Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ГАЛКИН МИХАИЛ ВЛАДИМИРОВИЧ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Михаил Владимирович Галкин (литер. псевдоним М. Горев) (1885 - 1948), бывш. священник

Родился 10 марта 1885 году в городе Санкт-Петербурге в семье священника Владимира Галкина (1859-1915).

В 1903 году окончил Санкт-Петербургскую Введенскую гимназию.

1 сентября 1903 года поступил на учебу в Императорскую Военно-медицинскую академию, но был отчислен уже с первого курса «как прекративший без уважительных причин держание переводных экзаменов». В августе 1904 года был принят в число студентов Императорского Санкт-Петербургского университета, и в течение осеннего полугодия он посещал занятия на юридическом факультете.

6 июня 1905 года женился на Марии Павловне Блудоровой (род. 18 декабря 1882), дочери статского советника, преподавательнице Уфимской частной прогимназии. Поселились молодожены в Уфе.

В том же 1905 году сдал экзамены за полный курс обучения в Уфимской духовной семинарии.

6 апреля 1906 года был определён священником церкви общества о бесприютных детях имени великой княгини Марии Николаевны, 16 апреля он был рукоположен в сан священника митрополитом Санкт-Петербургским Антонием (Вадковским) в Исаакиевском кафедральном соборе.

25 сентября 1908 года выбыл за штат, в связи с поступлением в Санкт-Петербургскую духовную академию.

14 октября 1909 года допущен к исполнению священнических обязанностей при церкви приюта вел. кн. Михаила Николаевича.

С 17 июня 1910 года - священник церкви подворья Староладожского монастыря.

В 1912 году окончил духовную академию со степенью кандидата богословия.

С 22 сентября 1915 года - настоятель Спасо-Колтовской церкви в Петрограде.

В 1917 - 1918 годах - редактор газеты "Свободная Церковь". Заявил о разрыве с Церковью [1].

В 1918 году принимал участие в разработке декрета "об отделении Церкви от государства и школы от Церкви". С 9 мая 1918 года - сотрудник VIII ("ликвидационного") отдела Народного комиссариата юстиции.

В годы Гражданской войны, наряду с исполнением своих основных обязанностей по VIII отделу Наркомюста, занимался антирелигиозной агитацией по партийной линии. С 1 июня 1919 по 1 января 1920 года он исполнял обязанности «политинспектора» Политического управления Революционного военного совета республики. С 1919 по 1923 год входил в состав так называемой антирелигиозной тройки при Московском комитете (МК) РКП(б) («лектор-пропагандист по религиозному вопросу»). Состоял непременным членом Комиссии (и рабочего ядра Комиссии) «по ведению антирелигиозной пропаганды» при МК РКП(б) (по сведениям на июль 1921 г.)

С 1921 года - член комиссии по учёту и сосредоточению ценностей ("комиссия Л. Д. Троцкого)".

С 13 марта 1922 года - член комиссии по изъятию церковных ценностей Московской губернии, с 20 марта 1922 года - заместитель П. А. Красикова и член бюро Центральной комиссии по изъятию церковных ценностей.

13 мая 1922 года был назначен негласным ответственным секретарем (по сути, политическим цензором) церковно-обновленческого журнала «Живая Церковь»

Летом 1922 года члены обновленческого Высшего церковного управления получили со стороны наместника Константинопольского патриарха в Москве архимандрита Иакова (Димопуло) предложение о единстве действий в отношении патриарха Тихона, о чем немедленно доложили сотрудникам ГПУ. 27 июня 1922 года Галкин, письменно пересказывая Троцкому содержание беседы с представителем Фанара, информировал Особоуполномоченного Совнаркома РСФСР о цене (стоимости) личного участия Константинопольского патриарха в соборном суде с целью низложения патриарха Тихона «по всем каноническим правилам»: 10 тыс. турецких лир плюс возвращение «дома Константинопольского патриархата в Москве». Галкин констатировал: 

«Нужно знать историческое побирушество восточных патриархов, живших главным образом за счет “милостыни из России”, чтобы поверить в возможность сего не только со стороны Константинопольского, но и всех патриархов, вместе взятых. По положению все патриархи выше Тихона. Собор с одним из восточных патриархов ценнее собора без патриарха (по церковным правилам и по представлению верующих)... Имея в виду крестьянство России, не разбитые еще окончательно силы старой, тихоновской церкви, полагаю, вопрос заслуживает обсуждения и, в случае принятия, осторожного прощупывания почвы через посредство наших миссий и т. д.»

В июле 1922 года - член комиссии Политбюро ЦК РКП(б) по отбору кандидатов на расстрел среди приговорённых по делу "об изъятии церковных ценностей".

В октябре 1922 года был рекомендован на должность секретаря Антирелигиозной комиссии (АРК). Так как Галкин был непременным членом всех вышеперечисленных комиссий, а главное - находился на хорошем счету у руководства VIII отдела Наркомюста РСФСР, то Антирелигиозная комиссия ходатайствовала перед Учетно-распределительным отделом ЦК РКП(б) о назначении именно Галкина секретарем Комиссии (17 октября, повторно 31 октября 1922). Однако предложенная кандидатура сверху была отклонена, а должность секретаря Антирелигиозной комиссии занял сотрудник ГПУ, начальник VI отделения СО ГПУ Е. А. Тучков.

С 1922 года - помощник редактора газеты "Безбожник" и секретарь председателя Антирелигиозной комиссии Е.М. Ярославского.

До лета 1926 года продолжал вести активную агитационно-пропагандистскую работу по линии «Безбожника». Он по-прежнему исполнял функции заместителя редактора газеты (а с января 1925 года и одноименного журнала), а также входил в руководство широкого «общественного» движения, сформировавшегося в конце 1924 года вокруг редакции печатного издания (Общество друзей газеты «Безбожник»), а затем трансформировавшегося в оргструктуры Союза безбожников СССР. С июня 1925 года он официально занимал должность заместителя председателя Исполнительного бюро Общества друзей газеты «Безбожник» «по линии организационной (Орготдел, издательство, газета)».

Результаты трудовой деятельности Галкина до поры до времени получали высокую оценку руководства. В личное партийное дело Галкина 13 ноября 1923 года была внесена показательная характеристика: «Товарищ Галкин-Горев вдумчивый серьезный работник, подкупающий своей искренностью, задушевностью и… стремлением к познанию и прозелитизму. Такие работники крайне ценны в партии».

Однако в 1925 году Галкин оказался втянутым в ожесточенный конфликт внутри руководства «безбожным движением». Друг другу противостояли «левый центр» (Е. Ярославский и др.) – «атеисты по долгу службы» – и «крайне левые» (И. П. Брихничев и др.) – «атеисты по долгу совести», в среде которых немалую роль играли священнослужители, снявшие в свое время церковный сан. Первые, занимавшие (первоначально, по крайней мере) более или менее реалистические, прагматические позиции, считали, что чисто антиклерикальный, классово-политический аспект работы «Союза безбожников» должен быть обязательно увязан с аспектом атеистическим и просветительским, а роль партийного руководства движением не должна выпячиваться вовсе, ибо «Союз безбожников» — дело всенародное, предполагающее «максимальную свободу различных антирелигиозных ориентаций», которой излишняя «заорганизованность» только вредит. Вторые делали упор на наступательно-разоблачительных формах давления на религию, требуя жесткой централизации безбожного движения и увязки организационного построения «Союза безбожников» с партструктурами на производстве. Внутрисоюзная борьба осложнялась чисто личностными, зачастую небескорыстными (стремление к власти, дележ портфелей) амбициями.

Весной 1926 года Галкин написал заявление об увольнении (не исключено, что с целью получения вотума доверия от своих сослуживцев). Однако Исполбюро Центрального Совета Союза безбожников на своем заседании 1 апреля 1926 года под давлением Ярославского приняло решение «освободить товарища Горева от обязанностей заместителя председателя Исполбюро и вообще от всякой штатной работы в Центральном Совете Союза безбожников СССР». Дальнейшее существование такого структурного подразделения, как правление издательства «Безбожник», председательский пост в котором занимал Горев (Галкин), было признано «нецелесообразным». После этого Галкин попытался найти поддержку у руководства большевистской партии, но безуспешно.

20 июня 1926 года Исполбюро Центрального Совета Союза безбожников СССР постановило: «Ввиду возведения товарищем Горевым клеветнических нападок на Исполбюро Центрального Совета Союза безбожников в его письмах на имя товарищей Сталина, Куйбышева и др., считать невозможным дальнейшее сотрудничество с т. Горевым, о чем довести до сведения Агитпропа ЦК ВКП(б) и Антирелигиозной комиссии ЦК».

С июля 1926 и по март 1928 года в качестве заведующего отвечал за работу Отдела партийной жизни «Рабочей газеты» (Москва). Весной 1928 года он уехал жить на Украину.

С марта 1928 по июль 1931 года исполнял обязанности «пропагандиста-антирелигиозника» в профсоюзных структурах горнорабочих Донбасса («Союз горнорабочих», Горловка и Артемовск). С июля 1931 по июль 1933 года он занимал должность заведующего отделом кадров («зав. сектором кадров») во «Всеукраинском отраслевом объединении оптово-розничной торговли книгами и культтоварами (Харьков)».

С лета 1933 года перешел на вузовскую преподавательскую работу: с августа 1933 по январь 1935 года заведовал кафедрой социально-экономических дисциплин в Институте физкультуры в Харькове; с января 1935 по январь 1937 год был профессором, председателем методсовета профессоров в Институте механизации сельского хозяйства.

7 февраля 1935 года Октябрьский райком Харькова принял решение: считать М. В. Галкина «механически выбывшим» из числа членов ВКП(б) (вероятно, речь шла об утрате партбилета). В партийных рядах он был восстановлен (с перерывом партстажа) постановлением Партколлегии Комиссии партийного контроля при ЦК ВКП(б) только 22 августа 1938 года с одновременным наложением строгого выговора за небрежное хранение партдокументов. С января 1937 по ноябрь 1939 года работал учителем истории в средней школе № 95 Харькова, с ноября 1939 года вернулся в вуз в качестве старшего преподавателя основ марксизма-ленинизма Харьковского химико-технологического института (по сведениям на 25 августа 1940 г.).

Пребывание Галкина на Украине, судя по всему, проходило настолько незаметно для ранее знавших его людей, что в кругах московских и ленинградских антирелигиозников сложилась, а затем десятилетиями бытовала версия, что жизнь бывшего священника оборвалась в 45-летнем возрасте, причем совершенно неожиданно: в 1930 году он, якобы, выехал на Украину с циклом атеистических лекций и при невыясненных обстоятельствах бесследно там исчез. Еще 5 лет назад в научных публикациях 1930 год упоминался в качестве года смерти попа-расстриги.

В годы Великой Отечественной войны он находился в эвакуации в Новосибирске. Первоначально он занимал одну из руководящих должностей в местном отделении Союза воинствующих безбожников (был заместителем председателя Новосибирского областного совета). После того как Союз воинствующих безбожников СССР свернул свою деятельность, Галкин заведовал кафедрой марксизма-ленинизма в Новосибирском институте инженеров геодезии, аэрофотосъемки и картографии.

В октябре 1943 года он был избран заместителем секретаря парткома института.

Скончался 25 марта 1948 года в Харькове, после тяжелой и продолжительной болезни.

Литература

  • Крапивин М. Ю. Бывший священник М. В. Галкин, человек и функционер: штрихи к документальному портрету

Использованные материалы

  • Сорокин В.У., прот., Церковно-просветительская деятельность митрополита Григория (Чукова). - СПб: Изд-во Князь-Владимирского собора, 2005, с. 540-541.
  • Крапивин М. Ю. Бывший священник М. В. Галкин, человек и функционер: штрихи к документальному портрету (использовано частично):



[1]  Судя по архивным документам, Галкин сложил с себя сан между 15 мая и 15 июля 1918 года. 12 ноября 1918 года настоятелем Спас-Колтовской церкви вместо него был назначен Наркисс Ушаков, с 21 января 1910 года служивший здесь же на диаконской вакансии, а с 22 сентября 1915 года занимавший должность второго священника. Cм. ЦГИА СПб, ф. 19, оп. 107, д. 40, л. 6; оп. 113, д. 4360, л. 131 об. – 132 об.

Редакция текста от: 01.01.2024 13:27:46

"ГАЛКИН МИХАИЛ ВЛАДИМИРОВИЧ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google