Серапион (+ 1275), епископ Владимирский и Суздальский, святитель
Память 12 июля, в Соборах Владимирских и Киевских святых
До 1274 года - архимандрит Киевского Печерского монастыря [1].
В 1274 году был хиротонисан во епископа Владимирского, Суздальского и Нижегородского митрополитом Кириллом.
Скончался в глубокой старости 12 июля 1275 года. Гробница находится в Успенском кафедральном соборе г. Владимира.
В надписаниях его слов он называется "святым, преподобным и блаженным". В рукописных святцах он также поставлен в числе святых.
"Он принадлежал к числу тех пастырей церкви, которые истинно радели о своей пастве, внимательно прислушиваясь к ее потребностям и стараясь врачевать ее раны". "Бе же зело учителен и силен в Божественном Писании", - говорит о нем современник. Еп. Серапион обладал проповедническим талантом.
Труды
Ему, несомненно, принадлежат пять поучений. Первые три поучения посвящены изображению татарского нашествия (полнее всего оно описано в третьем слове), сходному с изображением того же события в летописи и в других современных поучениях, так что сомневаться в фактической верности слов свт. Серапиона нельзя. Грустя о бедствиях родной земли, проповедник сознает вместе с тем их необходимость, так как они посланы Богом в наказание за грехи людские и для исправления народа. Поэтому автор с особенной энергией указывает слушателям на их грехи, упрекая их в самых разнообразных пороках. Четвертое и пятое поучения посвящены изображению двух явлений русской жизни, порожденных суеверием: испытанию ведьм посредством воды и выкапыванию из могил похороненных самоубийц, так как они, по мнению народа, портили погоду и, следовательно, вредили урожаю. Святитель допускает возможность влияния чародеев через бесов на людей, но только в том случае, если люди в них верят; поэтому св. Серапион прежде всего упрекает слушателей в том, что они еще до сих пор верят в волхвование. Далее проповедник обвиняет их и в том, что в вопросе о жизни и смерти они хотят поставить свидетелем бездушную стихию — воду. В пятом поучении святитель старается разные народные бедствия, которым суеверные люди подыскивали причину в погребении самоубийц, поставить в связь с человеческими пороками, за которые Бог и карает.
Поучения святителя Серапиона отличаются простотою изложения; они гораздо доступнее витиеватых слов Илариона и Кирилла Туровского. Простота не мешает речи св. Серапиона быть образной, поэтичной и исполненной силы и одушевления.
Список изданных творений
- Семь слов к пастве, из которых 4 напечатаны в Приб. к твор. св. отцов, 1848, ч. I, с. 97-111, 192-205;
- два слова в Прав. собес., 1862, июль;
- одно слово изд. Шевыревым; Поездка в Кириллов м-рь, ч. 2, с. 36.
Литература
- Барсуков Н., с. 498-501.
- Поторжинский, прот. История русской церковной проповеди. Киев, 1891, с. 70.
- Захарченко М. М. Киев теперь и прежде. Киев, 1888, с. 136.
- Петухов Е. Серапион Владимирский, русский проповедник XIII в. СПб, 1888.
- Шевырев С. Поездка в Кирилло-Белозерский м-рь. М., 1850, II, с. 36-38.
- Нарбеков В. 3-й обл. истор.-археол. съезд во Владимире. Казань, 1907, с. 27.
- Толстой М. В. Рассказы из И. Р. Ц., с. 104-106.
- Протопопов Д. Жития святых, июль, с. 158-164.
- Филарет, архиеп. Русские святые, июль, с. 79.
- М. Макарий И. Р. Ц., т. IV, кн. I, с. 10, 11, 111, 168.
- Самбикин Д. Месяцеслов, вып. IV, с. 283, 284.
- Косолапов Месяцеслов, с. 326.
- Булгаков, с. 1395.
- Голубинский Е., с. 366.
- Строев П., с. 12, 653.
- Карамзин, т. IV, прим. 153.
- Н. Д., с. 34.
- Летопись Е. А., с. 471.
- История Владим. кафедр. Успен. собора. Владимир, 1877, с. 69, 70.
- Святая Русь, № 660.
- Обзор рус. дух. лит., с. 64, № 57.
- Пр. Нкр., т. I, с. 781.
- Владим. еп. вед., 1867, № 10, с. 463, 477.
- Прав. собес., 1907, июль-август, с. 206.
- БЭЮ, т. 17, с. 290.
- БЭС, т. II, с. 2036.
- ЭС, т. XXIX-а, с. 587, 588.
- РБС, т. XVIII, с. 340.
Использованные материалы
[1] Воскресенская летопись.