Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

НИКОЛАЙ (КОРНЯНУ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Митр. Банатский Николай (Корняну)
Митр. Банатский Николай (Корняну)
Николай (Корняну) (1923 - 2014), архиепископ Тимишоарский, митрополит Банатский (Румынская Православная Церковь)

В миру Николай Михал Корняну (Nicolae Mihail Corneanu) [1], родился 21 ноября 1923 года в городе Карансебеш, в семье православного духовенства. Его отец скончался рано, и он провёл детство с матерью, которая внушила ему любовь к духовному. В 1934-1942 годах получил основное и лицейское образование в родном городе.

Затем отбыл в Бухарест, где в 1942-1946 годах обучался на богословском факультете. С того времени публиковал статьи по патристике.

В 1943 году, сохраняя безбрачие, был рукоположен во диакона епископом Карансебешским Вениамином (Нистором) в приходском храме в Обреже Караш-Северинского жудеца.

В 1946 году получил лицентиат по богословию и поступил в докторантуру. 30 июня 1949 года защитил, под началом профессора Иоанна Комана, диссертацию на тему: "Жизнь и подвиг святого Антония Великого. Начала христианского монашества в долине Нила". Одновременно, между 1 апреля 1947 года и 1 сентября 1948 года, служил вспомогательным преподавателем в Карансебешской богословской академии.

По упразднению Карансебешской епископии отбыл в Тимишоару, где в 1949 году был определен секретарём, а затем главным референтом епархиального центра. В 1952-1956 годах служил культурным советником Тимишоарской и Карансебешской архиепископии.

С 1956 года вернулся к образовательной работе в Карансебешской духовной семинарии, где преподавал греческий и французский языки. 1 марта 1959 года был переведен в Сибиуский богословский институт лектором на кафедре Миссионерского направления, где преподавал символическое богословие и греческий язык.

В 1960 году был рукоположен во священника епископом Ботошанским и будущим Румынским патриархом Феоктистом (Арэпашу).

15 декабря того же года церковный избирательный комитет определил его занять Арадскую архиерейскую кафедру. 12 января 1961 года он принял монашество в Черникском монастыре, сохранив имя Николай. 15 января того года последовала его хиротония во епископа Арадского, Иенопольского и Хэлмаджуского. Хиротонию в Бухарестском Новом соборе святого Спиридона возглавил патриарх Румынский Юстиниан (Марина). 22 января того же года состоялось настолование в Арадском епископском кафедральном соборе.

17 февраля 1962 года был избран на кафедру архиепископа Тимишоарского и Карансебешского, митрополита Банатского. Настолование 4 марта 1962 года в митрополичьем Тимишоарском соборе совершили патриарх Иустиниан и другие члены Священного Синода.

В апреле-июне 1967 года был местоблюстителем Трансильванской митрополии, а в октябре 1977-апреле 1978 года - местоблюстителм Олтенской митрополии. Неоднократно временно замещал Арадскую кафедру, а одно время и Карансебешскую.

Скончался 28 сентября 2014 года.

Деятельность на поприще внешних отношений

Новопосвященный архиерей сразу активно включился во внешнюю деятельность Румынской Православной Церкви. В 1961 году он начал свою деятельность в экуменических и межконфессиональных форумах своего времени, поучаствовав в Генеральной ассамблее Христианской конференции за мир в Праге. В 1962 году был избран постоянным членом "Группы патристических исследований" учрежденной комиссией "Вера и порядок" Всемирного совета церквей. В 1978-1981 годах также служил членом ЦК ВСЦ. В 1980 году принял участие в международном симпозиуме о "поиске мира поверх идеологических разделений." В 1980-х годах сотрудничал с Венским институтом "Про Ориенте" для расширения контактов. Также являлся делегатом от Румынской Православной Церкви на инаугурациях Римских пап Иоанна Павла I и Иоанна Павла II.

Как член румынских церковных делегаций посетил поместные Православный Церкви Болгарскую (1966); Русскую (1971); Элладскую (1971); Константинопольскую (1978, 1981, 1989); Сербскую (1981, 1995); Иерусалимскую (2000). Также посещал антихалкидонтиские церкви Армянскую, Коптскую, Эфиопскую и Сирийскую (1969, 1979, 1997); ещё раз отдельно Эфиопскую (1971); римо-католическую церковь в Бельгии (1972); лютеранскую церковь в Швеции (1987).

Для окормления румынских православных общин за границей несколько раз посещал США и Канаду (1979), Австралию и Новую Зеландию (1984) и Западную Европу.

Труды по управлению кафедрой

Среди его административных и хозяйственных инициатив были пристройка нового крыла к зданию епархиального центра; устройство и освящение крестовой церкви в 1972 году; переустройство архиепископской типографии (1982); организация музейной коллекции митрополичьего собора; поддержка в возведении и украшении десятков новых храмов; реставрация исторических монументов епархии; поддержка монастырей (ктиторство нового храма Тимишенского монастыря в 1969 году; возрождение Чебзинского монастыря в 1993 году); устроение Тимишоарского богословского факультета в 1993 году.

За годы своей дейтельности сотрудничал с разными румынскими публикациями, включая: "Воскресение" ("Învierea"), "Банатский алтарь" ("Altarul Banatului"), "Богословские исследования" ("Studii teologice"), "Православие" ("Ortodoxia"), "Литературный журнал" ("Jurnalul literar"), "Горизонт" ("Orizont"), "Мысль" ("Gândirea"), "Очаг" ("Vatra"), а также с местными и национальными радио- и телестудиями.

"Причащение" у униатов

25 мая 2008 года митрополит Николай приступил к чаше на литургии в униатской церкви в городе Тимишоара, в присутствии апостольского нунция в Румынии, римо-католического архиепископа Франциска Хавьера Лозано.

Инцидент вызвал скандал не только среди православных Румынии, но и в других поместных Православных Церквах. В июле того года Священный Синод Румынской Православной Церкви осудил этот неканонический поступок, но не вынес каких-либо санкций. Согласно коммюнике пресс-службы Румынского Патриархата, Синод "принял к сведению их сожаление и покаяние, восприняв это как первый знак к исправлению." При этом Синод указал на недопустимость для всех членов Румынской Православной Церкви "причащаться в другой христианской Церкви", равно как и недопустимость для всех православных клириков "совершать таинства совместно со служителями других культов." Нарушители, как было объявлено, "теряют общение с Православной Церковью и, как следствие, будут подвергнуты каноническим санкциям, соответствующим положению, которое они занимают в Церкви" [2]. При этом виновник такого решения сохранил сан и должность, а также продолжил публикацию своих богословских книг.

Награды

Светские

  • Орден Румынии "За заслуги" ("Pentru Merit") в степени Великий Крест (от президента Румынии, 2000)
  • Почетный член Румынской Академии (1992)
  • Член Союза писателей Румынии (1992)
  • Doctor Honoris Causa Клужского протестантского теологического института (1978); Арадского университета Аурела Влайку (2003); Тимишоарского университета медицины и фармацевтики (2003); Банатского университета сельскохозяйственных наук (2003); Тимишоарского университета Запада (2003)
  • Почетный гражданин Тимишоары, Лугожа и Карансебеша
  • Приз Группы социального диалога "за целую жизнь посвященную истине, правде и свободе" (1997)
  • Премия Совета Тимишского жудеца "Pro cultura timisiensis" (декабрь 2007)
  • Почетный президент многочисленных учреждений и обществ

Сочинения

  • Învăţătura creştină ortodoxă, Timişoara, 1971.
  • Ieşit-a sămănătorul. Culegere de predici, Timişoara, 1974.
  • Pedobaptismul de-a lungul vremii, Timişoara, 1975.
  • Fundamentarea teologică a pedobaptismului, Timişoara, 1979.
  • Temeiurile învăţăturii ortodoxe, Timişoara, 1981.
  • Învăţătura ortodoxă despre mântuire, Timişoara, 1983.
  • Contribuţia Banatului la teologia şi spiritualitatea românească. Studii patristice, Timişoara, 1983.
  • Culegere de predici, Timişoara, 1984.
  • Biserica românească din Nord-Vestul ţării în timpul prigoanei hortiste, Bucureşti, 1986.
  • Patristica mirabilia. Pagini din literatura primelor veacuri creştine, Timişoara, 1987; Iaşi, 2001.
  • Quo vadis? Studii, note şi comentarii teologice, Timişoara, 1990.
  • Viaţa şi petrecerea Sfântului Antonie cel Mare, Timişoara, 1998.
  • Origen şi Celsus, Bucureşti, 1999.
  • Pe baricadele presei bisericeşti, vol. I-II, Timişoara, 2000.
  • Credinţă şi viaţă, Cluj, 2001.
  • Pe firul vremii – meditaţii ortodoxe, Bucureşti, 2000.
  • Popasuri duhovniceşti de la Crăciun la Paşti, Timişoara, 2001.
  • Miscelaneea patristica, Cluj, 2001.
  • Farmecul scrierilor patristice, Bucureşti, 2002.
  • Patristica – filosofia care mângâie, Cluj, 2004.
  • Actualitatea literaturii vechi creştine, Timişoara, 2007.
  • Pentru mai binele obştesc, Timişoara, 2008.
  • Pe aripile cuvântului, Timişoara, 2009.
  • Scrisori Pastorale, Timişoara, 2011.

    • координатор труда Ortodoxia românească, 1992.

Переводы с греческого

  • Scara raiului, Timişoara, 1994; ed. II, 1997; ed. III, 2000.
  • Viaţa Fericitului Pahomie, Bucureşti, 1995.

    • инициатор и координатор коллекции Comorile pustiei, публикуемой издательством Anastasia.

Использованные материалы



[1]  http://www.tion.ro/mitropolitul-banatului-nicolae-corneanu-s...270

[2]  http://www.pravoslavie.ru/news/27122.htm

Редакция текста от: 05.10.2014 12:17:34

"НИКОЛАЙ (КОРНЯНУ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google