Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

СУЗДАЛЬСКИЙ РИЗОПОЛОЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Суздальский Ризоположенский монастырь. Фото нач. XXI в.
Суздальский Ризоположенский монастырь. Фото нач. XXI в.
Женский монастырь в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы в г. Суздале Владимирской епархии

Монастырь расположен на самой возвышенной части Суздаля, почти в центре города. Преподобенская монастырская колокольня - самое высокое здание в Суздале. Святые ворона замыкают панораму старой улицы города.

Ризоположенский девичий и Троицкий вдовий монастыри

Обитель в честь Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне была основана в начале XIII века святителем Иоанном Ростово-Суздальским - по наиболее распространённой датировке, в 1207 году. Вскоре по основании монастырь стал известен духовными подвигами преподобной княжны-монахини Евфросинии. Своей жизнью и подвигами она так возвысила значение монастыря, что обитель стала лучшим женским монастырем на Руси. По просьбе подвижницы сёстры обители были разделены на две половины: инокинь-девственниц и инокинь-вдовиц, которые составили сестричество образованного непосредственно рядом монастыря во имя Святой Троицы. По молитве святой Евфросинии, которой было открыто грядущее нашествие, Ризоположенский монастырь уцелел во время монголо-татарского разорения Суздаля.

Каменные постройки появились в Ризоположенском монастыре в XVI веке. Приблизительно к середине века в обители был возведён каменный Ризоположенский собор, а в 1586 году к нему был пристроен северный придел. В 1688 году в Троицком и Ризоположенском монастырях трудились трое суздальских зодчих, почти всегда работавших вместе - Иван Мамин, Андрей Шмаков и Иван Грязнов. Ими были возведены Святые врата Троицкого монастыря и галерея вокруг южной и западной стен Ризоположенского собора. Вероятно они же построили и Троицкий собор монастыря Святой Троицы. В 1698 году в Ризоположенской обители была торжественно прославлена преподобная Евфросиния, чьи святые мощи были извлечен из-под спуда и положены в Ризоположенском соборе.

Суздальский Ризоположенский монастырь. Фото XIX-XX вв.
Суздальский Ризоположенский монастырь. Фото XIX-XX вв.

Синодальный период

В XVIII веке Ризоположенский монастырь стал приходить в упадок, чему способствовали секуляризационная реформа 1764 года, лишившая монастырь вотчины, и сильный пожар 1769 года, после которого пришлось полностью обновлять внутреннее убранство собора. Монастырь был зачислен в штат по второму классу. Троицкий монастырь был вовсе упразднён и объединён с Ризоположенским. В середине XVIII века в Ризоположенском монастыре подвизалась блаженная Евдокия Суздальская.

В 1813-1819 годах, в честь победы в Отечественной войне 1812 года, под руководством суздальского каменщика Кузьмина в обители на месте старой обгоревшей шатровой колокольни была построена Преподобенская колокольня, на века ставшая высочайшим зданием города. Новый расцвет Ризоположенского монастыря в 1870-х годах связан с именем игумении Серафимы. При ней в монастыре начались большие строительные работы. Старая Сретенская церковь была разобрана в 1878 году и в 1879-1881 годах по проекту владимирского архитектора Артлебена была построена новая каменная зимняя Сретенская церковь.

В 1901 году в монастыре произошел сильный пожар, сгорели все деревянные постройки, пострадали каменные. После пожара производились частичные перестройки каменных зданий. Вместо прежних деревянных были выстроены из красного кирпича настоятельская келья, церковно-приходская школа и два келейных корпуса, территория монастырского двора выстлана булыжным камнем. К началу XX века при монастыре имелась школа; к обители также был приписан заштатный Суздальский Васильевский монастырь.

Новейшая история

В богоборческую эпоху монастырь подвергся разорению. В 1922 году властями были изъяты мощи преподобной Евфросинии, а в 1923 году ликвидационная комиссия закрыла монастырь. Строения и имущество были переданы музейному отделу Главнауки, но фактически с мая 1924 года распоряжением Владимирского губисполкома в монастыре был расквартирован особый дивизион войск ОГПУ по охране суздальского политизолятора в Спасо-Евфимиевом монастыре. В 1929 году в Ризоположенском соборе расположилась электроподстанция. Сретенский храм был приспособлен под клуб. Троицкий собор бывшего Троицкого монастыря был разрушен. До конца 1940-х годов монастырь был занят охраной. В эти годы в бывшем монастыре появилась улица "Коммунальный городок".

После выведения охраны постройки монастыря использовались под жилье. В Сретенской церкви кинотеатр, а в Трапезной палате - городской клуб. При этом в 1964 году Ризоположенский собор был отреставрирован под руководством О. Г. Гусевой.

В 1999 году монастырь был передан Русской Православной Церкви. 7 марта 2000 года последовало определение Священного Синода об открытии Ризоположенского женского монастыря [1]. В 2015 году в обитель вернулась его главная святыня - мощи преподобной Евфросинии Суздальской, вновь упокоившиеся в раке в соборном храме.

Собор Положения честной ризы Божией Матери Суздальского Ризоположенского монастыря. Фото нач. XXI в.
Собор Положения честной ризы Божией Матери Суздальского Ризоположенского монастыря. Фото нач. XXI в.

Храмы, архитекрута

От первых трёх веков существования монастыря построек не сохранилось. Старейшее каменное здание в нём - Ризоположенский собор XVI века. Преподобенская колокольня начала XIX века по сей день остаётся высочайшим зданием в городе. От ансамбля былой Троицкой обители сохранились двухшатровые Святые врата 1688 года, считающиеся ныне наиболее интересной постройкой монастыря, а также угловая башня ограды.

Ризоположенский собор

Трёхглавый каменный собор в честь Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне стоит близ от Святых ворот. Собор датируется XVI веком - некоторые относят его к первой половине столетия, другие - к 1560 году. По одной версии его построил в 1520-х годах ближний боярин великого князя Василия Иоанновича Иван Шигоня-Поджогин. Собор сравнительно невелик и является одним из ранних в среднерусской архитектуре бесстолпных храмов, крытый сомкнутым сводом с распалубками, что было отражено в фасадах, завершенных закомарами. Гладкие фасады, прорезанные простыми амбразурами окон, опоясывает фриз из крупных пятигранных ниш, ограниченный горизонталями тонких профилей. Сходный мотив из спаренных нишек украшает верх барабанов глав. Поскольку собор Ризоположенского монастыря бесстолпный, главы потребовалось существенно облегчить, в результате чего были созданы необычные, узкие и высокие, барабаны, увенчанные шлемовидными завершениями.

В 1586 году к собору был пристроен северный придел. В 1688 году, одновременно с постройкой Святых ворот, зодчие Иван Мамин, Андрей Шмаков и Иван Грязнов окружили древний храм с юга и запада богато украшенной галереей. Особенно щедро убрана главная западная стена паперти, снабжённая выразительными пилястрами, роскошным порталом, а также изразцами с белой, зеленой, желтой и коричневой поливой.

После пожара 1769 года внутреннее убранство собора было полностью обновлено. По словам В. Т. Георгиевского в 1900 году:

Время и пожары уничтожили всё древнее, и иконостас, и иконы. Нынешний иконостас, устроенный в 40-х годах XIX столетия четырёхъярусный, с колоннами и крупной резьбой, выкрашенный красной краской и вызолоченный, не представляет из себя ничего стильного, тяжёл, довольно посредственной столярной работы... [2]

В XIX веке шлемовидные главки храма заменили луковичными. В 1929 году барабаны вовсе снесли, поскольку в соборе расположилась электроподстанция. Исторический облик храма был по возможности восстановлен в ходе реставрации О. Г. Гусевой в 1964 году. На рубеже тысячелетий собор снова стал действующим, а в 2015 году в него вернулась главная святыня - мощи преподобной Евфросинии Суздальской.

Сретенский храм

Каменная трапезная церковь в честь Сретения Господня 1879-1881 годов постройки расположена близ колокольни. Этот храм в псевдорусском стиле был "беден наружными украшениями". В советские годы в нём находился клуб, затем кинотеатр. Ныне от храма сохраняется лишь остов.

Святые врата

Построенные в 1688 году суздальскими зодчими Иваном Маминым, Андреем Шмаковым и Иваном Грязновым, двухшатровые Святые врата первоначально относились к ансамблю Троицкого монастыря. Врата выходят "лицом" к Старой улице ведущей к городским торговым рядам. Белый фасад ворот прорезан двумя широкими проёмами различными по начертанию: арка проезда почти полуциркульная, другая уплощенная. Торцы простенков обработаны как столбы с карнизами. В стене помещена лестница, идущая в маленькое помещение над сводами. Всё убранство фасада состоит из глубоких ширинок с цветными изразцами на дне. В виде ширинки оформлен и киот для иконы над входом. Пояс изразцов в квадратных обрамлениях и карниз с зубчиками венчают фасад. Те же мотивы применены в уборе коротких восьмериков с крошечными оконцами; на правом шатре они имеют наличники, на левом - они в простых нишках, что подчеркивает значение правого шатра над главным входом. Связь надвратных шатров с шатрами колоколен города ясно выявлена выложенными из кирпича рельефными "изображениями" оконцев-слухов. Постройка в целом проникнута удивительным изяществом.

Преподобенская колокольня Суздальского Ризоположенского монастыря. Фото нач. XXI в.
Преподобенская колокольня Суздальского Ризоположенского монастыря. Фото нач. XXI в.

Преподобенская колокольня

Трёхярусная колокольня монастыря была построена в 1813-1819 годах под руководством суздальского каменщика Кузьмина в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Достигающая в высоту 72 метров, она стала самым высоким строением в городе. Колокольня выполнена в стиле классицизма. Сквозные ярусы колокольни оформлены повторяющимся и уменьшающимся мотивом портика с парными колоннами. В начале XX века колокольня была отделана цементной штукатуркой, что отяготило её ярусы. При реставрации не позднее 1960-х годов была восстановлена первоначальная двухцветная окраска колокольни: стены желтые, детали - белые.

Утраченные

Троицкий собор

Собор во имя Святой Троицы был главным храмом Троицкого монастыря и располагался в северо-восточной части монастырского комплекса, замыкая монастырский двор с севера. Предположительно он был выстроен в конце XVII века одновременно со Святыми вратами. Ныне храм признают наиболее выдающимся памятником Суздаля того столетия.

Храм был поднят на высоком подклетном этаже и опоясан с трёх сторон закрытыми галереями. В их стенах, расчлененных парными полуколонками, были проделаны окна-двойни с наборными из лекального кирпича наличниками, а под окнами шла аналогичная пояску Святых ворот цепочка цветных изразцов.

В юго-западном углу паперти, несколько выступая вперед, стояла колокольня. Её высокий четверик, поднимавшийся над кровлей паперти, имел в нижнем ярусе открытое крыльцо с круглыми угловыми столбами, - дуга арки сочеталась с заполняющими ее арочками на висягах, напоминая любимый приём ростовских зодчих XVII века. С обработкой крыльца контрастировала строгая белая гладь верхнего яруса четверика, ограниченного на углах тройнями тонких полуколонок и завершенного узеньким карнизом. Через крыльцо колокольни лестница вела на галерею, куда выходили резные из белого камня и расписанные красками узорчатые перспективные порталы храма. Непосредственно на четверике колокольни стоял ярус звона, парапет проемов которого был украшен глубокими ширинками с цветными изразцами; столбы звона повторяли мотив тройных полуколонок. Над профилированными дугами арочных проёмов поднимался шатёр с крытой зелёной черепицей главкой и тремя рядами оконцев-слухов, служивших вместе с открытой полостью шатра резонаторами звона.

Обработка фасадов храма была тонко согласована как с убором папертей, так и с деталями колокольни: их углы также оформлены тройнями тонких полуколонок; окнам паперти вторили большие окна с дробными наборными колонками наличников, с уплощенными завершениями, как бы слегка прогнувшимися под висящими над ними консолями кокошников широкого карниза. Храм увенчивало нарядное пятиглавие. Ярусные граненые барабаны с круглыми кокошниками в основании и острыми фронтончиками, завершающими нижние призмы, и также двухъярусные фигурные главы как бы вторили ритму и формам колокольни. О художественном значении венчающей части говорят ее размеры: высота от края кровли до вершины креста равнялась высоте верхнего этажа самого храма.

Игумении

Литература

  • Булгаков С. В., Русские монастыри в 1913 году.
  • Воронин Н. Н., Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской. Книга-спутник по древним городам Владимирской земли, М., 1967.
  • Православные Храмы. Путешествие по Святым местам, вып. № 68, 2013.

Использованные материалы

  • "Суздаль. Ризоположенский женский монастырь", страница Народного каталога православной архитектуры Соборы.Ру:



[1]  Определения Священного Синода в 1928-2008 гг., http://www-old.srcc.msu.ru/bib_roc/bib/Titles59.htm

[2]  "Суздаль. Ризоположенский женский монастырь", страница Народного каталога православной архитектуры Соборы.Ру, http://sobory.ru/article/?object=00926 со ссылкой на журнал Православные Храмы. Путешествие по Святым местам, вып. № 68, 2013.

Редакция текста от: 04.02.2023 12:36:55

"СУЗДАЛЬСКИЙ РИЗОПОЛОЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google