Свт. Фотий Киевский. Фрагмент иконы Собор Московских святых XIX в. Восточная грань юго-восточного столпа Успенского собора Троице-Сергиевой Лавры. Фото с сайта свящ. Андрея Кудрявцева ank.in.ua |
Память 27 мая в день обретения и перенесения мощей в 1472 году [1], 2 июля в день преставления, 16 сентября [2], в Соборе Московских святителей, а также в Соборах Волынских, Галицких, Киевских, Лаконийских (Греч. [3]) и Московских святых
Фотий был родом грек из Монемвасии. Еще в отроческие годы он поступил в монастырь и был пострижеником старца Акакия, великого подвижника. Когда Акакий был избран в митрополиты Монемвасийской митрополии и должен был оставить пустыню, Фотий последовал за любимым наставником и остался по-прежнему в числе близких к нему людей.
В 1408 году, когда Фотий находился в Константинополе у Патриарха с поручением от митрополита, встал вопрос о замещении русской кафедры после кончины святителя Киприана (+ 1406). Выбор Патриарха Матфея (1397-1410) пал на Фотия, известного своей ученостью и святостью жизни. Не слушая его просьб позволить ему предаться монашеской жизни, не обращая внимания на его боязнь ехать в Россию, Фотия избрали в митрополиты, убедили исполнить волю патриарха и 2 сентября 1408 года. рукоположили.
В сентябре 1409 года Фотий прибыл в Киев. Так как Витовт желал иметь в Литве особого митрополита, то нет сомнения, что он встретил прибывшего к нему неожиданно митрополита всея России не с особенным радушием. Однако Фотию удалось примирить его с собою: Витовт признал его митрополитом, и Фотий прожил в Литве около шести месяцев.
22 марта 1410 года, в день святой Пасхи, Фотий прибыл в сопровождении послов императорского и патриаршего в Москву.
Первые заботы Фотия по приезде в митрополию были обращены на паству, почти четыре года остававшуюся без митрополита; видя распространение разных пороков и среди мирян и среди духовенства, он рассылал по городам послания, писал поучения для проповедования, так как, плохо зная русский язык, первое время сам не мог говорить в церквах.
После четырехлетнего отсутствия митрополита в Москве и после недавнего Эдигеева нашествия дом митрополита был опустошен; владения его были расхищены сильными людьми; много попало и в казну великого князя.
Фотий начал собирать расхищенное и этим обидел многих бояр. Сохранилось послание Фотия к Василию Дмитриевичу [4], в котором митрополит просит государя, чтобы все, что отдано церкви Божией его прародителями и утверждено за ней, и он с своей стороны утвердил посредством своего благочестивого списания. Из другого сохранившегося послания к великому князю [5] видно, что и к самому государю Фотий предъявлял претензии за посягательства на доходы его кафедры. В этом послании митрополит настоятельно убеждает великого князя возвратить церкви какие-то отнятые или присвоенные им пошлины.
Боярам удалось поссорить Фотия с Василием Дмитриевичем, а слуги Фотиевы, бежавшие от него в Литву, клеветали на него вел. князю литовскому. Витовт воспылал ненавистью к Фотию и решил отнять у него литовскую митрополию. Фотий решил отправиться в Литву, чтобы сделать попытку примирения с Витовтом, а в случае неуспеха попытки — пройти в Константинополь и хлопотать у патриарха о возбранении Витовту ставить особого митрополита.
Когда Фотий явился в Литве, то по приказанию Витовта был схвачен, ограблен и возвращен в Москву. В особые митрополиты литовские был в 1415 году поставлен Григорий (Цамблак).
Фотий разослал окружные послания [6], в которых выставлял на вид незаконность поставления Григория и требовал, чтобы православные не имели с ним общения.
Витовта, нельзя не считать отчасти следствием ошибок Фотия; его пристрастие к монашескому обиходу и уединенной жизни, предпочтение Москвы Киеву, нерадение о литовских областях (где он был лишь в 1408 и 1411 годах), заведование ими через наместника в известной мере оправдывают Витовта.После смерти Григория Цамблака обе половины Русской Церкви опять соединились под властью Фотия.
В правление Фотия и при его участии и содействии прекратила свое существование во Пскове явившаяся там секта стригольников.
Близкий человек к московскому князю, Фотий обыкновенно принимал горячее участие и в трудных политических обстоятельствах его княжества, к которому по-прежнему тяготел, хотя после 1419 г. и чаще посещал свои западные области. Особенно большую услугу он оказал новому великому князю московскому, 13-летнему сыну Василия Димитриевича (+ 1425), впоследствии получившему прозвание Темного, когда угрожала новая усобица со стороны его дяди Юрия Дмитриевича. Умиротворить князя Юрия Фотию удалось благодаря тому, что его отъезд из Галича, куда он являлся в качестве посла к Юрию, совпал с началом мора в этом городе; испуганный Юрий бросился в догоню за Фотием, вернул его в город и обещал примириться с племянником; а между тем мор стал ослабевать; это было новым доказательством чудесной силы Фотия и правоты его дела.
2 июля 1431 года святитель Фотий скончался. Перед своей смертью он написал духовное завещание, в котором сообщает биографические сведения о себе до поставления в митрополиты и уверяет, что время пребывания на кафедре митрополии было для него временем непрерывных скорбей, слез и рыданий [7].
Фотий был погребен в Московском Успенском соборе.
В 1472 году по случаю перестройки собора гроб его был извлечен из земли вместе с гробами святителей Ионы, Феогноста и Киприана и затем вновь похоронен в том же соборе; здесь он находится и доныне под спудом. По общепринятому мнению день 27 мая 1472 г. считается днем обретения мощей четырех упомянутых святителей и 1472 г. годом их канонизации; но между тем известно, что в 1472 г. канонизирован был один митрополит Иона и что ни в XV, ни в XVI, ни в XVII веках празднования памяти митрополитов Киприана, Феогноста и Фотия не было ни вообще в России, ни в частности в московском Успенском соборе. Однако иконописное изображение святителя Фотия, относящееся к концу XVI - началу XVII века, имеется.
В Оружейной палате Московского Кремля хранятся два саккоса святого митрополита Фотия.
Молитвословия
Тропарь свт. Фотия, глас 4
Слове́с ева́нгельских послу́шателю/ и Боже́ственных уче́ний рачи́телю,/ прему́дрый наказа́телю,/ всегда́ стра́ху Госпо́дню поуча́яйся,/ в моли́твах к Бо́гу простира́яйся,/ загради́телю у́ст кривоглаго́лющим сло́во пра́выя ве́ры,/ апо́столом соприча́стниче,/ ве́ре Христо́вой утверди́телю,/ проро́чески веща́телю,/ святи́телю Фо́тие,/ моли́ Христа́ Бо́га/ умири́ти ми́р// и спасти́ ду́ши на́ша.
Тропарь 3-х свтт. Московских Киприана, Фотия и Ионы, глас 8
Я́ко Све́тлаго Со́лнца светоза́рныя зве́зды,/ Тро́йческим Све́том озаря́ете сердца́ ве́рных,/ пренесе́нием честны́х моще́й ва́ших,/ Тро́ицы сосу́ди явис'теся чи́стии ва́шим житие́м,/ и научи́сте лю́ди тве́рдо ве́ре Христо́ве,/ и скве́рну отгна́сте ва́шими святы́ми за́поведьми, / и упасос'те до́бре Христо́во ста́до, пору́ченное ва́м,/ Богому́дре Киприан'е, со сла́вным Фо́тием и со Ио́ною тве́рдым,/ моли́теся Христу́ Бо́гу,// да спасе́т ду́ши на́ша.
Кондак свт. Фотия, глас тот же
Тро́ице сосу́д яви́ся честны́й/ твои́м житие́м, святи́телю Фо́тие,/ всегда́ зря́й Святу́ю Тро́ицу, Е́йже предстои́ши,// моли́ся всегда́ непреста́нно о все́х на́с.
Кондак 3-х на пренесе́ние мощей свтт. Московских Киприана, Фотия и Ионы, глас тот же
Я́ко три́е вели́цыи свети́ла, яви́стеся,/ озаря́юще всю́ подсо́лнечную богодан'ною ва́м благода́тию чуде́с,/ и просвети́сте моли́твами свои́ми ве́рных сердца́,/ ва́шу па́мять чту́щих честна́го пренесе́ния./ И Влады́ку Христа́, все́х Творца́, моли́те/ стране́ на́шей на враги́ побе́ду пода́ти,/ я́ко иму́ще дерзнове́ние,/ и на́м проси́те ве́лия ми́лости, вопию́щим к ва́м:/ ра́дуйтеся, побо́рницы по Христо́ве Це́ркви// и многочестна́я свети́ла, святи́телие сла́внии.
Ин кондак на обре́тение мощей 3-х свтт. Московских Киприана, Фотия и Ионы, глас тот же
Я́ко кри́н, в пусты́ни дави́дски процве́тше, отцы́ святи́и,/ ны́не яви́стеся и к Вы́шнему тече́нию ра́достно устреми́стеся,/ иде́же с ли́ки святы́х Пресвяте́й Тро́ице предстоя́ще,/ моли́те сохрани́тися ста́ду ва́шему от вра́г ви́димых и неви́димых./ Мы́ же, свято́е ва́ше обре́тение пра́зднующе, вопие́м:// ра́дуйтеся, те́плии на́ши засту́пницы.
Труды
До нас сохранилось восемь его церковных слов:
- сказанное в день Благовещения [8],
- на Сретение Господне [9],
- в недели — о блудном сыне, мясопустную и православия [10];
- три слова о казнях Божиих [11].
Перечисленные поучения Фотия, за исключением трех слов "О казнях Божиих", не имеют почти никакого отношения к современной Фотию русской жизни. При своем вступлении на кафедру Фотия адресовал учительное пастырское послание ко всему священническому и иноческому чину, в котором говорит о высоте священства и о важности соединенных с ним обязанностей [12].
При вторичном вступлении в заведование литовской митрополией, после смерти Цамблака, Фотий обратился с учительным посланием ко всему населению этой митрополии [13].
Известны еще
- два послания его священникам, монахам и всем мирянам каких-то местностей [14];
- три учительные послания во Псков, также к священникам, монахам и всем мирянам [15];
- три послания в киевский Печерский монастырь [16];
- послание в псковской Снетогорский монастырь [17];
- послание к препод. Павлу Обнорскому [18];
- семь посланий Фотия в Псков, содержащих в себе наставления и правила относительно богослужения, церковной дисциплины и жизни.
Особенную важность для Церкви получило впоследствии послание Фотия к псковскому духовенству о совершении церковных служб, между прочим, разрешающее вопрос о троекратном произнесении "аллилуиа" (1419 г.).
Церковные слова и учительные послания Фотия не отличаются самостоятельностью и представляют собой простые компиляции из произведений византийских писателей, иногда же просто перевод (напр. слово о бездождии, вторая часть которого — дословный перевод слова Василия Великого). Из биографии Фотия не видно, чтобы он получил где-нибудь систематическое образование; он обладал только обширной богословской начитанностью. В поучениях Фотия цитируются Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Иоанн Лествичник, Дионисий Ареопагит и др.
Литература
- прот. Горский, "Фотий, митрополит Киевский и всея России" ("Прибавления к изданию творений святых отцев в русском переводе", ч. XI, М., 1852);
- А. Вадковский (еп. Антоний), "О поучениях Фотия, митрополита Киевского и всея Руси" ("Правосл. собеседник", ч. I и III, и в его же книге "Из истории христианской проповеди" СПб., 1892);
- епископ Орловский Макарий, "О трудах святителя Ф., митрополита Киевского и всея России" ("Духовная беседа", 1870, №№ 18—20, 23—27);
- Голубинский, "История русской церкви" (т. II, М., 1900).
Использованные материалы
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
- http://days.pravoslavie.ru/Life/life4139.htm
- Большой биографический словарь Половцева (этот источник использован частично).
- Минея-июль, ч. 1, изд. Московской Патриархии, с. 109:
- http://files2.regentjob.ru/minea/jul1/jul1109.html (тропарь и кондак свт. Фотия)
- Минея-май, ч. 3, изд. Московской Патриархии, с. 225-226, :
- http://files2.regentjob.ru/minea/may3/may3225.html и http://files2.regentjob.ru/minea/may3/may3226.html (тропарь и кондаки 3-х свтт.)
[1] "Обретение и перенесение мощей святителей Киприана, Фотия и Ионы", страница календаря на официальном сайте Издательства Московской Патриархии, http://calendar.rop.ru/svyat1/may27-kiprian-fotij.html.
[2] Празднование внесено в месяцеслов 22 ноября 2017 года по благословению патриарха Кирилла. См. календарь на официальном сайте Издательства Московской Патриархии, http://calendar.rop.ru/?idd=272.
[3] Σύναξη των εν τη Λακωνία διαλαμψάντων Αγίων // Греческий частный сайт Ορθόδοξος Συναξαριστής ("Православный месяцеслов") - http://www.saint.gr/6351/saint.aspx
[4] Опубликовано в "Памятниках древнерусского канонического права" Павлова, 35, I.
[5] Опубликовано в "Памятниках..." Павлова, 35, II.
[6] Послание ко всем православным христианам русской церкви напечатано в "Актах Исторических", т. I, 19, и в "Памятниках..." Павлова, 39; послание в Киев в сокращентт помещено в "Полном собрании русских летописей", IV, 116, и в Никоновской Летописи, V, 65; послание во Псков — в "Актах исторических", I, 40.
[7] Завещание напечатано в "Полном собрании русских летописей", VI, 144, в Никоновской Летописи, V, 100; "Собрании государственнх грамот и договоров", II, 17.
[8] напечат. в "Дополн. к Актам историч.", т. I, 182
[9] в "Правосл. собеседн.", 1860, ч. II, стр. 453
[10] ibid., 1860, ч. III, стр. 97, 222, 357 и 481
[11] два напечатаны в "Правосл. собеседн.", 1861, ч. II, стр. 181 и 303; третье там же, 1875, ч. III, стр. 70
[12] напеч. в "Дополн. к Актам истор.", т. I, 181 и в "Памятниках" Павлова, 60
[13] напеч. в "Дополн. к Актам историч.", т. I, 183
[14] отрывок одного в синодальных рукоп. по "Опис." Горского и Невоструева, 330; указание на другое в "Библиографическом словаре" Строева, 1
[15] напечатаны — первое от 23 сентября 1416 г. в "Актах историч.", т. I, 21, в "Памятниках" Павлова, 42; второе — от 2 февраля 1426 г., по случаю моровой язвы, в "Актах историч.", т. I, 30, и у Павлова, 53; третье — от 4-го января неизвестного года в "Актах истор.", т. I. 35, и у Павлова, 58
[16] два послания напечат. в "Дополн. к Актам историч.", т. I, 180
[17] напеч. в "Актах историч.", т. I, 26, и у Павлова, 46
[18] в "Актах ист.", т. 2, 57, и у Павлова, 57