Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ЕФРЕМ II ИЕРУСАЛИМСКИЙ

Перенаправлено со статьи "ЕФРЕМ АФИНЯНИН"
Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Ефрем II Афинянин (греч. Εφραίμ Β; + 1770), патриарх Иерусалимский

В миру Евфимий, по происхождению грек, уроженец Афин. Начальное образование получил в Афинах, затем продолжил его в Патмосской академии крупнейшего греческого просветителя прп. Макария Патмосского (+ 1737), где стал учеником прп. Герасима Византийского и принял монашество. По другим сведениям, Ефрем обучался у воспитанника Макария, Иакова Патмосского, открывшего в 1736 г. аналогичное учебное заведение в Иерусалиме.

Подобно своим наставникам, Ефрем славился образованностью; греческие и арабские авторы XVIII века добавляли к его имени почетное наименование "дидаскал" - учитель.

В 1741 или 1742 году, уже став известным проповедником, Ефрем прибыл на Кипр по приглашению архиеп. Филофея, чтобы принять руководство Греческой школой, также называвшейся Эллиномусион (Греческий музей). На Кипре Ефрем вел активную просветительскую и преподавательскую деятельность, был советником архиепископа. В 1760 году ездил на Афон и привез из Великой Лавры на Кипр часть главы прп. Михаила Синадского (VIII-IX вв.).

В том же 1760 году вместе с Макарием I, митр. Китийским, Ефрем отправился в Стамбул для сбора средств на нужды Кипрской Церкви. Они также ходатайствовали перед османскими властями о снижении налогов по случаю эпидемии чумы, но их просьба не была исполнена. В Стамбуле Ефрем получил почетное звание иерокирикса Великой церкви [1]. После смерти архиеп. Филофея (1759), вероятнее всего по возвращении Ефрем из Стамбула, ему было предложено занять вакантную кафедру, но он отказался и покинул остров.

В 1761 году Ефрем находился в Бейруте и Дамаске, главных центрах Антиохийского Патриархата, где не прекращалось ожесточенное идейное противостояние православной и отделившейся от нее униатской Мелькитской католической Церкви. По просьбе одного из православных арабских писателей, свящ. Юсуфа Марка, Ефрем составил антикатолический трактат "Свод еретических новшеств, введенных латинянами", в котором привел список 170 отклонений католиков от православного вероучения со времени разделения Церквей (1054). Поскольку маловероятно, что Ефрем в совершенстве владел арабским языком, текст скорее всего изначально был составлен по-гречески, а впоследствии переведен на арабский.

Вскоре после этого Ефрем переехал в Палестину, где подвизался в лавре св. Саввы Освященного, потом состоял помощником Иакова Патмосского в его академии и, возможно, возглавлял ее после его смерти (20 сентября 1765). Русский паломник иером. Леонтий, встречавшийся с Ефремом весной 1765 года, отзывался о нем как о влиятельном члене Иерусалимского Синода.

6 сентября 1766 года Ефрем был хиротонисан в сан митрополита Вифлеемского.

17 октября 1766 года Иерусалимский патриарх Парфений, проживавший в Стамбуле, представил Константинопольскому патриарху Самуилу акт об отречении от престола в пользу Ефрема. Заручившись согласием палестинского клира, Константинопольский патриарх и Синод в декабре 1766 года возвели Ефрема на Иерусалимскую кафедру.

Стремительная церковная карьера, которую сделал Ефрем в 1760-х годах, а также его прежние связи с Иаковом Патмосским позволяют предположить, что он уже давно был близок к Святогробскому братству. Возможно, его иерархическому продвижению способствовало также афинское происхождение, как и у Иерусалимского патриарха Парфения (в среде святогробцев были сильны земляческие связи).

По традиции во время своего патриаршества Ефрем пребывал главным образом в Стамбуле. Его правление было отмечено очередным всплеском споров с католиками о владении св. местами Палестины. Незадолго до этого, в 1757 году, после почти 70-летнего доминирования католиков, османские власти передали преимущественные права на обладание палестинскими святынями грекам. Около 1767 года Ефрему пришлось противостоять попыткам францисканцев вернуть под свой контроль базилику Рождества Христова в Вифлееме и гробницу Пресвятой Богородицы в Гефсимании. В судебной тяжбе греки ценой больших затрат одержали победу. Для сбора средств на покрытие расходов Ефрем отправился в Молдавию и Валахию, но в это время началась русско-турецкая война 1768-1774. Опасаясь гонений на христиан в Дунайских княжествах, патриарх спешно вернулся в Стамбул.

Францисканцы снова попытались при поддержке дипломатов католических держав настроить турецкие власти против православных и вернуть себе св. места. Однако патриаршему наместнику Софронию аль-Килизи, митр. Птолемаидскому (впосл. Иерусалимский патриарх), удалось привлечь на свою сторону шейх-уль-ислама, главу османской судебной системы, и фирманом султана Мустафы III привилегии православных были подтверждены.

Большинство источников сообщают, что Ефрем умер в Стамбуле в 1771 году. Однако сохранилось письмо, согласно которому Ефрем скончался 15 апреля 1770 года, а 17 апреля на патриарший престол был возведен митр. Софроний Птолемаидский. Этой датировки придерживался также И. Померанцев, опиравшийся, видимо, на акт об избрании патриарха Софрония, который опубликовал митр. Каллиник (Деликанис).

Труды

Ефрем Афинянин написал песнопения в честь Пресвятой Богородицы, Честного Креста, св. Иоанна Предтечи, прп. Неофита Затворника Кипрского и др. Им были составлены описание Киккского монастыря (1751), проповеди, краткое изложение христианского вероучения.

Он издал типикон Махерского монастыря на Кипре, составленный в XII веке игум. прп. Нилом (1756), редактировал издание святоотеческих творений ("Лавсаик" в 1758, поучения свт. Исаака Сирина в 1770) и сочинений греч. авторов поствизантийской эпохи: Иерусалимского патриарха Хрисанфа (1768) и Александрийского патриарха Мелетия Пигаса (1769). Большая часть этих трудов была напечатана во второй половине XVIII века в греческих типографиях Венеции. Там же в 1754 году под наблюдением Ефрема был издан сборник трудов прп. Макария Патмосского. Ефрем составил предисловие с биографией прп. Макария к сборнику его проповедей "Евангельская труба", издававшемуся в Европе в 1756, 1758 и 1768 годах (первый тираж, задержанный в Венеции, был уничтожен по приказу инквизиции). В 1780 году эта книга была переведена на арабский язык и стала известна на территории Антиохийского Патриархата.

Литература

  • Παπαδόπουλος-Κεραμεύς. ῾Ιεροσολυμιτικὴ βιβλιοθήκη. Πετρούπολις, 1891-1915. Τ. 1-5 (по указ.);
  • Рассказ Неофита Кипрского о находящихся в Иерусалиме христианских вероисповеданиях и о ссорах их между собой по поводу мест поклонения // Мат-лы для истории Иерусалимской патриархии XVI-XIX вв. СПб., 1901. Т. 1. С. 26-27;
  • Максим Симский. История иерусалимских патриархов со времен 6 Вселенского собора до 1810 г. // Там же. 1904. Т. 2. С. 84;
  • Прокопий Назианзин. Попираемый Иерусалим // Там же. С. 151-152;
  • Καλλίνικος (Δελικάνης), ἀρχιεπ. Τὰ ἐν τοῖς κώδιξι τοῦ Πατριαρχικοῦ ᾿Αρχειοφυλακείου σωζόμενα ἐπίσημα ἐκκλησιαστικὰ ἔγγραφα. Κωνσταντινούπολις, 1904. Σ. 495-496;
  • Померанцев И. Избрание иерусалимских патриархов в XVII и XVIII столетиях // СИППО. 1907. С. 224-225;
  • Соколов И. И. Дидаскал Иаков Патмосский: Очерк из истории духовного просвещения в Сирии и Палестине в XVIII в. // Там же. 1909. С. 321-351;
  • Попов А. П. Младший Григорович: Новооткрытый паломник по св. местам XVIII в. Кронштадт, 1911. С. 90;
  • ᾿Εφραίμ. ῾Ο Β´ // ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1169-1170 [греч. библиогр.];
  • Εφραίμ ο Αθηναίος // ΜΚΕ. 1986. Τ. 5. Σ. 224-225;
  • Nasrallah. Histoire. 1989. Vol. 4. T. 2. P. 93-95, 196.

Использованные материалы



[1]  Παπαδόπουλος-Κεραμεύς. 1915. Τ. 5. Σ. 393

Редакция текста от: 11.10.2020 18:55:40

"ЕФРЕМ II ИЕРУСАЛИМСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google