Свт. Игнатий, еп. Ростовский. Роспись церкви Спаса на Сенях в Ростове. 1675 г. |
Память 28 мая и в Соборе Ростово-Ярославских святых
Впервые упомянут в летописи под 1261 год в качестве архимандрита Авраамиева ростовского Богоявленского монастыря, когда вел. кн. Александр Ярославич и ростовские князья Борис и Глеб Васильковичи назначили его в помощь Ростовскому епископу Кириллу II (1231-1262), который к тому времени был очень стар. Св. Игнатий "бысть причетник церкви Св. Богородицы в Ростове" [1].
19 сентября 1262 года он был хиротонисан во епископа Ростовского. Хиротонию возглавил Киевский митрополит Кирилл III (II).
Епископ Игнатий был одним из шести иерархов, участвовавших в Соборе 1273 года [2], созванном митр. Кириллом III с целью поставления на Владимирскую кафедру еп. Серапиона и обсуждения церковных нестроений.
Летописи фиксируют участие еп. Игнатия в событиях, связанных с ростовским княжеским домом. В 1266 г. в костромском Феодоровском соборе он венчал костромского кн. Василия Ярославича, в январе 1277 г. там же отпевал и хоронил его (уже как вел. кн. Владимирского). В 1269/70 году еп. Игнатий совершил предсмертный постриг в схиму юрьевского кн. Дмитрия Святославича; вероятно, он же отпевал князя в Юрьев-Польском Михаило-Архангельском мужском монастыре. 9 декабря 1271 года совершил отпевание вдовы ростовского кн. Василия (Василько) Константиновича кнг. Марии в основанном ею Спасо-Преображенском монастыре в Ростове. В Ростовском Успенском соборе святитель отпевал супругу кн. Глеба Васильковича кнг. Феодору (20 декабря 1273), князей Бориса Васильковича (13 ноября 1277) и Глеба Васильковича (13 декабря 1278). 31 июля 1278 года в Ярославском соборе Пресвятой Богородицы еп. Игнятий обвенчал дочь св. кн. Феодора Ростиславича Чёрного с Михаилом Глебовичем, кн. белозерским. В 1286/1287 году на княжеском дворе по благословению святителя была заложена церковь во имя св. князей Бориса и Глеба. В 1281/1282 году епископ участвовал в примирении ростовских князей Дмитрия и Константина Борисовичей.
Согласно Московской академической летописи, отразившей краткий ростовский свод XV в., незадолго до своей кончины митр. Кирилл III "по оклеветанью разгневася на епископа Игнатья и, расмотрив, пакы благослови его" [3]. Более подробно конфликт изложен в летописях, восходящих к владимирскому своду, - Троицкой и Симеоновской. В этих текстах гнев митрополита на епископа Игнатия объясняется историей погребения кн. Глеба Васильковича. Князь был отпет и погребен в Ростовском Успенском соборе. Через девять недель в полночь еп. Игнатий "изрину" тело из княжеской усыпальницы и повелел похоронить его в соборе Спасо-Преображенского монастыря, основанного матерью Глеба кнг. Марией Михайловной. Митр. Кирилл запретил свт. Игнатия в служении, поскольку тот осудил кн. Глеба прежде суда Божия и поступил "не по правилом". Можно предположить, что причиной поступка епископа Игнатия было давление на архиерея со стороны нового ростовского кн. Дмитрия Борисовича, не признававшего прав покойного дяди на Ростов и не желавшего видеть его могилу в усыпальнице ростовских князей. Дмитрий Борисович ходатайствовал перед митрополитом, и тот простил Ростовского епископа.
В 1280 году [4] епископ Игнатий побывал в Орде "за причет церковный" (по-видимому, архиерей ездил к хану Менгу-Тимуру по поручению митр. Кирилла испрашивать ярлык Русской Церкви), при этом летопись отмечает, что это была вторая поездка святителя в Орду.
В 1280/81 году по распоряжению святителя Успенский собор в Ростове был покрыт оловом, пол вымощен «мрамором красным». В конце ноября 1281 года в Переяславле еп. Игнатий с Новгородским архиеп. Климентом и Владимирским еп. Феодором совершили отпевание митр. Кирилла III [5].
Согласно Житию прп. Петра, царевича Ордынского, составленному на основе местного предания, скорее всего, в конце XV века [6], прп. Петр по благословению свт. Игнатия основал в Ростове монастырь во имя св. апостолов Петра и Павла, после того как они явились святителю во сне.
Скончался епископ Игнатий 28 мая 1288 года в Ростове.
Почитание
Житие свт. Игнатия, по-видимому, было написано в конце XIII века [7]. Известны 115 списков памятника [8]. Исследователи Жития отмечают, что оно лишено биографических подробностей, "написано с соблюдением агиографического канона... деятельность Игнатия охарактеризована общими чертами" ][7]. Однако в тексте приведены дата и даже время кончины святителя: "В лето 6796-е преставися к Богу священноепископ Игнатии месяца маия в 28 день, в пяток, по вечерни", а также перечислены лица, присутствовавшие на отпевании. Подробно описаны несколько чудес, происшедших при погребении. Монахини Феодосия и Аксиния, а также другие молящиеся видели, как свт. Игнатий поднялся из гроба, пошел по воздуху, встал над церковью и благословил людей и город. Потом святитель "съступи над нижнюю комару, еже пред жертвенником, ту положиша тело его святое Божиим изволением". Второе чудо произошло с архим. Стефаном, который получил исцеление, прикоснувшись скрюченной от рождения рукой к телу святителя. Третье чудо состояло в том, что свт. Игнатий, словно живой, "простер руку, прият" свиток с именами всех рукоположенных им священников и диаконов [9]. Источником Жития свт. Игнатия, вероятно, послужила записка, составленная очевидцем погребения святителя [10].
Местное прославление еп. Игнатия совершилось между концом XIII и началом XV века, вероятно вскоре после его кончины. Сохранились два списка службы святому, один из которых создан, вероятно, в Ярославле [11], другой - в Переславле-Залесском [12]. Канон изобилует молениями к святому о заступничестве «от нашествия иноплеменных», что свидетельствует о составлении службы до 1380 г. Память свт. Игнатия имеется в месяцеслове пергаменной Псалтири с восследованием первой трети XV века [13], возможно связанной с Кирилловым Белозерским в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырем.
Прославление свт. Игнатия совершилось в годы управления Ростовской епархией архиеп. Вассиана I (Рыло), вероятно между 1474 (прославление свт. Исаии Ростовского) и 1480 годами. Свт. Игнатий впервые упоминается как святой в 1480 году в «Послании на Угру» архиепископа Вассиана великому князю Иоанну III Васильевичу. Послание завершается словами: "С сим же всеми да будет милость великого Бога и Спаса нашего Иисуса Христа молитвами Пречистыя Его Матери и святых великих чудотворцев Леонтия, и Исаии, и Игнатия, Ростовских чудотворцев, и всех святых" [14]. Очевидно, в это время был создан канон Ростовским святителям Леонтию, Исаии и Игнатию. В каноне празднование Ростовским святителям (23 мая (память свт. Леонтия)) уподобляется совершению памяти святителей Василия Великого, Иоанна Златоустаи Григория Богослова. Имя И. встречается в месяцесловах XV века [15]. В 1563 г. царь Иоанн IV Васильевич писал митр. св. Макарию, что Полоцк был взят русскими войсками по молитвам в т. ч. к семи Ростовским святым, среди которых назван свт. Игнатий [16]. В Уставе служб Московского Успенского собора, составленном по распоряжению патриарха Филарета в 1621 года, на память свт. Игнатия 28 мая предписывалось: "Игнатию Ростовскому: благовест в лебедь, трезвон средней" (Барсуков. Источники агиографии. Стб. 208). Память была исключена из числа «нарочитых» праздников между 1666 и 1743 гг. [17].
К началу XX в. мощи святителя почивали в Успенском соборе Ростова, в стоявшей слева от иконостаса серебряной раке, которая была сделана по заказу Ярославского и Ростовского архиеп. Арсения (Верещагина) (1783-1799). 25 апреля 1920 года по постановлению десятого уездного съезда Советов мощи святителя Игнатия вместе с мощами святителей Исаии и Димитрия Ростовских, преподобных Авраамия Ростовского и Евфросинии Полоцкой, несмотря на протесты верующих, были выставлены в центре собора, с них сняты облачения. Через неделю раки с мощами были возвращены на свои места. В том же году рака святителя Игнатия была изъята из собора. В советское время мощи святителя находились в деревянной раке в Успенском соборе (в храме богослужение не совершалось). В конце 1980-х годов часть мощей была перевезена в Троице-Сергиеву лавру, часть передана Ярославскому и Ростовскому архиеп. Платону (Удовенко). 5 июня 1999 года Ярославский и Ростовский архиеп. Михей (Хархаров) передал в Ростовский Успенский собор, где возобновилось богослужение, ковчег с частицами мощей святителей Игнатия и Исаии, а также прп. Даниила Переяславского.
Иконография
Иконописные подлинники второй четверти XVII - 1840-х годов под 28 мая отмечают две особенности изображения свт. Игнатия: его борода короче бороды свт. Алексия, митр. Московского, на голове белый клобук: "Рус, в белом клобуке, а брада аки Алексеа митрополита и короче, риза камочною статью, вохра с белилы" [18]; "сед, брада Алексия митрополита, покороче, на главе клобук бел, камка амфор, Евангелие, риза камка лазорь з белилом, испод багор…" [19]; "сед, брада короче Власиевы, клобук бел, риза камочною статью" [20]. В рукописи XVIII в., принадлежавшей Г. Д. Филимонову: "Подобием сед, брада аки Алексея митрополита, на главе клобук бел, ризы святительския камчатыя лазоревыя, исподняя багряная, в омофоре, в руках Евангелие" [21]. В пособии для иконописцев В. Д. Фартусова 1910 года об облике свт. Игнатия сказано: "...типа русскаго, старец, сед, с большою бородой, волосы просты; в фелони и омофоре, на голове архиерейская шапка, в руках евангелие с подписью: Азъ есмь Пастырь добрый, и проч." [22].
Литература
- Опись Ростовского архиерейского дома 1691 г. // Арх. ГМЗРК. Инв. № Р-1083.
- ПСРЛ. Т. 1. Стб. 475-477, 525, 526; Т. 4. Ч. 1. С. 247, 523; Т. 5. С. 196, 201; Т. 6. Вып. 1. Стб. 348, 361; Т. 7. С. 162-163, 168, 171, 174, 175, 179; Т. 8. С. 213; Т. 9-10. С. 167; Т. 18. С. 73, 77, 78;
- Описание о российских святых. С. 92-93;
- Летописец о Ростовских архиереях / Примеч.: А. А. Титов. СПб., 1890. С. V, 5-6;
- Пролог. СПб., 1896. С. 196;
- Акт вскрытия и обследования мощей св. Игнатия и Исаии // СРМ. Ростов, 1993. Вып. 5. С. 50-52;
- Босли Р. Д. Житие св. Игнатия Ростовского // ИКРЗ, 1992. Ростов, 1993. С. 67-69;
- Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. СПб., 2002 2. С. 337, 338.
- СИСПРЦ. С. 101;
- Иерархи Ростовско-Ярославской паствы в преемственном порядке: с 992 г. до наст. времени. Ярославль, 1864;
- Толстой М. [В.] Святыни и древности Ростова Великого. М., 1866 3. С. 38-40;
- он же. Жизнеописания угодников Божиих, живших в пределах нынешней Ярославской еп. Ярославль, 1887. № 3. С. 7-10;
- Ключевский. Древнерусские жития. С. 38-43;
- Барсуков. Источники агиографии. Стб. 207-211;
- Филарет (Гумилевский). Обзор рус. духовной лит-ры. СПб., 1884 3. С. 66;
- Титов А. А. Ростовская иерархия: Мат-лы для истории Рус. Церкви. М., 1890. С. 29-30;
- Голубинский. Канонизация святых. С. 80-81;
- Васильев В. История канонизации святых Рус. Церкви. М., 1893. С. 103-105;
- Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Май. С. 168-171;
- Дмитриева Р. П., Семенченко Г. В. Житие Игнатия Ростовского // СККДР. 1987. Вып. 1. С. 150-151;
- Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 17, 18, 80, 106, 161, 162, 199, 217, 219, 236, 315, 363, 383, 394, 433, 467; Кн. 4. Ч. 1. С. 125, 161; Ч. 2. С. 26, 28, 208;
- Подскальски Г. Христианская и богословская лит-ра в Киевской Руси (988-1237 гг.). СПб., 1996. С. 469, 470, 471, 483;
- Мельник А. Г. История почитания ростовских святых в XII-XVII вв. Ярославль, 2004.
Использованные материалы
- В. И. Вахрина, Э. П. Р. Игнатий, еп. Ростовский // Православная энциклопедия, т. 21, с. 67-72
[1] ПСРЛ. Т. 1. Стб. 475-476
[2] РИБ. Т. 6. № 6. Стб. 83-84 (имя Ростовского епископа указано в заголовке соборных правил)
[3] ПСРЛ. Т. 1. Стб. 525-526
[4] обоснование датировки см.: Бережков Н. Г. Хронология рус. летописания. М., 1963. С. 289
[5] об участии И. в отпевании см.: ПСРЛ. Т. 18. С. 77; Присёлков. Троицкая летопись. 2002. С. 337; обоснование датировки кончины митр. Кирилла II, отличающейся от летописной, см.: Поппе А. В. Митрополиты Киевские и всея Руси (988-1305) // Подскальски. 1996. С. 469
[6] см.: Белякова М. М. «Повесть о Петре, царевиче ордынском» в ист.-лит. контексте: К вопр. о датировке произведения // ТОДРЛ. 1993. Т. 46. С. 74-87
[7] Дмитриева, Семенченко. 1987. С. 150
[8] Босли. 1993
[9] РГБ. Ф. 310. Унд. № 1296. Л. 237 об.- 238, кон. XV в.
[10] Ключевский. С. 43
[11] ЯГМЗ. Инв. 15462
[12] РГАДА. Ф. 381. № 114, ок. 1415 г.
[13] РНБ. F.n.I.28
[14] БЛДР. 1999. Т. 7. С. 398
[15] см. перечисление рукописей: Макарий. С. 162, 383
[16] АИ. Т. 1. № 168. С. 320
[17] Голубинский. Канонизация святых. С. 420-421
[18] РНБ. Соф. № 1523. Л. 166 об.
[19] БАН. Строг. № 66. Л. 110 об.; см. также: ИРЛИ(ПД). Перетц. № 524. Л.166; Большаков. Подлинник иконописный. С. 102-103
[20] ИРЛИ(ПД). Ф. Отд. поступления. Оп. 23. № 294. Л. 174 об.; в подлинниках облик свт. Алексия уподобляется внешности сщмч. Власия Севастийского - Маркелов. С. 45-47
[21] Филимонов. Иконописный подлинник. С. 356
[22] Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 296