Мария (греч. Μαρία; лат. Maria; I в.), мать ап. Марка, святая равноапостольная
Память 30 июня (Греч. [1]) и в Соборах Кипрских и Киринских святых (Греч.).
В книге Деяния св. апостолов о Марии говорится, что она проживала в Иерусалиме и предоставила свой дом для собраний христиан. Когда Ангел Господень освободил ап. Петра из темницы, тот "пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились" (Деян 12, 12). О Марии сказано, что она была матерью упомянутого в Новом Завете спутника ап. Павла в его первом миссионерском путешествии Иоанна Марка, племянника ап. Варнавы (Деян 12, 25; Деян 13, 5; Флм 1, 24; Кол 4, 10; 2 Тим 4, 11 [2]), отождествляемого в церковном Предании с евангелистом Марком [3]. Однако некоторые поздние церковные авторы рассматривали это отождествление как предположение [4]. Мария была состоятельной благодетельницей первохристианской апостольской общины, владелицей богатого дома как одного из мест, где собирались иерусалимские христиане (ср.: Деян 2, 46). Она могла принимать большое число людей, и у нее была как минимум одна служанка, Рода (Деян 12, 13). По всей видимости, она была вдовой, т. к. нигде не упоминается имя ее мужа и отца Марка. Также высказывается предположение, что ее дом мог быть передан ей в наследство или составлял ее приданое, в противном случае владельцем дома должен был выступать ее сын [5].
Дополнительные сведения о Марии содержатся в более позднем источнике - "Похвальном слове ап. Варнаве", написанном мон. Александром Кипрским (кон. V - нач. VII в.; наиболее вероятно - 2-я пол. VI в.). В нем повествуется, как ап. Варнава уверовал во Христа при виде чудес, совершённых Им в Иерусалиме, и обратил в христианство Марию. Она отправилась в Иерусалимский храм, где проповедовал Спаситель, упала перед Ним на колени и умоляла Его удостоить ее дом благословения. Господь не только благословил дом Марии, но и посещал каждый раз, когда приходил в Иерусалим. Здесь, по словам мон. Александра, Христос совершил Тайную вечерю, ап. Фома вложил персты в раны Господа и Св. Дух сошел на апостолов в день Пятидесятницы [6]. Однако господствующая православная традиция связывает эти события с Сионской горницей. По сиро-яковитскому преданию, дом Марии находился на месте современной церкви ап. Марка в Старом городе, на границе между Еврейским и Армянским кварталами (XII в., на месте визант. постройки). Сиро-яковиты тоже считают, что в нем была Тайная вечеря [7]. Многие современные исследователи не разделяют мнение, что Тайная вечеря совершалась в доме Марии [8]. Тем не менее дом Марии являлся одной из первых домовых христианских церквей. Высказывалось предположение, что в нем собирались только женщины, т. к. ап. Петр, посетив этот дом, не увидел там ап. Иакова, брата Господня, и др. сыновей Иосифа Обручника (Деян 12, 17) [9].
Мария была родственницей апостолов Варнавы и Аристовула, происходивших с Кипра. Степень их родства с Марией зависит от толкования относящегося к ап. Марку греч. слова ἀνέψιος (Кол 4, 10), которое может означать как двоюродного брата, так и племянника. В настоящее время библеисты отдают предпочтение первому варианту [10]. Александр Кипрский называет Марию теткой ап. Варнавы [11], и это толкование принято в совр. Кипрской Минее [12]. Тем не менее Х. Бусьяс считает, что Мария была сестрой Варнавы и Аристовула и, следов., киприоткой по происхождению [13]. Афанасий (Киккотис), митр. Киринский, основываясь на том, что апостолы Марк и Варнава были двоюродными братьями по муж. линии, и на сообщении Каталога апостолов от 70 Псевдо-Епифания (V-VI вв.), где ап. Марк назван Киринянином [14], делает вывод, что он мог быть уроженцем Кирены (Кирины) только по матери, т. к. родственники, связанные с ап. Варнавой, происходили с Кипра. Т. о., митр. Афанасий считает, что Мария род. в Кирене [15].
Память св. Марии отсутствует в византийских и ранних латинских календарях. Она была внесена под 29 июня в Римский Мартиролог, составленный кард. Цезарем Баронием (XVI в.). Его формулировка "На Кипре [память] святой Марии, матери Иоанна, прозываемого Марком" [16] вызвала догадки, что она скончалась на этом острове, т. е. скорее всего когда сопровождала в миссионерском путешествии на Кипр апостолов Варнаву и Марка [17].
Из православных авторов первым о Марии, как о святой, пишет архим. Киприан в "Хронологической истории острова Кипр" и называет днем ее памяти 29 июня [18]. Он считает Марию дочерью ап. Аристовула и женой ап. Петра, которая, согласно "Строматам" Климента Александрийского, приняла мученическую смерть еще при жизни мужа [19]. Но в тексте "Строматов" не указаны родственные связи жены ап. Петра, архим. Киприан привлек сведения средневизантийских агиографических источников, в которых сообщается, что дочь ап. Аристовула была замужем за ап. Петром [20], и ошибочно отождествил ее с Марией.
Вслед за архим. Киприаном имя Марии внес в книгу, посвященную кипрским святым, Кипрский архиеп. Макарий I [21]. В 2002 году память Марии как святой и равноапостольной была включена под 30 июня в изданную Кипрской Архиепископией Кипрскую Минею [22]; службу Марии составил гимнограф Великой церкви иером. Афанасий Симонопетрит, а в 2013 году - в Собор Киринских святых [23]. Бусьяс причисляет Марию к женам-мироносицам [24].
Во имя св. Марии освящен парекклисион в церкви ап. Марка, расположенной в районе Архангелос в Никосии.
Литература
- Sancti Barnabae laudatio auctore Alexandro Monacho et Sanctorum Bartholomaei et Barnabae vita e menologio imperiali deprompta. Vita Sancti Auxibii / Ed. P. Van Deun, J. Noret // Hagiographica Cypria. Turnhout e. a., 1993. (CCSG; 26).
- ActaSS. 1744. Iun. T. 5. P. 475-476
- Rolla A. Maria, madre di S. Marco // BiblSS. 1964. Vol. 8. Col. 962-963
- Witherington B. Maria (6) // ABD. 1992. Vol. 4. P. 582
- Barrett C. K. The Acts of the Apostles. Edinb., 1994. Vol. 1
- Fitzmyer J. The Acts of Apostles. Doubleday, 1998. P. 488
- Κύπρια Μηναῖα. Λευκωσία, 2002. Τ. 8. Σ. 189-195
- Левинская И. А. Деяния Апостолов. Ист.-филол. коммент.: Гл. 9-28. СПб., 2008
- Μακάριος Σιμωνοπετρίτης, ἱερομόν. Νέος Συναξαριστὴς τῆς ᾿Ορθοδόξου ᾿Εκκλησίας. ᾿Αθῆναι, 2008. Τ. 10: ᾿Ιούνιος. Σ. 361-362
- Μπούσιας Χ. Μ. ᾿Αποστολικὴ ῾Αγία Οἰκογένεια: Συγγενεῖς τοῦ ᾿Αποστόλου Μάρκου. Λευκωσία, 2010. Σ. 5, 23-26
- ᾿Αθανάσιος (Κυκκώτης), μητρ. Πρόλογος // Μπούσιας Χ. Μ. ῾Ιεραὶ ἀκολουθίαι τοῦ ἁγίου ἐνδόξου ἱερομάρτυρος Θεοδώρου ἐπισκόπου Κυρήνης καὶ πάντων τῶν ἐν Κυρήνῃ ἁγίων. ᾿Αθῆναι, 2014. Σ. 7-37
- Бокэм Р. Иисус и женщины: Роль женщин в общине Иисуса и в первоначальном христианстве. М., 2015.
Использованные материалы
- О. В. Лосева. "Мария" // Православная энциклопедия, т. 43, с. 524-525
[1] «Ἡ Ἁγία Μαρία ἡ μητέρα τοῦ Εὐαγγελιστοῦ Μάρκου»,страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, Синаксарь Православной Церкви), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, - https://www.synaxarion.gr/gr/sid/4024/sxsaintinfo.aspx
[2] Fitzmyer. 1998
[3] см., напр.: Euseb. Hist. eccl. III 39. 13 - Левинская. 2008. С. 173-174
[4] см., напр.: Theoph. Bulg. Exp. ad Act. 12. 12
[5] Бокэм. 2015. С. 412
[6] Sancti Barnabae laudatio. 1993. P. 91-92
[7] Pringle D. The Churches of the Crusader Kingdom of Jerusalem: A Corpus. Camb., 2007. Vol. 3. P. 261, 322-326; Лисовой Н. Н. Откровение Св. Земли: Путев. М., 2012. С. 177-178
[8] Barrett. 1994. P. 583; Левинская. 2008. С. 174
[9] Witherington. 1992. P. 582
[10] Barrett. 1994. P. 583; Fitzmyer. 1998. P. 488; Левинская. 2008. С. 174
[11] Sancti Barnabae laudatio. 1993. P. 91
[12] Κύπρια Μηναῖα. 2002. Σ. 190
[13] Μπούσιας. 2010. Σ. 5
[14] Schermann Th. Prophetarum vitae fabulosae: Indices apostolorum discipulorumque Domini Dorotheo, Epiphanio, Hippolyto aliisque vindicata. Lpz., 1907. Р. 115
[15] ᾿Αθανάσιος (Κυκκώτης). 2014. Σ. 18-19
[16] MartRom. Comment. P. 261-262
[17] ActaSS. 1744. P. 476; Rolla. 1964. Col. 963
[18] Κυπριανός, ἀρχιμ. ῾Ιστορία χρονολογικὴ τῆς νήσου Κύπρου. ᾿Ενετία, 1788. Σ. 352
[19] Clem. Alex. Strom. VII 11
[20] SynCP. Col. 777; Van Deun P. Un Mémoire anonyme sur S. Barnabé (BHG, 226e) // AnBoll. 1990. T. 108, fasc. 3-4. P. 326
[21] Μακάριος, ἀρχιέπ. Κύπρου. Κύπρος ἡ ῾Αγία Νῆσος. Λευκωσία, 19972. Σ. 38
[22] Κύπρια Μηναῖα. 2002. Σ. 189-193
[23] Μπούσιας. 2014. Σ. 84
[24] Μπούσιας. 2010. Σ. 25