Прп. Неофит Затворник |
Память 12 апреля (преставление; Кипр., Греч.), 28 сентября (обретение и перенесение мощей в 1750 году; Кипр., Греч. [1]), 24 января (Кипр., Греч. [2], Румын. [3]).
Родился в 1134 году в деревне Левкара на Кипре. Желая избежать брака, к которому его понуждали родители, он в возрасте восемнадцати лет поступил послушником в монастырь святого Иоанна Златоуста в Куцувенди.
Как признается сам Неофит в своем «Завещании» 1214 года, с начала его монашеского жития день и ночь, как во время сельскохозяйственных работ, так и во сне его томило сильное желание безмолвной жизни. Приблизительно в конце 1158) года он прибыл паломником в Иерусалим, и в течение шести месяцев обходил палестинские монастыри и жилища подвижников, желая найти того, кто мог бы научить его отшельническому житию. Однако поиски не принесли результатов. Но однажды в бывшем ему божественном видении Неофит получил подтверждение того, что «его любовь к безмолвию является в то же время и волей Высшего Промысла и что он преуспеет в другом месте».
Получив откровение, он возвратился на родину, и нашел приют в горах близ источника реки в 9 километрах на северо-запад от Пафоса. 24 июня 1159 года, в день памяти святого Иоанна Крестителя, он вошел в пещеру Энклистра, которую избрал для своего подвижничества. Многими трудами он почти целый год расширял ее, закончив работу к 14 сентября 1160 года. Он полностью заложил восточный вход в пещеру и оставил только один вход с юга. Внутри разделил пещеру стеной, в глубине ее обустроил келью с приготовленной могилой, а ближе к выходу из пещеры соорудил из мраморной плиты святой престол. Пещеру он посвятил Святому Кресту.
Подвижник прожил в одиночестве, которого так желал, одиннадцать лет. Но Пафский архиерей настойчиво уговаривал его стать священником и взять ученика.
В 1170 году он был рукоположен в сан священника епископом Пафским Василием Киннамом (1166 - 1205). Начиная с этого времени жилище отшельника постепенно стало превращаться в скит с небольшим числом братии, а затем - в общежительный монастырь, живущий идеалами отшельничества.
Приблизительно в 1187 году Неофит написал первый устав монастыря. Более 60 лет подвижник неустанно читал и изучал книги, которые брал у епископов соседних епархий – Пафской и Арсинойской, занимаясь также составлением духовных сочинений. Но так как образование его не было законченным - в обители Куцувенди Неофит получил только начальное, - эти произведения были написаны не высоким церковным стилем той эпохи, а разговорным греческим языком. К тому же преподобный Неофит писал на кипрском его диалекте, первым обратившись к этому наречию в письменных трудах. Его обширное писательское наследие делает его величайшим греческим автором средневекового Кипра.
Преподобный Неофит Затворник брал за образец «лаврские и общежительные училища философии», которые основывал преподобный Савва Освященный в тех местах, куда приходил. В своей Пафской обители подвижник заложил основы той культуры воспитания и систематического духовного образования, которая предполагает малое число иноков.
Слава Неофита привлекла такое множество паломников, что в 1197-1199 годах он вырубил пещеру в скале над церковью Честного Креста – Верхний Затвор, или «Новый Сион», как он сам назвал ее, откуда наблюдал за строительством и росписью монастыря. Здесь, в своей новой келье, он продолжил аскетические подвиги, и лишь по воскресным дням выходил, чтобы наставлять своих учеников. Тут он написал и большую часть своих книг, вновь обрел столь возлюбленное им безмолвие. В 1214 году преподобный Неофит составил последнюю редакцию устава – «Завещание».
После 1220 года о подвижнике уже не встречается никаких свидетельств. Жития на сайтах Кипрской и Элладской Церквей указывают 1219-й как год смерти преподобного.
Энклистра святого Неофита была не только самым влиятельным монашеским центром Пафоса, но также и центром церковного искусства. После кончины преподобного Неофита Затворника в монастыре святого Затвора продолжалась традиционная монастырская жизнь, а насельники по преимуществу занимались сельским хозяйством. Святой Неофит почитается наиболее выдающейся фигурой кипрского монашества XII века.
Молитвы
Тропарь, глас 1
Земли́ Ки́прския затво́рник/ и чудотво́рец яви́лся еси́, Богоно́се Неофи́те,/ посто́м, бде́нием, моли́твою Небе́сная дарова́ния прии́м,/ исцеля́еши неду́жныя и ду́ши ве́рою приходя́щих ти́./ Сла́ва Да́вшему ти́ кре́пость, сла́ва Венча́вшему тя́,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю все́м исцеле́ния.
Кондак, глас 3
Земны́х и тле́нных наслажде́ний презре́вше я́ве,/ преблаже́нне о́тче Неофи́те,/ пусты́ни Ки́прския яви́лся еси́ а́нгел непоро́чен,/ моли́твою, посто́м и покая́нием Небе́сныя оби́тели дости́г,/ и с ли́ки преподо́бных весели́шися,/ те́мже чту́ще па́мять твою́, вопие́м ти́ приле́жно:// от бе́д нас изба́ви, о́тче преподо́бне.
Молитва
О вели́кий уго́дниче Бо́жий, препо́добне о́тче на́ш Неофи́те, сла́вим твое́ во Христе́ смире́нное житие́, и́мже Бо́г превознесе́ и́мя твое́, еще́ на земли́ тебе́ су́щу, наипа́че же увенча́ тя́ небе́сною че́стию по отше́ствии твое́м в черто́г сла́вы ве́чныя. Приими́ ны́не моле́ние от на́с, недосто́йных ча́д твои́х, чту́щих тя́ и призыва́ющих и́мя твое́ свято́е, изба́ви на́с твои́м предста́тельством пре́д Престо́лом Бо́жиим от все́х ско́рбных обстоя́ний, душе́вных и теле́сных неду́гов, злы́х напа́стей, тлетво́рных и лука́вых искуше́ний. Низпосли́ Оте́честву на́шему от великодарови́таго Бо́га ми́р, тишину́ и благоде́нствие. Всеблагомо́щным предста́тельством твои́м укрепи́ ста́рцев немощны́х, уврачу́й ста́риц боля́щих, насы́ти а́лчущих, напо́й жа́ждущих, воодушеви́ ю́ношей к све́тлым по́двигом стремя́щихся, вразуми́ роди́телей в воспита́нии дете́й свои́х, сохрани́ младе́нцев от вся́ких бе́д и утверди́ в духо́вной пра́вде муже́й и во́инов. К тебе́ у́бо припа́даем и тебе́ про́сим: моли́ся, преблаже́нне Неофи́те, Всеми́лостивому Бо́гу на́шему о спасе́нии ду́ш на́ших, да в покая́нии невозбра́нно пре́йдем от земли́ на не́бо, мыта́рств го́рьких и ве́чныя му́ки изба́вльшеся, и Небе́снаго Ца́рствия насле́дники ста́ти возмо́жем со все́ми преподо́бными от ве́ка угоди́вшими Го́споду на́шему Иису́су Христу́, Ему́же сла́ва, со Безнача́льным Его́ Отце́м, и с Пресвяты́м и Животворя́щим Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Труды
Большая часть его сочинений – девять из шестнадцати книг – были обнаружены в библиотеках за пределами Кипра.
- О бедствиях в Кипрской стране
- Слово о некоем монахе в Палестине, который был обольщен бесами и бедственным образом пал
- Слово на Всечестное и Божественное Рождество Пречистой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
- Краткое слово о Богоотроковице Марии, когда, будучи в трехлетнем возрасте, Она была воздана Богу Ее родителями (и приведена) во Святая святых
- http://aleteia.narod.ru/neofit/autor.htm - четыре вышеназванных слова
Литература
- Акафист преподобному Неофиту затворнику Кипрскому
Использованные материалы
- Нектарий (Серфес), архим., пер. Леонова Ангелина, "Монашество на Кипре":
- Чуряков, Анатолий, пер., "Монастырь преподобного Неофита Затворника на Кипре", по материалам сайта Кипрской Православной Церкви, 5 февраля 2009:
- Молитвы с сайта Православная Херсонщина:
- Житие на официальном сайте Пафосской Митрополии:
- http://www.impaphou.org/agios_neofitos.aspx (использовано частично: уточнены даты событий и их церковных памятей)
[1] Страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ, Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.synaxarion.gr/gr/sid/758/sxsaintinfo.aspx
[2] Страница того же сайта, http://www.synaxarion.gr/gr/sid/1879/sxsaintinfo.aspx
[3] "Noi hotărâri ale Sfântului Sinod. Trei sfinți au fost adăugați în calendarul Bisericii Ortodoxe Române" - http://basilica.ro/noi-hotarari-ale-sfantului-sinod-trei-sfi...ne/