Древо Иессеево |
Литературной основой изображения являются тексты Ветхого и Нового Заветов и гимнография. Иессей - отец царя Давида. В Евангелиях о прав. Иосифе сказано: "...из дома Давидова" (Лк 1, 27), ангел обращается к нему: "Иосиф, сын Давидов" (Мф 1, 20). В Апокалипсисе Иисус назван "корень и потомок Давида" (Откр 22, 16), пророчество Исаии приводит ап. Павел: "...будет корень Иессеев" (Рим 15, 12). В Новом Завете исполняются пророчества Исаии (Ис 7, 14; Ис 11, 1; Ис 53) и Валаама (Чис 24, 17). Евангелист Матфей (Мф 1, 1) приводит родословие Иисуса Христа, "Сына Давидова". Раннехристианские писатели, начиная с Оригена и Тертуллиана, называют род Давидов "Корень Иессеев", Деву Марию - "Лоза из Корня", а Ее Сына - "Цветок Лозы". Согласно свт. Кириллу Александрийскому, Лоза Иессеева является знаком Царства Христа. Эта тема нашла развитие в латинских гимнах: Venantius Fortunatus (Рождество Христово), в песнопениях Павла Диакона (Варнефрида) на Вознесение Богородицы, еп. Фульберта Шартрского на Рождество Богородицы, Адама Сен-Викторского и др.
По мнению ряда исследователей, иконография "Древа Иессеева" сложилась в западноевропейском искусстве [1]. В. Н. Лазарев и др. считают, что тема получила развитие параллельно в искусстве Запада и Востока. Первые примеры изображения родословия Христа известны по памятникам западноевропейского искусства, напр. по изображениям в лицевых Евангелиях как иллюстрация текста Мф 1, 1-16 [2] и в иллюстрированных комментариях на Апокалипсис Беата Лиебанского (X в.). В соответствии с различными текстами существуют многочисленные варианты композиции. Развитие шло по пути постепенного увеличения числа персонажей, включения в композицию сцен, связанных с пророчествами о воплощении Христа и Его искупительной жертве. В соотнесении персонажей и сюжетов раскрывается тема искупления греха первозданного Адама Вторым Адамом - Христом, в соответствии с ветхозаветными пророчествами Исаии и песнопениями служб, главным образом Рождества Христова. Древо, лоза соотносятся с райским древом и крестным древом, о чем говорил еще свт. Кирилл Александрийский.
На бронзовых вратах собора Сан-Дзено Маджоре в Вероне (1000) изображен спящий на ложе Иессей, над которым поднимается лоза, симметрично разделяющаяся на две ветви. В четырех завитках лозы представлены по пояс четыре праотца, в центре над ветвями восседает благословляющий Христос. Поза лежащего Иессея повторяет позу спящего Адама. В Лекционарии из Зигбурга [3] Иессей изображен мертвым, лежащим во гробе, сквозь который из земли произрастает дерево, несущее на семи ветвях, выходящих из цветка, голубей (семь даров Св. Духа), что указывает на соотнесение древа Иессеева с райским древом и древом Животворящего Креста Господня. Эту тему в зап. богословии развивал Бернард Клервоский. В соответствии с пророчеством Исаии о Деве Марии, о Которой он говорит как об «отрасли от корня Иессеева» (Ис 11, 1), в композицию "Древа Иессеева" было включено изображение Богоматери. Впервые полная генеалогия Христа дана в иллюстрации Евангелия царя Вратислава (Прага, 1085) с 54 полуфигурами, начиная от Авраама.
В восточнохристианском искусстве изображения "Древа Иессеева" известны с XII века. В византийском искусстве существует два варианта иконографии. В основе одного лежит родословие Христа по Евангелию от Матфея (напр., фрески в нартексе церкви апостолов Петра и Павла в Тырнове, кон. XV в., фрески испосницы Петра Коришского (до 1343)). В другом варианте иконографии помимо изображений предков Христа представлены изображения пророков с развернутыми свитками пророчеств и отдельные сцены из Ветхого и Нового Заветов, соответствующие темам воплощения, рождения и искупительной жертвы Христа. В композицию могут быть также включены античные философы, поэты и сивиллы со свитками, содержащими пророчества о событиях Нового Завета.
Согласно описанию несохранившихся мозаик 1169 года в базилике Рождества Христова в Вифлееме, композиция "Древа Иессеева" состояла из изображений пророков, среди которых была помещена и сивилла, и предков Христа в медальонах. Руй Гонсалес де Клавихо (XV в.) в описании путешествия ко двору Тимура упоминает об изображении "Древа Иессеева" в портике монастыря Богородицы Перивлепты в Константинополе (XI в.).
Лоза Неманичей. Фреска Дечанского монастыря, 1335-1350 гг. |
Наиболее пространная и сложная по составу композиция "Древа Иессеева" представлена в росписи нартекса церкви Вознесения монастыря Высокие Дечаны. Над лежащим Иессеем в «стволе», образованном стеблями, выходящими из цветков, представлены 11 фигур в рост. По сторонам от «ствола» в завитках боковых побегов помещены сцены из Ветхого и Нового Заветов и отдельные фигуры, а в цветках на концах побегов - полуфигуры святых. Над Иессеем изображен праотец Иаков на престоле, держащий в руке миндалевидный медальон с фигуркой Младенца Христа. Надпись: «И истече звезда от Иакова», выше - 8 фигур царей, Богоматерь на престоле из сцены «Благовещение» и Спас на престоле, по сторонам Которого в медальонах - завитках лозы, вероятно, апостолы Петр и Павел (надписей нет). По сторонам расположены ветхозаветные (Явление ангела Валааму, Помазание Давида, Прор. Иона в Ниневии, Вознесение прор. Илии, Гибель Содома и Гоморры, Руно Гедеоново, Явление Ангела Исаии и др.) и евангельские (Рождество Христово, Крещение, Сретение, Вход в Иерусалим, Распятие и Сошествие во ад) сцены. Композиционное построение, взаимосвязь вертикальных и горизонтальных рядов фигур и сюжетных сцен демонстрируют многоплановое сопоставление тем Ветхого и Нового Заветов, близкое к поэтике литургических песнопений, в которых раскрывается домостроительство Спасения. Богородица и Христос, венчающие центральный ряд фигур, прославляются как Царица Небесная и Небесный Царь.
К XIII веку в монументальном искусстве сложилась композиция "Древа Иессеева", являющаяся протографом последующих и известная на примере резьбы фасада собора в Орвието (1310-1320). Архетип композиции включал 9 фигур по центру - 7 царей, Богоматери и Христа, 32 изображения предков Христа, 24 пророка, 12 античных философов, а также 12 сцен из пророчеств. Однако в византийском искусстве подобный развернутый извод появился только в XVI веке (фрески Афона, Румынии). Пример росписи Дечан показывает, что в XIV веке эта тема развивалась в византийском искусстве в разнообразных формах.
Наиболее обширные и стабильные по составу композиции известны в росписях XVI в. на Афоне (трапезная Лавры св. Афанасия, 1536; Дохиарский монастырь, 1568) и в наружных росписях церквей на территории Румынии (церковь св. Марии монастыря в Хуморе, 1535; вмч. Георгия в Сучаве, ок. 1532-1534; Благовещения в Молдовице, 1537; вмч. Георгия в с. Воронец, 1547; церковь Вознесения монастыря Сучевица, ок. 1600). Композиции делятся на семь ярусов. Над лежащим Иессеем изображаются ветхозаветные цари, начиная с Давида, по сторонам - пророки и праотцы, в т. ч. 12 сыновей Иакова, ветхозаветные прообразовательные сцены: «Три отрока в пещи огненной», «Руно Гедеоново», «Помазание царя Давида», «Лествица Иакова» и др.- и новозаветные: «Рождество Христово», «Сретение», «Распятие», «Вознесение», представленные в сокращенных изводах. Помимо библейских и евангельских сцен в композицию включены иллюстрация к 84-му псалму «Правда с небес прииде», «Проклятие Иерусалима», «Благословение Вифлеема», пророчество сивиллы Южской, а также изображения античных философов.
В русском искусстве "Древо Иессеево" впервые появилось в росписи Благовещенского собора Московского Кремля, созданной Феофаном Греком в 1405 г. (не сохр.). Ныне существующая роспись на эту тему середины XVI в. представляет обширный цикл, расположенный на сводах северной и западной галерей, в котором помимо 14 ветхозаветных царей, пророков, античных мудрецов представлены 12 апостолов и апостолы из числа 70. Таким образом, "Древо Иессеево" дополнено композицией «Христос-лоза», называемой также «Собор апостолов» или «Союзом любви связуемые апостолы». Композиция в Благовещенском соборе близка к композиции росписей храмов Афона и Румынии. Изображения на стенах галерей князей из московского дома подчеркивают тему богоизбранности московских государей. В XVII в. эта тема получила развитие в росписи галерей Спасо-Преображенского собора Новоспасского монастыря, где в побегах лозы изображены рус. князья.
В XVII-XVIII веках композиция получила распространение в румынской миниатюре, в лицевых свитках, именуемых «Родословие Богородицы». По сведениям А. А. Турилова, один такой свиток 2-й четв. (30-х гг.?) XVIII века хранится в библиотеке Пантелеимонова монастыря на Афоне (текст на рум. языке кириллицей).
В Ерминии Дионисия Фурноаграфиота (XIII век) "Древо Иессеево" рекомендуется изображать так:
Литература
- Mâle É. L'art religieux du XIIe siècle en France. P., 1922, 19988;
- Henry P. L'arbre de Jessé dans les églises de Bukovine // Mélanges de la Bibliothèque de l'Instit. Français des Hautes Études en Roumanie. Bucarest, 1929. Vol. 2. P. 1-31;
- Ligtenberg R. De genealogie... Utrecht, 1929. (Oudheidkudig Jaarboek. Ser. 3; Bd. 9/1);
- Watson A. The Early Iconographie of the Tree of Jesse. L., 1934;
- Réau. Iconographie. Vol. 2/2. P. 129-140;
- Schiller G. Ikonographie der christlichen Kunst. Gütersloh, 1966. Bd. 1. S. 23-33;
- Thomas A. Wurzel Jesse // LCI. 1972; 1994. Bd. 4. Sp. 549-558;
- Taylor M. D. The Prophetic Scenes in the Tree of Jesse at Orvieto // The Art Bull. N. Y., 1972. Vol. 54. P. 403-417;
- idem. A Historiated Tree of Jesse // DOP. 1980/1981. Vol. 34/35. P. 125-176);
- Milanovic V. The Tree of Jesse in the Byzantine Mural Painting of the 13th and 14th Centuries: A Contribution to the Research of the Theme // Зограф. 1989. Кн. 20. С. 48-59;
- Милановић В. Старозаветне теме и лоза Jесеjева // Зидно сликарство манастира Дечана. Београд, 1995. С. 219-241;
- Качалова И. Я. Стенопись галерей Благовещенского собора Моск. Кремля // ДРИ. СПб., 1995. [Вып.]: Балканы. Русь. С. 411-437.
Использованные материалы
- Н. В. Квливидзе. "Древо Иессеево" // Православная энциклопедия, т. 16, с. 269-271
[1] Mâle E. L'art du XII siècle en France. P., 1924
[2] Codex Aureus из Лорша, 810 г.
[3] Lond. Brit. Lib. Harl. 2889, 1164 г.
[4] Ерминия ДФ. 1868. С. 570