Еп. Нижегородский Дамаскин (Семёнов-Руднев). Гравюра Н. И. Соколова, ок. 1843 г. (ГПИБ) |
В миру Семёнов Дмитрий Ефимович, родился в 1737 году в Московской губернии в семье священнослужителя. В 1750 году поступил в Крутицкую духовную семинарию, а в 1752 году был переведен в Славяно-латинскую академию, где получил фамилию Руднев. Среди его наставников были архимандриты Гедеон (Сломинский), Гавриил (Петров), Иннокентий (Нечаев).
В 1761 году окончил академию в числе лучших студентов и определен учителем риторики и греческого языка в Крутицкую духовную семинарию; ввиду отсутствия должности ректора фактически управлял ею.
В 1765 году был вызван в Санкт-Петербург, где был назначен инспектором семинарии.
В 1766 году был командирован в Гёттингенский университет в Германию в качестве наставника четырёх семинаристов. Слушал лекции по богословию, истории, опытной физике, математике, изучил немецкий, французский и древнееврейский языки.
В 1772 году вместе со студентами вернулся в Санкт-Петербург. После экзамена, проведенного профессорами Санкт-Петербургской Академии Наук в присутствии архиепископов Санкт-Петербургского Гавриила (Петрова) и Псковского Иннокентия (Нечаева), получил степень профессора философии, истории и филологии. Был избран членом Академии Наук, в 1774 году был назначен префектом и профессором философии Славяно-латинской академии.
8 сентября 1775 года в Перервинском Никольском монастыре был пострижен в монашество архимандритом Амвросием (Подобедовым) в присутствии императрицы Екатерины II. Вскоре был рукоположен во иеромонаха.
15 апреля 1778 года был возведен в сан архимандрита и был назначен настоятелем Московского Богоявленского монастыря. В мае того же года назначен ректором Славяно-греко-латинской академии и профессором богословия, а также настоятелем Заиконоспасского монастыря. В 1779 году был одновременно определён членом Московской синодальной конторы. В академии ввел по воскресным дням толкование Священного Писания в богословской аудитории, что принесло ему известность в Москве: слушать его собиралось множество горожан. В праздничные дни произносил поучения в Заиконоспасском монастыре, Успенском соборе Московского Кремля, других храмах. По образцу университетских библиотек Европы привел в порядок академическую библиотеку, составил обстоятельный каталог. В этот период опубликовал проповеднический и библиографический сборники, собрал и издал сочинения Ломоносова.
В мае 1782 года был вызван в Санкт-Петербург и 5 июля в Троице-Сергиевой пустыни состоялась его хиротония во епископа Севского, викария Московской епархии. Хиротонию совершили архиепископы Новгородский и Санкт-Петербургский Гавриил, Московский Платон, Псковский Иннокентий.
22 сентября 1783 года был переведён на Нижегородскую кафедру. 26 ноября того же года прибыл в Нижний Новгород.
По личному распоряжению императрицы Екатерины II от 26 августа 1784 года вместе с учениками Нижегородской духовной семинарии составил словарь языков народов, проживавших на территории Нижегородской епархии. При составлении словаря изучал языки народов Поволжья, подготовил грамматику мордовских языков [1], что содействовало усовершенствованию преподавания мордовских, татарских и чувашских языков в Нижегородской семинарии.
При владыке Дамаскине был расширен и улучшен курс богословских наук, епископ впервые ввел толкование катехизиса, объяснение Священного Писания, а также преподавание истории, географии и немецкого языка. Пополнил библиотеку семинарии, в том числе книгами, выписанными из Германии. По распоряжению епископа был составлен полный каталог всех семинарских книг, в Москву был послан студент для обучения искусству переплета. Немало книг пожертвовал из личной библиотеки. При нем увеличилось число семинаристов, лучших студентов направлял в духовные академии.
В предисловии к 2-томному изданию Д. привел краткие исторические и статистические сведения о мордве, марийцах, чувашах и др. 15 апр. 1785 г. словарь был переписан и отослан императрице. Др. список (более 1000 листов) отдан в Нижегородскую семинарскую б-ку, по словам Д., «для хранения в вечные роды, яко достопамятный монумент премудрых узаконений императрицы».
В аудитории Нижегородской духовной семинарии устраивал диспуты по примеру Гёттингенского университета. На кафедре находилось 2 места, вверху и внизу, занимаемые спорившими, помещение украшали изображения храма Минервы с латинскими стихами о постепенном приобретении просвещения, бочки Диогена, горящего светильника - символа наставников-просветителей. Накануне диспута певчие учили канты, а студенты - речи на разных языках и стихи на различные темы. Студентам-участникам для придания "ученого вида" нанимали парикмахера, покупали пудру, шпильки. В день, когда должен был состояться диспут, архиерей и приглашенные почетные гости в сопровождении хора певчих торжественно шествовали в семинарию. В большом зале студенты произносили приветственные и благодарственные речи на русском, греческом, латинском, немецком, французском, татарском, чувашском и мордовском языках, на первых 3 языках читали стихи, на русском происходили состязания между 2 студентами под руководством префекта или ректора. Эти диспуты приобрели известность во всей стране. В 1787 году епископ Дамаскин приказал описать по порядку весь ход диспута, напечатать со всеми произнесенными речами для поднесения императрице Екатерине в память 25-летия ее царствования.
При епископе Дамаскине на деньги Нижегородской казенной палаты были отреставрированы Скорбященский собор, летний Преображенский собор, колокольня, архиерейский дом. При упразднении обветшавших Казанского и Спасского храмов, Воскресенского и Иоанновского монастырей бережно сохранялись старопечатные и рукописные книги. В 1784 году под каменной колокольней семинарской церкви Иоанна Дамаскина устроил палатку для хранения уникальных древностей, заложив основу Нижегородского древлехранилища.
12 января 1794 года по собственному прошению был уволен на покой в Московский Покровский монастырь. Скончался в Москве 18 декабря 1795 года. Был похоронен в Московском Покровском монастыре. На начало XXI века захоронение не сохранилось.
Известны гравюры и литографии с изображением епископа Дамаскина. На поясном портрете в овале, награвированном около 1843 года Н. И. Соколовым для издания П. П. Бекетова [2]. Подобное изображение - на литографии 2-й четверти-середины XIX века работы Л. Лориса, изданной И. Х. Дациаро [3]. Погрудный портрет, выполненный резцом, вероятно, в конце XVIII-начале XIX века в Лейпциге, указан Д. А. Ровинским как предположительное изображение епископа Дамаскина на основе подписи карандашом [4].
Награды
- 500 рублей (от императрицы Екатерины II, за издание собрания трудов Ломоносова)
Труды
- Положения философические из богословия, естественной физики и нравоучительной философии для публичных диспутов..., М., 1775.
- Положения философические из предуведомлений о философии, из логики и метафизики для философических состязаний..., М., 1776.
- Проповеди..., говоренные с 1775 г. по 1782 г., М., 1783 - проповеди и поучения, отличаются строгим соблюдением формы и порядком изложения доказательств
- Библиотека российская, или Сведение о всех книгах в России с начала типографии на свет вышедших, СПб., 1881 - изложен перечень книг Синодальной, типографской и других библиотек, а также дана общая характеристика русской литературы
- Библиотека российская, или Сведение о всех книгах в России с начала типографии на свет вышедших [изд. не законч., изд. В. М. Ундольского, предисл. С. А. Белокурова], СПб., 1891.
- Словарь языков народов Нижегородской епархии, в 2-х тт. - cоставлен вместе с учениками Нижегородской духовной семинарии; в предисловии краткие исторические и статистические сведения о мордве, марийцах, чувашах и др.; 15 апреля 1785 года словарь был переписан и отослан императрице; другой список (более 1000 листов) отдан в Нижегородскую семинарскую библиотеку "для хранения в вечные роды, яко достопамятный монумент премудрых узаконений императрицы."
Переводы
- На немецкий с русского:
- Феофан (Прокопович), архиеп. Новгородский, О происхождении Святого Духа [добавлены дополнения и примечания переводчика, жизнеописание автора], Гота, 1772.
- На русский с немецкого:
- Зульцер, И. Г., О полезном с юношеством чтении древних классических писателей мнение..., М., 1780.
Редактированные издания
- Полное собрание сочинений М. В. Ломоносова - в приложении опубликованы переводы речей на латинский, немецкий и французский, выполненные самим Ломоносовым и другими.
- Поучительные слова Московского архиепископа Платона (Левшина).
Документы, литература
- РГИА, ф. 834, оп. 4, д. 973, л. 10.
- ЦА Нижегородской обл., ф. 2013, оп. 602, д. 187, 1450; оп. 602-а, д. 398.
- Колосов, Н. А., "Дамаскин (Семёнов-Руднев), еп. Нижегородский," ДЧ, 1895, № 12, 643-655.
- Горожанский, Я., Дамаскин (Семёнов-Руднев), еп. Нижегородский: Его жизнь и труды, К., 1904.
- Кузнецов, Е. В., Никулин, И. Н., Титков, Е. П., Еп. Нижегородский и Алатырский Дамаскин: Страницы жизни, деятельности, творчества, Арзамас, 1998.
- Макарий (Миролюбов), архим., Памятники церк. древностей, Н. Новг., 1999, 164-181.
- Солонин, Ю. Н., "Рус. духовенство и рус. просвещение XVIII в.: (Еп. Дамаскин Семёнов-Руднев)," Рус. философия: Новые исслед. и мат-лы: Пробл. методологии и методики, СПб., 2001, 334-342.
- Тихон (Затёкин), игум., Дёгтева, О. В., Святители земли Нижегородской, Н. Новг., 2003, 92-98.
- Титков, Е. П., Подвижник рос. просвещения: (Творческий путь еп. Дамаскина), Арзамас, 2005.
Использованные материалы
- Тихон (Затёкин), игум., Дёгтева, О. В., "ДАМАСКИН (Семёнов-Руднев)," Православная энциклопедия, т. 13, 694-695:
[1] Не издана.
[2] Бекетов, П. П., Портреты именитых мужей Российской Церкви: С прил. их кр. жизнеописания, М., 1843.
[3] Адарюков, Обольянинов, Словарь портретов, 272.
[4] Ровинский, Словарь гравированных портретов, т. 1, стб. 642.