Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ГЕОРГИЙ ЗАДОНСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Затворник Георгий Задонский. Илл. 1839 г.
Затворник Георгий Задонский. Илл. 1839 г.
Георгий Алексеевич Машурин, в монашестве Стратоник (1789 - 1836), затворник Задонский

Родился в 1789 году в городе Вологде, был сыном канцеляриста Вологодской казённой палаты и его благочестивой супруги Анны. Родители Георгия были люди глубоко религиозные. Их первым ребёнком была дочь, Надежда. За несколько месяцев до рождения Георгия, мать увидела своего три года назад умершего духовника, который ей сказал: "Бог даст тебе сына Георгия. Ce тебе и образ святого великомученика и победоносца Георгия". С этими словами он благословил её иконой и видение окончилось. Вскоре после этой радостной вести на семью внезапно обрушился тяжёлый удар: отец ещё нерождённого мальчика "по ошибке злых людей, вместо ожидаемого ими был убит на Пятницком мосту" [1].

Детство и отрочество

С рождением сына мать всецело посвятила себя воспитанию его и дочери Надежды. Несмотря на свою молодость (ей было около двадцати лет) и красоту, она не поддавалась на уговоры родственников вторично выйти замуж: "Вы видите, - говорила она, - что промыслу Божию угодно было взять у меня мужа и дать мне сына, не стану сопротивляться определению Всевышнего и не буду искать вместо Святого Его Покрова другого утешителя". Верная этому слову, она построила за городом, близ Татарских гор, домик у храма святителя Николая на Глинках, куда и переселилась с детьми.

Воспитание, которым так усердно занималась мать Георгия, состояло, главным образом, из посещения церковных служб, чтения и разъяснения непонятных мест Евангелия и других книг. Ещё в детском возрасте он отличался кротостью, был тих и послушен.

Военная служба

В 1807 году, когда ему исполнилось 18 лет, поступил на военную службу в Лубенский гусарский полк юнкером. Спустя некоторое время умерла его мать. С производством в чин корнета, Георгий был переведен в Казанский драгунский полк. Разгульная и весёлая жизнь его товарищей не оказала никакого влияния на привычки и взгляды Георгия. В свободное от занятий время он молился и "вникал в исследования о средствах спасения души"; получив чин поручика, он "не только не получил желания приобретать чины", но еще более стал удаляться от товарищей и помышлять об оставлении военной службы. Его любимым времяпрепровождением было чтение святых книг, хождение по молитвенным домам, кладбищам и т. п.

В Задонской обители

7 сентября 1818 года, во время малого повечерия, прибыл в Задонскую обитель, поступив туда послушником по благословению епископа Воронежского Епифания (Канивецкого). Монастырская обстановка еще сильнее подействовала на него. Через некоторое время строгий пост и постоянная душевная скорбь сломили его и без того некрепкое здоровье; он заболел и в продолжение полугода не мог посещать церкви. Почувствовав облегчение, он затворился в тесной келии, самой худшей из всех в обители. В это время истекал год его поступления в обитель. Затворившись в сырой и холодной келье, Георгий возбудил этим различные толки: одни говорили, что он от лености затворился, не желая исполнять монастырских работ, другие - что он избегал братского послушания. Приставленные к нему келейники, чтобы избавиться от новых обязанностей, думали разными лишениями заставить его выйти из затвора и не посещали его по нескольку дней, но Георгий как бы не замечал такого отношения келейников, ни одного слова упрека не произносил им, продолжая молиться почти круглые сутки.

Но ни воздержание в пище, ни всевозможные труды и затворничество не могли удовлетворить Георгия, он выкопал себе под полом келии глубокую пещеру и весь день, спасаясь от сует монастыря, проводил там в молитве, на ночь выходил в келию и продолжал моление. В свою келию он никому не позволял входить, а если что-либо требовалось, то клал записку на небольшое прорубленное в двери окно. В этой келии Георгий провел пять лет, пока настолько не изнурил себя всякого рода лишениями, что походил на живого мертвеца и от слабости почти не мог говорить.

По приказанию настоятеля он должен был переменить невозможную для жилья келию на другую, где было просторно настолько, что он половину ее (келия делилась на две части) отдал келейникам, уже изменившим взгляд свой на Георгия. Здесь он продолжал умерщвлять плоть разными лишениями, но с этих пор замечается и кое-что новое в его жизни: иногда затворник стал разрешать к себе войти для духовных бесед.

Одним величайшим для него торжеством было пение акафиста перед Владимирской иконой Божьей Матери, которую иногда приносили ему в келию. Естественно, что такой образ жизни затворника стал известен соседним деревням и монастырям. Вскоре Георгий стал известен в целой округе как человек, на которого снизошла благодать Божия, а это, в свою очередь, вызвало желание многих побеседовать с затворником. A так как он неохотно к себе допускал в келию, то очень часто к нему обращались письменно, и он считал своим долгом отвечать на все такие обращения.

Кончина

Во второй половине января 1836 года заболел сильной простудой. Силы его быстро падали; боль и колотье в груди были мучительны. Скоро к этим страданиям присоединились новые: сильное удушье, опухоль ног, настолько сильная, что почти невозможно было ходить. Но Георгий не хотел облегчать свои страдания и не поддавался уговору монахов лечь; он продолжал исполнять свои обязанности, изредка в изнеможении опускаясь на стул. В начале апреля его посетило новое несчастье: он оглох. Глухота продолжалась до 23 апреля. В этот день Георгия посетил Казанский архиепископ святитель Филарет (Амфитеатров), которому затворник сообщил о чудесном избавлении своем от болезней в день своего ангела. Но на третий день болезнь его снова усилилась. Это не мешало ему, казалось, исполнять необходимые работы и молитвы.

По словам его биографа, подвижник был тайно пострижен с именем Стратоника. 24 мая келейники заметили чрезмерную слабость затворника; но несмотря на это, он провел с ними несколько часов в собеседовании и затем удалился в свою келию для молитв. Проходя к ранней обедне, келейники видели его коленопреклонённым перед иконой, эта же неизменившаяся поза и по окончании обедни показалась им странной, они подошли к нему и таким образом обнаружили кончину подвижника. Так 25 мая 1836 года на 47-м году жизни скончался Георгий-Стратоник, пробыв 17 лет в затворе Задонского Богородицкого монастыря.

Затворник Георгий Задонский. Икона, XXI в.
Затворник Георгий Задонский. Икона, XXI в.

Память и почитание

После кончины подвижника монах Оптиной пустыни Порфирий (Григоров) собрал его письма, заметки и прочие писания, которые были впервые изданы в Москве в 1839 года под названием "Письма в Бозе почивающего затворника Задонского Богородицкого монастыря Георгия, с присовокуплением краткого известия о жизни его". Позднее сборник писем Георгия пополнялся новыми и выдержал несколько изданий. Последнее по времени шестое издание в трёх частях появилось в 1894 году. Собрание писаний подвижника содержит в себе ответы душеспасительного характера на написанные ему письма; составленные им самим молитвы, слова и поучения; отрывки из его собственных записок и духовные стихи.

Усыпальница одиннадцати подвижников благочестия - Задонских старцев. Собор Владимирской иконы Божией Матери Задонского Рождество-Богородицкого монастыря, фото нач. 2000-х гг.
Усыпальница одиннадцати подвижников благочестия - Задонских старцев. Собор Владимирской иконы Божией Матери Задонского Рождество-Богородицкого монастыря, фото нач. 2000-х гг.
Останки подвижника упокоились в усыпальнице Задонского монастыря, устроенной под трапезным Вознесенским храмом, над пещерой затворника. Его имя стали присоединять к сонму "Задонских старцев" - подвижников Задонской обители, пользующихся особым почитанием. В богоборческое время останки одиннадцати чтимых Задонских подвижников, включая и Георгия-Стратоника, были вывезены на городское кладбище, но в 1993 году вновь перенесены в монастырь. Вскоре во Владимирском соборе для них была устроена мраморная гробница, перед которой стали служить панихиды по Задонским старцам в дни их памяти [2].

Использованные материалы

  • "Георгий Алексеевич Машурин, затворник Задонский", официальный сайт Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви Монастырский вестник:



[1]  Так в собственноручной записке подвижника. См. "Собственноручная записка затворника, найденная в его бумагах", Георгий, затворник Задонский, Различные записки и выписки, https://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadonskij/razlichnye-zapi...ki/. В книге Градовского А. Д., Начала русского государственного права, т. III, СПб., 1883, с. 203, https://books.google.co.jp/books?id=Le13BAAAQBAJ&pg=PA203&re...lse, этот случай описан несколько иначе: "Чиновники вологодской казенной палаты произвели канцеляристу Мишурину [sic.] побои, от коих он «умре»".

[2]  "12 марта 2020 года состоялась панихида по схимонаху Митрофану - ближайшему сподвижнику святителя Тихона", официальный сайт Задонского Богородице-Рождественского монастыря, https://zadonsk-monastyr.ru/12-marta-2020-goda-sostojalas-pa...na/

Редакция текста от: 28.05.2020 05:28:26

"ГЕОРГИЙ ЗАДОНСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google