Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

МАКАРИЙ (СУШКИН)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Архим. Макарий (Сушкин)
Архим. Макарий (Сушкин)
Макарий (Сушкин) (1820 - 1889), архимандрит, настоятель Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря

В миру Михаил Иванович Сушкин, родился 17 октября 1820 года в Туле в богатой купеческой семье. Сушкины занимались торговлей и держали воскобельный завод. Патоку и вощину Сушкины скупали на ярмарках по всей России, чистый мед продавали в Москву, а выбеленный воск доставляли в Санкт-Петербургск и отравляли на экспорт. Ещё дед Михаила Сушкина Денис (Дионисий) Осипович основал Торговый дом братьев Сушкиных, агенты которого работали на ярмарках от Сибири до Польши. К началу 1830-х годов Сушкины сумели потеснить других тульских купцов, став, по сути, экспортерами-монополистами.

В 1823 году отец, Иван Денисович Сушкин, по торговым делам уехал в Петербург и обосновался там на несколько лет с женой и старшими детьми. Младший Михаил оставался в Туле. До семи лет его воспитанием занимались бабушка Акилина Васильевна и няня Марфа, которая «любила его, кажется, больше матери и следила за каждым шагом». С шести лет мальчика засадили за «букварь» под руководством одной крепостной, весьма начитанной женщины, она же учила его и арифметике. Детство его прошло в дедовском доме в Павшинской слободе (сейчас это дом на ул. Коминтерна, 4).

Приходским храмом, где крестили Михаила Сушкина и венчались его родители, была церковь Успения в Павшинской слободе [1]. Но дед Дионисий был истый старообрядец, пытался втянуть и внука в свою веру: таскал его в старообрядческую часовню, которую построил на свои средства. Расхождение в религиозных взглядах (трое сыновей Дениса Осиповича были православными) стало причиной семейного конфликта, из-за которого никто из сыновей не пожелал остаться в родительском доме: все воспользовались торговыми делами, чтобы осесть, хотя бы на время, в Петербурге, как семья Ивана Денисовича, или в Москве, где обосновался его брат Михаил Денисович. В одном из писем сыну в Петербург дед Дионисий сообщил о намерении перекрестить внука. После чего Иван Денисович написал отцу гневное письмо и решил забрать Михаила к себе. В архиве Афонского монастыря сохранилось это письмо в Тулу:

«Батюшка, вы пишите ко мне, что желаете присоединить сына моего Михаила к часовне, то я скажу Вам вот что, за что вперед прошу простить меня Христа ради. Вы разрознили нас с собою и с братьями, о чем мы теперь немало скорбим. Мы остались навсегда разделенными с Вами, ибо не предвидится никакой надежды, чтобы семья могла бы когда-нибудь соединиться вместе. Вы сами имели на опыте: когда перешли в часовню, то братья Вас оставили, что неприятно Вам казалось прежде. Когда мы были молоды и бывали дома, Вы с матушкою уедите в часовню, а мы отправимся в церковь, а пришедши домой, опасаемся друг другу сказать что-либо о торжестве праздника, ибо каждый имел свои понятия. Потому, испытав тяжелое впечатление на себе, я не желал бы, чтобы и сын мой испытывал то же. А так как Вы не желаете уже отпустить его к нам и хотите обучить его грамоте и сделать из него себе помощника, как в Вашей ежедневной службе, так и в делах, то он не изучит своих обязанностей к отцу и матери. Прошу оставить его на время, которое указано будет Богом».

В Санкт-Петербурге семья Сушкиных жила в квартире доходного дома купца Голубина на 1-й Кадетской линии в квартале от церкви св. Екатерины. Вместе со старшими братьями Василием и Иваном Михаил пошёл в частную школу. Здесь его учили Закону Божьему, русской грамматике, арифметике, алгебре, бухгалтерии, умению пользоваться логарифмами, языкам немецкому и французскому и танцам. Михаил Сушкин учился хорошо по всем предметам, но особенно его давалась математика, которую он знал «исправно». Что в школе, что дома Михаил долгое время ощущал себя не в своей тарелке: он не знал толком родителей и братьев, которые дразнили его за тульский говорок («энто-то»), неумение держаться в обществе и часто «помирали со смеху над ним». Но постепенно Михаил приобрёл столичный лоск, на домашних приёмах уже слыл знатным танцором и страстным охотником до танцев. К тому же успехи в математике примирили его с отцом, который стал смотреть на Михаила как на будущего хорошего помощника в торговых делах. Давался Михаилу и немецкий язык, который он знал до самой смерти.

Когда Михаилу исполнилось 14 лет, и он окончил школу, отец решил, что сын достаточно образован, чтобы стать его правой рукой. Старшие братья ездили во всей стране по ярмаркам, отец был вынужден часто бывать в Туле, где старый Денис Осипович уже не тянул фабрику, и все торговые операции на сотни тысяч рублей в Петербурге вёл юный Михаил Сушкин. В 1842 году семья в полном составе, кроме старшего брата Василия Ивановича, который обосновался в Москве, окончательно осела в Туле, оставив петербургские дела на приказчика. В родном городе Михаила Сушкина ждала привычная купеческая жизнь: торговые дела, поездки на ярмарки, щегольство на балах и церковные праздники. Единственное, чем отличался Михаил от своих сверстников, он избегал вопросов о женитьбе, и всё чаще беседовал с матерью Феодосьей Петровной, очень набожной женщиной, на духовные темы. Вместе с матерью Михаил ездил в Киев по святым местам.

Тем временем Иван Денисович Сушкин решил баллотироваться на пост тульского городского головы (председателя Тульской городской Думы и городского Управы) и в 1849 году в возрасте 64-х лет выиграл выборы и стал тульским градоначальником. Его заботами стали общественные дела, а фабрику и торговый дом он оставил на Михаила, Ивана и младшего сына Петра, рассчитывая, что они станут достойными продолжателями семейных традиций.

В 1850 году Иван Денисович заявил, что Михаилу пора жениться. Тот попросил отсрочку на год и сказал, что хочет отправиться с группой молодых старооскольских купцов, с которыми он познакомился на ярмарке, в паломничество в Иерусалим и в Афон. Ивану Денисовичу от жены было известно о духовных исканиях сына, но благословляя его на поездку по святым местам, он настоятельно требовал в скором времени вернуться домой к делам.

Путешествие Михаила Сушкина растянулось на целый год, в письмах домой он с упоением рассказывал о посещенных святынях, все чаще намекая, что ему по душе монашеский образ жизни. Осенью 1851 года Михаил Сушкин с товарищами оказался на Афоне. В первом же разговоре с духовником Русского Пантелеимонова монастыря отцом Иеронимом Сушкин признался, что хочет принять постриг. В монастыре это решение молодого русского приняли настороженно. Все очень опасались гнева отца, миллионера Сушкина, имевшего вес в деловых и властных кругах России. Как признавался сам о. Иероним, «отец мог обвинять нас в том, что мы кой-как поспешили постричь сына в надежде на богатый вклад. Мы не желали иметь в России такую худую славу и повредить тем обители».

9 ноября 1851 года, через шесть дней после прибытия на Афон, Михаил написал матери в Тулу слёзное письмо, с просьбой убедить отца дать ему благословение на постриг, и тут же слег в лихорадке. Его состояние казалось настолько безнадёжным, что, нарушив обычные порядки, Михаила постригли в монашество и нарекли Макарием. Это случилось 27 ноября 1851 года, через 24 дня после прибытия в монастырь. Макарий не только выжил, но и скоро пошел на поправку, написав домой радостное письмо о самом важном событии в его жизни. Это известие наделало большой переполох в доме тульского градоначальника. Иван Денисович полгода не писал сыну, выражая тем самым свое недовольство. О постриге Михаила никому в Туле не говорили, боясь кривотолков.

Иван Денисович сменил гнев на милость, когда в Тулу с Афона вернулся их крепостной Евграф, сопровождавший Михаила в паломничестве. Слова реального очевидца пострига и чудесного исцеления убедили в искренности поступка сына. Слугу Евграфа, как и просил в письме теперь уже отец Макарий Сушкин, освободили от крепостной зависимости, выдали мирской костюм и дали в награду 500 рублей.

Архимандрит Макарий. Около 1870 г. Фотографическая мастерская Свято-Пантелеймонова монастыря
Архимандрит Макарий. Около 1870 г. Фотографическая мастерская Свято-Пантелеймонова монастыря
С весны 1852 года и до самой смерти в середине 1860-х годов Иван Денисович Сушкин всемерно помогал Афонскому монастырю, выполняя просьбы сына, которые он излагал в письмах к матери: «Здесь строятся храм Покрова Пресвятая Богородицы и, по необходимости, для русской братий келии. Уже много русских, а монастырь имеет долгу 60 тысяч рублей, поэтому я и припадаю к стопам ног ваших, хотя не вдруг, попросите батюшку в хорошее время и в тихий час». Эта просьба была исполнена, и через несколько месяцев Макарий Сушкин в письме благодарит мать за помощь.

На средства И. Д. Сушкина в русском монастыре на Афоне была построена также больница с храмом. На его же деньги покупались церковная утварь и многое другое. Из-за преклонных лет Иван Денисович не смог лично посетить Афон, но в гостях у брата здесь часто бывали его братья старший Василий и младший Пётр. Пока отец оставался в ранге главы города, Михаил Сушкин неоднократно обременял его просьбами о помощи бедным тулякам, которые писали в обитель на Афон. Так, в 1853 году по просьбе сына Иван Денисович открыл в Туле один из первых странноприимных домов (дом для приюта странников, бездомных и бродяг) в Павшинской слободе. Молодой монах, озабоченный делами обители и образец духовности, быстро снискал уважение в монастыре.

22 февраля 1853 года отца Макария рукоположили во диакона, 3 июня 1856 года - во иеромонаха.

20 июля 1875 года он был торжественно избран игyменом Пантелеимонова монастыря, став первым русским настоятелем православной обители на Святой Горе.

При отце Макарии монастырь полностью преобразился, были построены новые храмы и кельи, открыт издательский центр. По его инициативе был основан Ново-Афонский монастырь на Кавказе и школа для абхазских детей, построены подворья Пантелеимоновского монастыря в Константинополе, Одессе, Анапе, Новороссийске, Сухуме, Москве и Петербурге.

Последние годы архимандрита Макария были омрачены чередой печальных событий, которые подорвали его здоровье. В Туле под следствием за махинации и присвоение оказались его родные братья Иван и Пётр Сушкины. Они управляли Тульским городским общественным И. Д. Сушкина банком, который основал их отец, и довели банк до разорения. По приговору Московской судебной палаты Иван и Петр Сушкины получили по 6 лет сибирской ссылки, лишились не только доброго имени и звания потомственных почетных граждан, но и всего имущества. Все их «добро» пошло с молотка для удовлетворения кредиторов. Услугами обанкротившегося в результате преступления банка пользовались все крупнейшие фабрики Тулы, многие храмы и благотворительные учреждения. Крах Сушкинского банка привёл к разорению сотен туляков и стал причиной экономического кризиса, который в Туле смогли преодолеть лишь в конце 1890-х годов.

В августе 1887 года Афонский монастырь дважды горел, и что особенно печалило отца Макария, что огонь уничтожил и его любимое детище, монастырскую обитель «Крумица»…

Cкончался 19 июня 1889 года.

Использованные материалы



[1]  Сейчас храм на ул. Мосина занят под гараж дежурно-диспетчерской службы одной из тульских управляющих компаний

Редакция текста от: 24.06.2017 21:52:18

"МАКАРИЙ (СУШКИН)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google