"Пастырь", произведение ранней христианской литературы. По форме изложения «Пастырь» принадлежит к числу апокалиптических произведений. Книга имела такое влияние, что временно вносилась, как составная часть, в Библию, но не вошла в окончательный канон Священного Писания.
Авторство
Климент Александрийский, Ориген, Евсевий, а вслед за ними и большинство новейших ученых приписывают авторство римскому христианину конца I в. Ерму, упоминаемому апостолом Павлом в послании к римлянам (XVI, 14).
Некоторые считают этого Ерма за одно лицо с Ермом, одним из семидесяти апостолов; но ввиду того, что апостол Ерм был епископом в Филиппополе, представляется вероятным, что лицо, упоминаемое в послании к римлянам, — автор "Пастыря", — был другой Ерм, замученный в Риме языческой чернью в самом начале II в.
Есть мнение, что автором "Пастыря" был не Ерм, ученик апостола Павла, а живший позже (около 142-157 гг.) брат римского епископа Пия I, Ермий. Другие думают, что Ермий лишь перевел "Пастыря" с греческого на латинский или "переработал и дополнил" творение Ерма.
Содержание
В самом "Пастыре" о его авторе сообщается, что он жил в Риме, во время папы Климента († в 101 г.), был сначала богат, занимался мирскими делами (по-видимому, торговлей), причем не всегда соблюдал правду, имел злоязычную жену и порочных сыновей, к которым не был достаточно строг, и за то был наказан от Бога потерей богатства. Недоумевая о причинах этого постигшего его бедствия, Ерм был вразумлен о том в ряде бывших ему видений. Эти наставления и видения, записанные Ермом, и составляют содержание книги "Пастырь". По форме изложения "Пастырь" Ерма принадлежит к числу апокалиптических произведений древней литературы; ближайшим образцом для него послужила III-я книга Ездры.
В историческом отношении книга весьма замечательна, представляя итог христианского нравоучения, как оно сложилось в эпоху Ерма, и яркую картину состояния церкви в конце I или начале II вв. Автор порицает представителей церкви за несогласия и споры о преимуществах, а все христианское общество — за отклонение от служения Богу в сторону греховного языческого мира, за склонность к роскоши и к чувственным удовольствиям, за забвение бедных. Забота о бедных у автора доходит до того, что даже пост у него заповедуется как средство сберечь часть обычной пищи — для бедных. Автор указывает на близость второго Христова пришествия и общего суда.
Вообще тенденция "Пастыря" — возвратить общество к первобытной христианской простоте жизни и непорочности нравов. Ввиду такой тенденции, некоторые писатели относят его к произведениям монтанистической литературы; другие с этим не согласны, так как "Пастырь" не отрицает иерархию, мученичество не считает необходимым долгом христианина, допускает второй брак, покаяние после крещения и проч. Со стороны Церкви "Пастырь" пользовался особым уважением.
В настоящее время "Пастырь" Ерма известен в пяти редакциях (в греческом подлиннике и в переводах латинском и эфиопском).
Библиография
Издания и комментированные переводы
- Hermas. Le Pasteur / Texte, intr., trad. et notes par R.Joly. Reimpression avec suppl.: Paris, 1968 (SC 53 bis).
- Brox N. Der Hirt des Hermas übersetzt und erklart. Göttingen, 1991 (Kommentar zu den Apostolischen Vätern 7).
- El Pastor de Hermas / Ed. J.J. Ayán. Madrid: Giudad Nueva, 1996 (Fuentes patrísticas 6).
- Osiek C. The Shepherd of Hermas: A Commentary. Minneapolis: Fortress, 1999. XXI, 292 p.
Русский перевод
- П.А. Преображенского: Памятники древней христианской письменности в русском переводе. Т.2. Писания мужей апостольских (прилож. к ПО). М., 1860, 223–346.
- Писания мужей апостольских в рус. пер. с введ. и прим. прот. П.Преображенского. СПб., 1895; Брюсс. Антол., 165–252, и др.
- Последнее переизд.: Герма, Пастырь; Диалоги с ангелами. Утерянные евангелия. М.: Вагриус, 2001, 13–168 (Дидахэ на с. 169–184).
Исследования
- Скворцов К. Когда написана книга “Пастырь”? — Труды Киевской Духовной Академии, 1872, т.3, №10, 205–241.
- En. Феофан (Говоров), Затворник. Четыре беседы по руководству книги “Пастырь” Ермы. М., 1892. Отрывки: ЖМП 1973, №2, 32–36; №3, 31–32. Переизд. [под другим названием]: Еп. Феофан Затворник. Толкование на книгу св. Ермы “Пастырь”. 1908. (Свято-Введенский монастырь Оптиной Пустыни 1999р. 31 с.) (краткое изложение книги).
- Феогност (Дерюгин), архим. Книга тайновидца Ерма “Пастырь”. — ЖМП 1957, №9, 50–53.
- Giet S. Hermas et les Pasteurs: les trois auteurs du Pasteur d’Hermas. Paris: Presses Universitaires de France, 1963.
- Pernveden L. The Concept of the Church in the Shepherd of Hermas. Lund: C. W. K. Gleerup, 1966.
- Reiling J. Hermas and Christian Prophecy: A Study of the Eleventh Mandate. Leiden: Brill, 1973 (N.T. Suppl. 37). X, 197 p.
- Wilson J.C. Toward a reassessment of the milieu of the Shepherd of Hermas. Its date and its pneumatology. Duke University Durham, NC, 1977 (microfilm). 308 p. [Summary: DA 39, 1978, 326A—327A].
- Martín Jose (Pablo). Espíritu y dualismo de espíritu en el Pastor de Hermas y su relación con el judaísmo. — Vetera Christianorum 15, 1978, 295–345.
- Folgado Flórez S. Teoría eclesial en el Pastor de Hermas. Madrid: Real Monasterio de El Escorial, 1979. XI, 142 p.
- Hellholm D. Das Visionenbuch des Hermas als Apokalypse. Formgeschichtliche und texttheoretische Studien zu einer literarischen Gattung: Methodologische Vorüberlegungen und makrostrukturelle Textanalyse. Lund: Gleerup, 1980 (Coniectanea Bibl. N.T. Ser. 131). 212 S.
- Smith M.M. Feminine images in the shepherd of Hermas. Duke University Durham, NC, 1980 (microfilm). 235 p. [Summary: DA 41, 1980, 704A–705A].
- Mees M. Der Hirte des Hermas und seine Aussagen über den Heiligen Geist. — Lateranum 47, 1981, 343–355 (об отношении к ветхозаветной Софии).
- Osiek C. Rich and Poor in the Shepherd of Hermas. An Exegetical-Social Investigation. Washington, D.C.: Catholic Biblical Association of America, 1983. XI, 184 p.
- Nijendijk (Lambartus Wilhelmus). Die Christologie des Hirten des Hermas. Exegetisch, religions- und dogmengeschichtlich untersucht. Utrecht, 1986. 239 S.
- Hilhorst A. Hermas. — Reallexikon für Antike und Christentum (Stuttgart), Bd.XIV, Lief. 108–109, 1988, 682–701.
- Leutzsch M. Die Wahrnehmung sozialer Wirklichkeit im “Hirten” des Hermas. Göttingen: Vandenhoeck und Ruprecht, 1989 (Forsch. zur Relig. und Lit. des alten und neuen Test. 150). 286 S.
- Henne Ph. L’unité du Pasteur d’Hermas. Paris, 1992 (Cahiers de la Revue biblique 31).
- Henne Ph. La christologie chez Clément d’Alexandrie et dans le Pasteur d’Hermas. Fribourg, 1992 (Paradosis 33).
- Haas C. Die Pneumatologie des “Hirten des Hermas”. — Aufstieg und Niedergang der Römischen Welt (ANRW). Geschichte und Kultur Roms im Spiegel der neueren Forschung. Teil II: Principat. Bd.27 (1. Teilband). Religion (vorkonstantinisches Christentum: apostolische Väter und Apologeten) / Hrsg. v. W.Haase. Walter de Gruyter. Berlin, New York, 1993, 552–586.
- Joly R. Le milieu complexe du “Pasteur d’Hermas”. — Aufstieg und Niedergang der Römischen Welt (ANRW). Geschichte und Kultur Roms im Spiegel der neueren Forschung. Teil II: Principat. Bd.27 (1. Teilband). Religion (vorkonstantinisches Christentum: apostolische Väter und Apologeten) / Hrsg. v. W.Haase. Walter de Gruyter. Berlin, New York, 1993, 524–551.
- Stewart-Sykes A. The christology of Hermas and the interpretation of the fifth similitude. — Augustinianum 37 (2), 1997, 273–284.