка Гиринско-Петряковского (Петриковского; ныне хутор Гирино Тарасовского района Ростовской обл.). Рукоположение совершено в Новочеркасском кафедральном Вознесенском соборе епископом Аксайским Гермогеном (Максимовым) [6].
11 октября 1916 года был утвержден членом Милютинского благочиннического совета [7].
Из недвижимого имущества ничем не владел [8].
В поселке Гиринско-Петряковском отец Вячеслав продолжал служить и во время Гражданской войны, и в первые годы установления советской власти на Дону. Батюшка сохранял верность канонической Церкви и патриарху Тихону, активно выступал против обновленческого раскола [9].
22 марта 1924 года был арестован ОГПУ по обвинению в том, что "вел антисоветскую пропаганду и агитацию" [10]. Проходил по одному уголовному делу со своим правящим архиереем - Захарием (Лобовым), епископом Аксайским и Нижне-Чирским, деятельно противостоявшим обновленцам на Дону.
26 сентября 1924 года был приговорен к высылке в Зырянский край (ныне Республика Коми) сроком на два года [5]. Поздней осенью 1924 года отец Вячеслав прибыл к месту своей ссылки - в зырянское село Усть-Кулом, где проживали ссыльные представители духовенства, также на своих местах противостоявшие обновленческому расколу [11].
Вернувшись из ссылки в 1926 году, батюшка служил в Покровской церкви станицы Кривянской (в 5 км от города Новочеркасска), после ареста ее настоятеля - отца Александра Попова в апреле 1927 года.
Не позднее 1930 года священник Вячеслав Сериков был возведен в сан протоиерея [12].
В 1935 году был снова арестован органами НКВД и приговорен к трем годам лишения свободы [13]. Следственное дело 1935 года не обнаружено в Архиве УФСБ России по Ростовской области [14]. Однако в протоколе допроса священника Георгия Суринова от 3 февраля 1938 года, последний утверждает, что о. Вячеслав Сериков отбывает ссылку, как член "контрреволюционной организации церковников" по г. Ростову-на-Дону, наряду с клириками городского кафедрального собора о. Михаилом Домничем и о. Александром Бединым, которые "незадолго до закрытия старого собора, примерно с конца апреля месяца 1935 г. <…>, с целью недопущения закрытия собора, обрабатывали прихожан для организации сопротивления" [15].
После освобождения, с 8 февраля 1938 года работал в различных организациях на должностях: техник-десятник, счетовод, счетовод-завхоз, бухгалтер, а с 23 июня 1941 года - старший бухгалтер.
С началом второй оккупации Ростова-на-Дону (с 24 июля 1942 по 14 февраля 1943), жители обратились к бывшему кафедральному протоиерею Вячеславу Серикову с прошением о возобновлении богослужений в городском кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы. В августе 1942 года отец Вячеслав начал регулярно совершать богослужения в открывшемся кафедральном соборе и других храмах города Ростова-на-Дону [16]. Прихожане собора, как и многих других донских приходов, приняли активное участие в его открытии, принесли церковную утварь и иконы [17].
С разрешения оккупационных властей стараниями отца Вячеслава была воссоздана структура церковного управления Ростовской-на-Дону и Таганрогской епархии - епархиальное управление (церковный совет), в состав которого вошел он сам, как его председатель, а также отец Иоанн Наговский, как заместитель председателя, и профессор А. И. Иванов, в качестве представителя бургомистрства города Ростова-на-Дону. Секретарем стала Зинаида Баркова, хорошо знавшая батюшку еще до войны.
Когда в Ростове-на-Дону стало известно, что на территории Ростовской-на-Дону и Таганрогской епархии возобновилось архиерейское служение: Таганрогский епископ Иосиф (Чернов), последним из канонических архиереев управлявший епархией перед войной (май – декабрь 1935), вернулся на свою кафедру в город Таганрог 8 августа 1942 года, протоиерей Вячеслав Сериков написал прошение на его имя об утверждении его настоятелем кафедрального собора и исполняющим обязанности благочинного священника города. Епископ Иосиф (Чернов) наложил на прошение положительную резолюцию, и передал его из Таганрога вместе с отношением, разрешающим батюшке быть исполняющим обязанности благочинного священника Ростова-на-Дону и служить в храмах города [18].
Отец Вячеслав энергично принялся возрождать церковную жизнь на канонической территории вверенного ему Ростовского-на-Дону церковного округа (благочиния). Одним из первых начал проводить богослужения в открывавшихся одной за другой церквях города [19]. На площади перед зданием Госбанка (по улице Большая Садовая), где находился снесенный в начале 1930-х годах собор Александра Невского, в августе 1942 года о. Вячеславом был отслужен общественный молебен об упокоении всех новомучеников и исповедников, пострадавших от богоборческих властей. Это событие было описано в газете "Голос Ростова" [20], издававшейся Бургомистрством:
Через редакцию «Голоса Ростова» был начат прием пожертвований на восстановление кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы [19].
В августе - сентябре 1942 года протоиерей Вячеслав Сериков несколько раз посещал и окормлял военнопленных красноармейцев в лагерях на территории епархии. Отец Вячеслав совершал среди них богослужения, раздавал им деньги, одежду и продукты, собранные местным населением для военнопленных [21].
В начале февраля 1943 года фронт приблизился к Ростову-на-Дону, и германское командование приняло решение об эвакуации Ростовского церковного совета из города в тыл. Таким образом, отец Вячеслав со своим семейством оказался в Одессе, где продолжил пастырское служение по возрождению церковной жизни. Служил в Кирилло-Мефодиевской церкви Одессы, оставшись в городе и после ухода оккупационных войск немцев и румын в апреле 1944 года.
29 мая 1944 года был арестован УНКГБ по Ростовской области "за измену Родине и проведение антисоветской агитации" и этапирован в Ростов-на-Дону [22].
Постановлением Особого Совещания при НКВД СССР от 17 марта 1945 года был приговорен к заключению в исправительно-трудовом лагере (ИТЛ) сроком на десять лет [23].
Сохранилось свидетельство В. М. Шаврова об отце Вячеславе Серикове в заключении [24]:
Батюшка и в лагере продолжал нести свое пастырское послушание, проповедуя Христа среди заключенных. Вот, что свидетельствует о своем личном духовном опыте в заключении В.М. Шавров:
Протоиерей Вячеслав Сериков скончался 20 мая 1953 года в Усольлаге, на станции Селянка Молотовской области [25].
Был реабилитирован прокуратурой Ростовской области 18 июня 1993 года по 1944 году репрессий и 31 декабря 1997 года по 1924 году репрессий [26].
[1] Компаниец О.В., Шадрина А.В. Вестник Ростовского генеалогического общества, Вып. 3, Ростов-н/Д, 2012. С. 161; Архив УФСБ России по Ростовской области. № П-49273, Т. 1. Л. 275–276.
[2] В г. Новочеркасске с 1896 г. действовало Донское миссионерское училище. О мерах и способах духовно-просветительного действования миссии в борьбе с расколо-сектантством // Миссионерское обозрение. 1897. № 1. С. 864.
[3] Покаяние: Мартиролог. Т. 13. Ч. 2. / Сост.: М.Б. Рогачев. Сыктывкар: ООО «Коми республиканская типография», 2019. С. 90–91; Перемены по службе // Дон. епарх. ведомости. 1911. № 26, С. 432.
[4] Перемены по службе // Дон. епарх. ведомости. 1911. № 26, С. 432.
[5] Письмо УФСБ России по Ростовской области от 12 ноября 2015 г. № 115/6/9-Т-2075; Архив УФСБ России по Ростовской области. № П-15249.
[6] Перемены по службе // Дон. епарх. ведомости. 1912. № 7. С. 102–103.
[7] Перемены по службе // Дон. епарх. ведомости. 1916. № 43. С. 639.
[8] Компаниец О.В., Шадрина А.В. Вестник Ростовского генеалогического общества, Вып. 3, Ростов-н/Д, 2012. С. 161.
[9] Шадрина А.В. Обновленческий раскол на Дону и деятельность «архиепископа» Мелхиседека (Николаева). Вестник ПСТГУ. История Русской Православной Церкви. 2015. Вып. 3 (64). С. 44–50.
[10] Письмо УФСБ России по Ростовской области от 12 ноября 2015 г. № 115/6/9-Т-2075; Архив УФСБ России по Ростовской области. № П-15249
[11] Покаяние: Мартиролог. Т. 13. Ч. 2. / Сост.: М.Б. Рогачев. Сыктывкар: ООО «Коми республиканская типография», 2019. С. 90–91.
[12] Табунщикова Л.В., к.и.н. ЮФУ. Особенности церковной жизни на территории Ростовской области в период немецкой оккупации в годы Великой Отечественной войны // Грамота. Тамбов, 2015. № 10 (60). Ч. II. C. 175–178; Архив УФСБ России по Ростовской области. № П-49273, Т. 1. Л. 50–50 об.
[13] Письмо УФСБ России по Ростовской области от 12 ноября 2015 г. № 115/6/9-Т-2075; Архив УФСБ России по Ростовской области. № П-54273, Т. 1. Анкета заключенного.
[14] Письмо УФСБ России по Ростовской области от 12 ноября 2015 г. № 115/6/9-Т-2075
[15] Архив УФСБ России по Ростовской области. № П-38681
[16] Архив УФСБ России по Ростовской области. № П-49273, Т. 1. Л. 50–53, 250.
[17] Малаховский Е.И. Храмы и культовые сооружения Ростова-на-Дону, утраченные и существующие. Ростов-н/Д.: ВООПИК, 2012. С. 70; Православное обозрение. Вып. 42 (926). 2019. URL: https://drevo-info.ru/list/926.html. Дата обращения: 18 ноября 2021 г.; о. Георгий (Соколов), игумен. Из воспоминаний о церковной жизни в СССР при немецкой оккупации // Вестник института по изучению СССР. Мюнхен, 1957. №2 (23). С. 105–107; Архив УФСБ России по Ростовской области. № П-49273, Т. 1. Л. 250.
[18] Архив УФСБ России по Ростовской области. № П-49273, Т. 1. Л. 50–53, 249–252.
[19] Табунщикова Л.В., к.и.н. ЮФУ. Особенности церковной жизни на территории Ростовской области в период немецкой оккупации в годы Великой Отечественной войны // Грамота. Тамбов, 2015. № 10 (60). Ч. II. C. 175–178.
[20] Ш.Н. Вечная память убиенным, 1942. № 8. Ростовский кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы. История / А.В. Шадрина; [отв. ред. акад. Г.Г. Матишов]. Ростов-н/Д.: Изд-во ЮНЦ РАН, 2020. С. 206–207.
[21] Архив УФСБ России по Ростовской области. № П-49273, Т. 1. Л. 51 об.
[22] Письмо УФСБ России по Ростовской области от 12 ноября 2015 г. № 115/6/9-Т-2075; Архив УФСБ России по Ростовской области. № П-49273, Т. 1. Л. 280 об.; Архив УФСБ России по Ростовской области. № П-54273, Т. 1.
[23] Письмо УФСБ России по Ростовской области от 12 ноября 2015 г. № 115/6/9-Т-2075; Архив УФСБ России по Ростовской области. № П-54273.
[24] Оригинал рукописи с авторскими правками хранится в семье правнучки протоиерея Вячеслава Серикова – Поповой Надежды Дмитриевны (Одесса). Шавров В.М. Мой путь обретения веры, М.: Самиздат, 1959; Шавров В.М. Весенние мысли и воспоминания // Грани. Frankfurt/Main: Посев, 1967. № 63. С. 106.
[25] Письмо Информационного центра главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Пермскому краю от 31 августа 2018 г. № 185206487258.
[26] Письмо УФСБ России по Ростовской области от 12 ноября 2015 г. № 115/6/9-Т-2075; Архив УФСБ России по Ростовской области. № П-15249. Архив УФСБ России по Ростовской области. № П-54273.