Князья Александр Ярославич и Димитрий Святославич собираются в поход на Новгород. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 1570-е годы (БАН. 31.7.30–1. Л. 5 об.) |
Память 3 февраля (Юрьев. [1]) и в Соборе Владимирских святых
Сын вел. кн. св. Святослава (Гавриила) Всеволодовича и кнг. Евдокии, дочери муромского кн. Петра Юрьевича. В 1228 году, после тяжелой болезни, мать Димитрия, получив разрешение от мужа, приняла постриг в одном из монастырей Мурома.
Впервые Димитрий Святославич упоминается вместе с отцом в статье 1238 года Ростовского летописца среди князей Северо-Восточной Руси, оставшихся в живых после разгрома Суздальской земли войсками хана Батыя [2]. Позднее Житие юрьевских князей объясняет это обстоятельство тем, что юрьевские князья "с прочими князи бывши в то время в Вел. Новгороде у брата своего князя Ярослава Всеволодовича" [3]. Осенью 1250 года вместе с другими русскими князьями и отцом Димитрий Святославич ездил в Орду, где посетил ставку сына хана Батыя - хана Сартака, в улус которого входила Северо-Восточная Русь; о целях поездки в кратком летописном известии не сообщается. По мнению ряда исследователей, "такие путешествия русских князей с сыновьями-наследниками к ханам обычно совершались тогда, когда речь шла о закреплении за Рюриковичами их княжеств-отчин" [4].
После смерти вел. кн. Святослава Всеволодовича (+ 2 февраля 1253) Димитрий Святославич начал править в Юрьеве. Князь поддерживал политику вел. кн. Александра Невского. В 1255 году Димитрий Святославич участвовал в походе вел. князя против новгородцев, изгнавших сына Александра Невского Василия Александровича. В результате похода власть Василия Александровича в Новгороде была восстановлена.
Монашеский постриг и кончина кн. Димитрия Святославича. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 1570-е годы (БАН. 31.7.30-1. Л. 53) |
Под 1269 год в летописях и во вкладной книге юрьева Михаило-Архангельского мужского монастыря описывается постриг Димитрия Святославича перед кончиной "в чернцы и в схиму от епископа Ростовского Игнатия ", а также чудо, совершившееся после пострига (онемевший в связи с болезнью Димитрий Святославич заговорил). Помимо свт. Игнатия при кончине князя Димитрия присутствовали белозерский кн. Глеб Васильевич и мать последнего кнг. Мария Михайловна.
Князь Димитрий Святославич был похоронен «в Юрьеве манастыре святого Михаила» [6].
Почитание
Местное почитание юрьевских князей, в т. ч. Димитрия Святославича, началось не позднее XVII века. Это подтверждается документами Суздальской духовной консистории: делом 1722 года "О некоторых образах и священных реликвиях, найденных в церквах Суздальской епархии", возникшим по доношению епархиального инквизитора иером. Лаврентия Юрьевчанина. Последний сообщал, что в Троицком приделе Георгиевского собора в Юрьеве-Польском ("при алтаре по левую сторону") имеются две почитаемые гробницы, мощи в которых "нынешний Варлаам, епископ Суздальский и Юрьевский, не осматривал". Одна из них почиталась как гробница Димитрия Святославича, его мощи покоились "в земле в гробе", гроб был "закладен каменьем, а на верху каменья положена пелена. И к тем-де гробам в торговые и прочие дни приходят многие христиане и приносят мед, и по просьбе-де их попы отпевают над теми гробами панихиды" [7]. В 1809 году усыпальница была расширена к востоку и переделана в Троицкий теплый собор, в 1817 году к нему пристроили Крестовоздвиженский придел. В начале XX века прот. Георгиевского собора А. Знаменский писал о почитании юрьевских князей: "Свое усердие к ним и почитание вся юрьевская округа выражает постоянным совершением пред их честными гробницами панихид и кратких литий". В ризнице Георгиевского собора хранилась рукопись XVII века, озаглавленная "Месяца февруария в 3 день. Сказание вкратце о житии и пребывании святого благоверного князя Святослава, нареченного в крещении Гавриила, Всеволодовича и сына его Димитрия, иже во граде Юрьеве-Польском" [8].
Судьба мощей Димитрия Святославича после Октябрьской революции 1917 года неизвестна. В частности, в публикации, освещающей результаты вскрытия 17 февраля 1919 года гробницы св. кн. Святослава Всеволодовича, о мощах князя Димитрия ничего не сообщается [9]. Гробницы князей Димитрия и Святослава в Георгиевском соборе Юрьева-Польского не сохранились. Почитание Димитрия Святославича возобновилось в кон. XX в.
Его имя включено в Собор Владимирских святых (празднование установлено в 1982). Не позднее XVII века память Димитрия Святославича 3 февраля начала праздноваться в Юрьеве-Польском [1].
Изображения князя Димитрия Святославича в виде средовека встречаются на некоторых миниатюрах из Лицевого летописного свода 1570-х годов: в рассказе о совместном походе на Новгород с блгв. вел. кн. Александром Невским, пострижение в схиму и преставление Димитрия Святославича [10].
Литература
- ПСРЛ. Т. 1. Стб. 450, 469, 472, 474, 521, 525; Т. 4. Ч. 1. С. 221, 236, 475; Т. 6. Вып. 1. Стб. 298, 348; Т. 10. С. 137, 147; Т. 23. С. 87-88; Т. 25. С. 129, 141, 148;
- Приселков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. С. 323, 325, 329-330;
- Правосл. церк. календарь, 2000 г.: Владимирская епархия. СПб., 1999. С. V;
- ПЦК, 2002 г. М., 2001. С. 76.
- Барсуков. Источники агиографии. Стб. 162-163;
- Описание о российских святых. С. 213;
- Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 166-167, 174;
- Экземплярский А. В. Великие и удельные князья Сев. Руси в татар. период с 1238 по 1505 г.: Биогр. очерки. СПб., 1889. Т. 1. С. 23-24, 35, 285. 1891. Т. 2. С. 156, 257-259, 449;
- Голубинский. Канонизация святых. С. 322;
- Знаменский А. Г., прот. Георгиевский собор 1152-1234 гг. в г. Юрьеве-Польском Владимирской губ.: Реставрация его и построение нового соборного храма. Юрьев-Польской, 1907. С. 4, 11;
- Малицкий Н. В. Из прошлого Владимирской епархии. Владимир, 1911. Вып. 3. С. 19-26;
- Лимонов Ю. А. Летописание Владимиро-Суздальской Руси. Л., 1967. С. 109, 137, 175, 178;
- Кучкин В. А. Формирование гос. территории Сев.-Вост. Руси в X-XIV вв. М., 1984. С. 112;
- Житие св. блгв. кн. Святослава III Всеволодовича и сына его блгв. кн. Димитрия Святославовича, Юрьевских чудотворцев // Вестник Ополья: Газ. Юрьев-Польской, 1998. 3 февр. С. 3;
- Маштафаров А. В. Вкладная кормовая книга Михаило-Архангельского мон-ря г. Юрьева-Польского XVI - 1-й четв. XVII вв. // RМ. 2001. T. 10. Fasc. 1. S. 224-225;
- Минин С., свящ. Очерки по истории Владимирской епархии X-XX вв. Владимир, 2004. С. 129.
Использованные материалы
- А. В. Маштафаров. "Димитрий Святославич" // Православная энциклопедия, т. 15, с. 154-155
[1] В церковном календаре Московского Патриархата память 3 февраля отсутствует, но она сохранилась в "Настольной книге священнослужителя" (т. 2, М., 1978, с. 574) - http://pstgu.ru/download/1183024140.tom_2.pdf и в февральской Минее, изд. МП, с. 808 - http://korolev.msk.ru/minea/feb/feb808.html
[2] ПСРЛ. Т. 1. Вып. 3. Стб. 521
[3] Малицкий. С. 25
[4] Кучкин. С. 112
[5] Приселков. С. 363
[6] Приселков. С. 329-330
[7] цит. по: Малицкий. С. 22
[8] см.: Малицкий. С. 26
[9] Отчет VIII (ликвидационного) отдела Народ. комиссариата юстиции VIII Всерос. съезду советов: Мощи // РиЦ. 1920. № 9/12. С. 75
[10] 1-й Остермановский том. БАН. 31.7.30-1. Л. 5 об., 53