Маруфа Месопотамский, Мартиропольский, Майферкатский (+ ок. 422), епископ, преподобный
Память 16 февраля
Преподобный Маруфа был епископом города Майферкат (иначе Мартирополь, греч. Μαρτυρόπολις, современный Силван, Турция), пограничного города Византийской империи и Персии [1].
Церковный историк, врач и поэт IV-V вв., Маруфа еще при жизни прославился своей ученостью и благочестием. За свою бытность епископом побывал в Антиохии, в Малой Азии, в Константинополе и принимал участие во многих собраниях и поместных соборах. Много сделал для защиты христианского вероисповедания на территории Ирана, и оставил после себя довольно много сочинений на сирском языке, многие из которых до настоящего времени не изданы.
В 381 году святой Маруфа участвовал на II Вселенском Константинопольском Соборе, созванном против ереси Македония, а в 383 году - на поместном Антиохийском Соборе против мессалиан.
Маруфа несколько раз был послом императоров Аркадия и Феодосия Младшего при дворе персидского шаха Йездигерда I. По другим данным, первый раз Маруфа в составе императорского посольства прибыл в Персию еще при шахе-гонителе христиан Шапуре II. Шаханшах пригласил его для лечения сына, выздоровление которого послужило основанием для достижения "мира и согласия". Последующие посещения Ирана Маруфой относятся ко времени шаха Йездигерда. Маруфа завоевал расположение Йездигерда как талантливый врач, яркий богослов и способствовал сближению Ирана с Римской империей как в политическом, так и в церковном отношении.
Епископ убедил шаха выдать ему останки святых мучеников, которые засвидетельствовали свою веру во Христа в Персии во время ужасного гонения, длившегося с 340 по 379 год. Маруфа разыскал мощи христианский мучеников и перенес их в свою епископскую резиденцию Майферкат, которая с тех пор стала называться Мартирополем, то есть "Городом мучеников".
После 399 года император Аркадий обратился к шаху Йездигерду с письмом, в котором просил смягчить отношение к христианам и пресечь их преследование и ограбление. Шах был в то время болен и "с радостью" принял епископа Маруфу, который привез ему это послание и излечил от тяжких головных болей. Шах послал императору подарки, гонения прекратились. Тогда же при содействии Маруфы было достигнуто соглашение между христианской Церковью и государственной властью Ирана. Церковь получила некоторую свободу и с согласия шаханшаха был избран новый католикос.
В 403 году епископ Маруфа принял участие в так называемом "Соборе при Дубе", осудившем Иоанна Златоуста. Несмотря на это, Иоанн Златоуст в 14-м письме к Олимпиаде просит ее оказать помощь Маруфе, еп. Мартирополя (Майферката), активно проповедовавшему христианство в Персии в его миссионерской деятельности [2]. Согласно Сократу Схоластику, епископ Маруфа в ходе подготовки к этому печально известному собору нечаянно наступил на мозоль одному из главных его организаторов - Кирину, еп. Халкидонскому. У последнего это вызвало гангрену, от которой тот и умер [3].
Через несколько лет, в 410 году, святой Маруфа вернулся в Персию чтобы принять участие в Селевкийском соборе, который по приказу шаха созван епископом Селевкии-Ктесифона Исааком. Задачей Собора была реорганизация Персидской Церкви. По окончании собора епископ Маруфа не переставал следить за умиротворением и порядком Церкви в Сасанидском государстве.
Cкончался около 422 года. По другим данным, он не дожил до собора 420 года. Тогда посольство императора в Иран возглавлял не Маруфа, а Акакий, епископ Амидский. Таким образом, обмен посольствами и взаимные мирные отношения между обеими великими державами налаживались при посредстве сирийцев, которые могли быть с успехом использованы для такой политической миссии.
Впоследствии, когда начались опустошительные набеги персов на Месопотамию, Мощи святого Маруфы были перенесены в Египет и положены в скитском монастыре Богоматери.
Труды
Принято считать, что его перу принадлежат:
- "Толкование на Евангелие";
- "История мучеников Персидских";
- "Левни Маруфы";
- "Литургия" Маруфа;
- "26 правил Ктесифонтского Собора;
- "73 правила Собора Никейского с описанием деяний сего собора".
Наиболее известный труд Маруфы Мартиропольского - "История мучеников персидских" - отличается высокой достоверностью. В честь персидских мучеников Маруфа создал также священные песнопения, до настоящего времени находящиеся в употреблении у сирийцев.
Литература
- Маруф святитель // Жития святых, на русском языке, изложенные по руководству Четьих–Миней святого Димитрия Ростовского, с дополнениями, объяснительными примечаниями и изображениями святых. – М., 1996. – Кн. 7 – февраль.
- Болотов В.В. Лекции по истории древней церкви. – М.: Спасо–Преображенский Ставропигиальный монастырь, 1994. – Т. I.
- Марута Мартиропольский // Христианство: Энциклопедический словарь / Гл. ред. С.С.Аверинцев. – М: Большая Российская энциклопедия, 1993–1995. – Т. II.
- Филарет (Гумилевский), архиепископ. Историческое учение об отцах Церкви / Репринтное издание в 3–х томах. – М.: б.и., 1998. Т. 3. С.10–14.
Использованные материалы
- Житие на сайте "Православие.ru"
- Смелова Н.С. Правила Первого Вселенского Никейского собора по рукописи Сир. 34 из собрания ИВР РАН, Письменные памятники Востока, 2(11), 2009. С. 42-65:
- Пигулевская Н.В. Культура сирийцев в Средние века, Глава II. Империя. Иран и сирийцы, М.: Наука, 1979, с-198-199:
- Селезнев Н.Н., Ассирийская Церковь Востока. Исторический очерк, М.: АЦВ, 2001, стр. 23-24:
[1] Распространенная ассоциация Мартирополя с городом Тигрит является ошибочной. Вероятно это следствие путаницы жизнеописаний двух разных епископов.
[2] См. статью "Иоанн Златоуст". Часть I, ЦНЦ "Православная Энциклопедия", Том XXIV, стр. 159-205: http://www.pravenc.ru/text/540881.html
[3] См. 15 Главу "Церковной Истории" - http://azbyka.ru/otechnik/?Sokrat_Sholastik/tserkovnaja-isto...a=6