Ди́птих (гр. δίπτυχον), списки имен, поминаемых во время литургии.
Первоначально словом диптих обозначались употреблявшиеся греками и римлянами таблички для записи (записные книжки), представлявшие собой две деревянные, костяные или металлические дощечки, соединенные друг с другом; для записей предназначались внутренние стороны складня, внешние же стороны могли покрываться разного рода украшениями. Подобные книжки могли содержать дополнительные листы и тогда именовались триптихами (τρίπτυχα), пентаптихами (πεντάπτυχα) и т.д. или вообще полиптихами (πολύπτυχα).
В церковном употреблении диптихами обозначались таблички, содержавшиеся в каждой церкви, на которых записывались те имена, которые возглашались с амвона во время Евхаристии. Эти таблички содержали имена приносивших дары, ряда других членов общины, правящего епископа и некоторых других архиереев, имена святых, мучеников и исповедников и, наконец, имена праведно скончавшихся членов данной общины. Диптихи выступали, таким образом, как воплощение идеи единства церкви, соединения в церкви живых и усопших, признанных святых и всех верующих. Вместе с тем соединение в диптихах имен святых с именами других верующих (верных) соответствовало идее всеобщей святости Церкви, соединяющейся с Христом в результате Евхаристии. Диптихи употреблялись в церкви с древнейших (возможно, с апостольских) времен. Во всяком случае в III в. они были, по свидетельству св. Киприана, во всеобщем употреблении. В Восточной Церкви диптихи применялись еще в XV в., в Западной – вплоть до XII в.
Диптихи могли быть разного размера в зависимости от числа поминаемых. С развитием общецерковного культа святых и образованием крупных церковных областей диптихи разрастались и могли менять свою форму. Например, в церкви святого Лаврентия в Константинополе диптихи были записаны на мраморной колонне, и содержали имена императора, патриархов, епископов и т.д. С разрастанием диптихов связана их спецификация. Выделяются диптихи живых (δίπτυχα ζώντων, liber viventium) и диптихи усопших (δίπτυχα νεχρών, liber mortuorum). В диптихи живых включались имена пап и патриархов, епископов и священников, ктиторов данной церкви, клириков разных чинов, императора, других знатных лиц из мирян. В диптихах живых воспоминалась вместе с тем Богородица, мученики и другие святые. Включение последних в диптихи живых указывает на такое понимание святости, при котором святые – в отличие от других праведно усопших – наделяются способностью деятельно соучаствовать в жизни Церкви – как заступники и покровители. В диптихи усопших включались прежде всего те, кто в течение своей жизни был записан в диптихах живых, в первую очередь сюда входили имена всех епископов, скончавшихся в общении с Церковью.
Включение в диптихи было высокой честью, признанием праведной жизни верующего, его духовного достоинства и верности церковному учению. У Псевдо-Дионисия Ареопагита (“О церковной иерархии”) говорится о том, что при чтении священных таблиц оглашаются имена тех, кто жил святой жизнью и в своем ревностном служении достиг совершенства. Исключение из диптихов было, напротив, тяжелейшим наказанием, показывавшим, что исключенное лицо отпало от общение с церковью. Так, например, из церковных диптихов было вычеркнуто имя императора Анастасия I (491 - 518), отвергшего решения Халкидонского Собора. Вообще, обвинение в ереси сопровождалось исключением из диптихов; наличие или отсутствие имени в диптихах могло служить свидетельством Православия (или неправославия) скончавшихся епископов. Так, во время споров о православии Феодора Мопсуестийского при императоре Юстиниане неправославие Феодора доказывали, в частности, отсутствием его имени в диптихах Мопсуестийской церкви.
Из диптихов живых впоследствии развиваются мартирологи. Из диптихов усопших возникают в ходе церковно-литургического развития поминальные книги (помянники).
Диптихи Автокефальных Церквей
Автокефалии, составляющие Вселенскую Церковь, также распределены в упорядоченном списке-диптихе. Богослужебное поминовение предстоятелей иных автокефалий совершается предстоятелем каждой из них и является утверждением единства Церкви. Диптих упорядочивает этикет между автокефальными Церквами - при том что они равны между собой по своей природе, предстоящей по диптиху отдают честь первенства в сослужениях и собеседованиях. Порядок первосвятительских кафедр определяются в первую очередь их историческим и политическим значением. Однако, естественная склонность к поддержанию обычаев и постепенности перемен, а также влияние внешних политических и внутренних экклезиологических расхождений, обуславливает значительные расхождения между сиюминутной обстановкой и диптихом, а также между диптихами Поместных Церквей. Одним из действующих принципов упорядочения диптиха является сан предстоятеля - первыми идут Поместные Церкви возглавляемые патриархами, за ними следуют автокефалии во главе с архиепископами, а замыкают список Церкви под началом митрополитов. История образования диптиха отражает историю появления и взаимного признания автокефальных Церквей.
В течении последних десятилетий, начиная с середины XX века, составление общепринятого диптиха автокефальных Церквей является одной из задач межправославных встреч и совещаний. Ныне существуют два основных перечня Церквей - диптих Русской Церкви (слева) и диптих Константинопольской Церкви (справа) - различия между которыми обусловлены расхождением по вопросу времени и легитимности учреждения ныне существующих автокефалий:
1 Александрийская Церковь | 1 Константинопольская Церковь
|
2 Антиохийская Церковь | 2 Александрийская Церковь
|
3 Иерусалимская Церковь | 3 Антиохийская Церковь
|
4 Русская Церковь | 4 Иерусалимская Церковь
|
5 Грузинская Церковь | 5 Русская Церковь
|
6 Сербская Церковь | 6 Сербская Церковь
|
7 Румынская Церковь | 7 Румынская Церковь
|
8 Болгарская Церковь | 8 Болгарская Церковь
|
9 Кипрская Церковь | 9 Грузинская Церковь
|
10 Элладская Церковь | 10 Кипрская Церковь
|
11 Албанская Церковь | 11 Элладская Церковь
|
12 Польская Церковь | 12 Польская Церковь
|
13 Чехословацкая Церковь | 13 Албанская Церковь
|
14 Церковь в Америке | 14 Чехословацкая Церковь
|
15 — | 15 "Православная Церковь Украины"
|
С 14 сентября 2018 года русский диптих начинается с Александрийской Церкви, 15 октября 2018 года было объявлено о разрыве евхаристического общения Русской Православной Церкви с Константинопольским Патриархатом в связи с неканоническими действиями последнего на Украине. С января 2019 года в диптихе Константинополя присутствует "Православная Церковь Украины", образованная Константинополем на базе раскольнических групп "Киевского Патриархата" и "Украинской Автокефальной Православной Церкви".
Константинопольский диптих употребляется и другими грекоязычными Православными Церквями.
Поимённый диптих современных первоепископов, согласно принятому в Русской Православной Церкви, см. в статье Предстоятели Автокефальных Православных Церквей.
Использованные материалы
- Живов, В. М., Святость. Краткий словарь агиографический терминов:
- Цыпин, В. А., прот., Церковное право, гл. "Поместные церкви и высшее управление в них. (канонические основания; исторический очерк)":
- Цыпин, В. А., прот., "Диптих," портал Православие.ру, 24 мая 2011: