О. Тимофей Харюу |
Родился 10-го дня 8-го месяца 3-го года Тэмпо (23 августа 1832 года по юлианскому календарю) в Такасимидзу (ныне в составе города Курихара, префектура Мияги), Япония. Самурай Сэндайского княжества.
Был известен своей учёностью, автор 105 поэм. Его литературные псевдонимы: 高顕, 雪山, 竹城. Сделался директором начальной школы.
В августе 1873 года в Цукидатэ (ныне также в составе города Курихара), впервые услышал проповедь Православия от катехизатора Павла Цуда. Узнав лишь азы учения, сразу принял его и стал усердно проповедовать, несмотря на недовольство начальства. В 1874 году углубил свои познания о вере слушая учение катехизатора Иоанна Оно в Сэндае. В том же году был уволен со школьной службы и отправился в Токио, где принял крещение от равноапостольного Николая Японского.
В том же 1874 году обосновался в Такасимидзу, где устроил общество взаимопомощи, занимался благотворительностью, и развернул проповедь Православия.
Был избран во священника на Соборе Японской Церкви в июле 1877 года. В сентяре того же года, вместе с другими кандидатами во священство и иеромонахом Анатолием (Тихаем) прибыл во Владивосток, но из-за кончины владыки Павла (Попова) хиротония не могла быть совершена и японской делегации пришлось вернуться на родину. В июле 1878 года вновь отправился во Владивосток, где на этот раз был рукоположен во пресвитера епископом Камчатским Мартинианом (Муратовским).
Собор Японской Церкви в июне 1878 года определил ему проходить пастырское служение в пределах современной префектуры Мияги, вместе с будущим священником Матфеем Кагэта [2]. К концу года приходы двух новых священников были разграничены и отец Тимофей стал окормлять область с центром в Преображенской церкви родного Такасимидзу.
В 1879 году был назначен окормлять регион среднего Токайдо, с местопребыванием при молитвенном доме в городе Окадзаки, куда прибыл в ноябре. Стал первым иереем постоянно проживавшим в регионе. В ряде населенных пунктов совершил первые в истории крещения православных верующих: в частоности, в 1880 году крестил первых трёх верующих образующейся общины в Сидзуоке. Проходил служение в Окадзаки до июля 1881 года.
Решением Собора Японской Церкви в июле 1881 года был переведён в общину города Мориока [3].
Скончался 17 августа (5 августа по юлианскому календарю) 1882 года.
В его семье было пять детей, среди которых Василий и Моисей служили катехизаторами (впоследствии использовали фамилию Хорюу)
Литература
- ペトル石川喜三郎『日本正教伝道誌』東京:正教会編輯局(Исикава Петр Кисабуроо, Нихон Сэйкёо дэндоо-си (_Очерк о проповеди Православия в Японии), Токио: Издательский Отдел Православной Церкви)、1901。
- 福永久寿衛『沢辺琢磨の生涯』沢辺琢磨伝刊行会、1979。
- 『正教時報』711号、1910。
Использованные материалы
- 内海健寿「はりゅうだいはちろう」日本キリスト教歴史大事典編集委員会編『日本キリスト教歴史大事典』東京:教文館、1988、1143頁。
- Дневники равноап. Николая Японского.
[1] Также распространена транскрипция фамилии Хариу.
[2] 山下須美礼「明治初期ハリストス正教会における仙台藩士族の西日本伝教」『歴史人類』第40号、筑波大学人文社会系歴史・人類学専攻、2012、11(158)頁。
[3] Николай (Оно), иером., Становление Японской Православной Церкви при архиепископе Николае (Касаткине) в период с 1876 г. по 1891 г.: обзор первоисточников из архивов Японской Православной Церкви (кандидатская диссертация), 2018, с. 157.