Пий I (лат. Pius; + 157/161), епископ Римский (142/146 - 157/161), священномученик
Память 11 июля (Итал. [1], Зап. [2], Антиох.-зап. [3], Румын. [4])
Ириней Лионский упоминал Пия среди пресвитеров, стоявших во главе Римской Церкви, после Игина и перед Аникитой [5]. В послании к Римскому епископу Виктору I Ириней называл Пия в числе предшественников Виктора, которые не настаивали на обрядовом единообразии среди христиан [6]). Евсевий Кесарийский, опираясь в том числе на свидетельство Иринея, называл Пия 9-м епископом Рима, занимавшим кафедру в период между правлениями Игина и Аникиты. По мнению Евсевия, понтификат Пия I длился 15 лет, со 142 по 157 год [7]. В Каталоге Либерия (середина IV века) при перечислении Римских епископов II века допущены ошибки, в результате которых предшественником Пия назван Аникита, а преемником – Сотирий. Согласно этому источнику, Пий занимал кафедру 20 лет 4 месяца 21 день, со 146 по 161 годы [8]. Более поздние авторы в перечислении епископов Рима обычно следовали Иринею и Евсевию [9]), но некоторые считали, что Пий занимал кафедру в период между Аникитой и Сотирием, как в Каталоге Либерия [10]. В Liber Pontificate Пий также назван преемником Аникиты и предшественником Сотирия, занимавшим кафедру 19 лет 4 месяца 3 дня начиная со 146 года [11]. Исследователи чаще всего датировали понтификат Пия 120-150-ми годами (между 140 и 155 [12]). При этом даты правления Римских епископов II века, основанные на сочинениях Евсевия Кесарийского и на Каталоге Либерия, являются условными, так как надёжность этих источников остаётся под сомнением. Кроме того, традиционные представления о преемственности раннехристианских руководителей Римской Церкви не являются общепризнанными в современной историографии. По мнению многих исследователей, единоличное епископское правление утвердилось в Риме лишь в конце II века (Дж. Ла Пьяна, П. Лампе) или в 1-й половине III века (А. Брент). Таким образом, "епископы" II века могли быть руководителями отдельных римских христианских общин [13] или председателями совета римских пресвитеров [14].
Сведения о положении Римской Церкви при Пии I немногочисленны. Свидетельства священномученика Иринея Лионского, Тертуллиана и более поздних авторов указывают на то, что в середине II века среди римских христиан были последователи различных учений, иногда сильно расходившихся с церковной ортодоксией. При Пии в Риме проповедовал гностик Валентин [15]. Очевидно, тогда же в столице империи действовал и его современник Маркион [16]. Согласно Тертуллиану, Маркион начал свою проповедь в 144 или 145 году [17]; вероятно, это дата его прибытия в Рим [18]. По мнению святителя Епифания Кипрского, Маркион появился в Риме после смерти епископа Игина, то есть при Пии [19]. Одновременно с Валентином и Маркионом проповедовал Кердон, который прибыл в Рим при Игине. К периоду после смерти Пия относится деятельность в Риме последователей Карпократа, монархиан разных направлений, монтанистов и других. Данные об их отношениях с Церковью противоречивы. Маркион был отлучён от Церкви, возможно, при Пии, но гностиков-валентиниан, по-видимому, отлучение не коснулось. По мнению современных исследователей, "богословский плюрализм" был связан с организационной структурой Римской Церкви: до конца II века она состояла из автономных общин, которые поддерживали взаимное общение; некоторые общины (маркиониты) были исключены из системы общения и не рассматривались как относящиеся к Церкви [20].
Согласно Каталогу Либерия, а также анонимному древнехристианскому памятницу, так называемому Канону Муратори (Фрагменту Муратори), Пий был братом Ерма, автора одного из наиболее известных раннехристианских сочинений - трактата "Пастырь". В Каноне Муратори сообщается, что трактат был написан "недавно... когда на кафедре города Рима восседал епископ Пий". Хотя в "Пастыре" нет упоминаний о Пии, современные исследователи признают, что книга была написана в 1-й половине II века в Риме. Таким образом, данные о связи его автора с Пием вполне могут быть достоверными.
Сведения о Пии, приведенные в Liber Pontificalis (1-я половина VI века), отчасти восходят к Каталогу Либерия, отчасти вымышлены. Согласно этому источнику, Пий был уроженцем Аквилеи, его отца звали Руфин, брата - Пастор (то есть "Пастырь" - название трактата Ермы; далее брат Пастор назван Ермой). Пию приписываются распоряжение крестить иудеев, принимавших христианство, и некое "постановление относительно Церкви", а также рукоположение 19 пресвитеров, 21 диакона и 12 епископов. Пий был похоронен якобы 11 июля в Ватикане рядом с апостолом Петром. В римских "Деяниях Пудентианы и Пракседы", составленных приблизительно на рубеже V-VI веков [21], Пий представлен как епископ Рима, живший при императоре Антонине Пии; Пию приписывается участие в строительстве "титульных" храмов (впоследствии церкви Санта-Прасседе и Санта-Пуденциана) [22]. В более позднем сказании о мученике Конкордии Сполетском [23] Пий упоминается как епископ Рима, современник императора Антонина Пия, назначивший Конкордия иподиаконом [24]. В Лжеисидоровых декреталиях (IX век) Пию приписываются два послания о неприкосновенности церковных владений, о повиновении клириков епископу, о праздновании Пасхи в воскресенье и др. [25]. Среди подложных папских декреталий, составленных во Вьенне, есть два кратких послания Пия к епископам Веру и Иусту, в которых упоминаются реальные и вымышленные лица (ересиарх Керинф, будущие преемники Пия пресвитеры Сотирий и Елевферий, пресвитер Пастор) [26]. Несколько постановлений, приписанных Пию (например, запрещение посвящать Богу девушек моложе 25 лет), включены в канонический свод Иво Шартрского и в Декрет Грациана [27].
Самое раннее свидетельство почитания Пия I - Мартиролог Адона Вьеннского, в котором память святого, названного исповедником, со сведениями, заимствованными из Liber Pontificalis, указана под 11 июля [28]. Под этой датой поминовение Пия было включено в Римский Мартиролог уже как мученика, пострадавшего "в гонение Антонина" (кардинал Цезарь Бароний ссылался при этом на некие старинные тексты [29]). Из календаря Римско-католической Церкви память Пия I была изъята во время радикальной чистки месяцеслова в 1969 году ввиду недостоверности сведений о его мученичестве и почитании [30], однако в Римском Мартирологе была сохранена отредактированная запись о его поминовении [31].
Использованные материалы
- Королёв А. А. "Пий I" // Православная энциклопедия, т. 56, с. 282-285.
- Borrelli Antonio. "San Pio I Papa e martire. 11 luglio. Aquileia ? - † Roma, 155" // Итальянский католический месяцеслов Santi I beati, https://www.santiebeati.it/dettaglio/61850.
- Задворный В. "Пий I" // Католическая энциклопедия в V тт. - Том III. - М: Издательство Францисканцев, 2007/ - К. 1490.
[1] "11.07: Memoria di San Pio I papa e patriarca di Roma - (Papa dal 140 al 155)", месяцеслов на официальном сайте Архиепископии Италии и Мальты Константинопольского Патриархата, http://www.ortodossia.it/w/index.php?option=com_content&view...=it.
[2] "Saint PIE Ier, pape et patriarche de Rome (142-157), martyr sous Antonin (157)" // Laporte Claude. Tous les saints de l'Orthodoxie. - Éditions Xenia, Vevey, Suisse, 2008. - P. 356, http://www.forum-orthodoxe.com/~forum/viewtopic.php?f=5&t=44.
[3] "JULY 11 Thu Feria St Pius I, Bishop & Martyr [iv] M" // Ordo 2019 for reciting the Divine Office and Celebrating the Mass according to the calendar of The Universal Church and the use of the Western Rite Vicariate General of the Antiochian Orthodox Christian Archdiocese of North America. Pro Anno Domini MMXIX. - St. Luke’s Priory Press, p. 81, https://documentcloud.adobe.com/link/review?uri=urn:aaid:scd...3a0; "July 2021 11 Second Sunday after Trinity; Solemnity of St. Benedict, Ab, c. 540; St. Pius I, PM, c. 154" // 2021: A Western Rite Calendar for the Antiochian Orthodox Christian Archdiocese of North America, - http://orthodoxlynchburg.com/wp-content/uploads/2020/12/2021...pdf, p. 15.
[4] "Sfåntul Sf. Mc. PIUS, papă al Romei, care a pătimit sub Antonin (†157)" // Sinaxarul sfinţilor de pretutindeni: (martie - august) / monahul Valerian Dragoş şi rasofora Iustina. - Bucureşti: Piatytera; Alexandria: Cartea Ortodoxă, 2011, p. 279.
[5] Iren. Adv. haer. 3. 3. 3.
[6] Euseb. Hist. eccl. 5. 24. 14.
[7] Ibid. 4. 11, 6-7; Eusebius. Werke. Bd. 7: Die Chronik des Hieronymus / Hrsg. R. Helm. B., 1956. S. 202-203.
[8] Das Kalenderhandbuch. 2014.
[9] Напр.: Optat. Contr. Parmen. 2. 3; Epiph. Adv. haer. (Panarion). 2. 27. 6-7.
[10] Aug. Ер. 53. 2.
[11] LP. Т. 1. Р. 58-59, 150-153.
[12] LP. Т. 3. Р. 73.
[13] Brent A. Hippolytus and the Roman Church in the Third Cent. Leiden, 1995. P. 409-412, 455-456.
[14] Ziegler. 2007. S. 296-297; Green. 2010. P. 92-97.
[15] Iren. Adv. haer. 3. 4. 3.
[16] Tertull. De praescript. haer. 30.
[17] Tertull. Adv. Marcion. 1. 19. 2.
[18] Moll S. The Arch-Heretic Marcion. Tiib., 2010. Р. 32-41, 160; ср.: Lieu J. Marcion and the Making of a Heretic. Camb., 2015. P. 296.
[19] Epiph. Adv. haer. (Panarion). 42. 1. 7.
[20] Lampe. 2003. Р. 381-396; Thomassen Е. Orthodoxy and Heresy in Second-Century Rome // HarvTR. 2004. Vol. 97. P. 241-256; Thompson G. Bauer’s Early Christian Rome and the Development of «Orthodoxy» // Orthodoxy and Heresy in Early Christian Contexts: Reconsidering the Bauer Thesis / Ed. P. A. Hartog. Camb., 2015. P. 213-234.
[21] BHL, N 6898-6899.
[22] ActaSS. Mai. Т. 4. Р. 299-301; Lapidge М. The Roman Martyrs: Introd., transl., and comment. Oxf., 2018. P. 307-315.
[23] BHL, N 1906.
[24] ActaSS. Ian. Т. 1. P. 9.
[25] Decretales Pseudo-Isidorianae et Capitula Angilramni / Ed. P. Hinschius. Lpz., 1863. P. 116-120.
[26] MGH. Ерр. Т. 3. Р. 86-87.
[27] См.: Jaffe. RPR. 20163. Т. 1. Р. 23-24.
[28] Quentin Н. Les martyrologes historiques du Haut Moyen Age. P., 1908. P. 472.
[29] Martyrologium Romanum. Venetiis, 1587. P. 307-308.
[30] Calendarium Romanum. Vat., 1969. P. 71, 129.
[31] MartRom. (Vat.). P. 362.