Прп. Назарий, игумен Валаамский. Холст, масло. Неизвестный художник. XIX в. |
Память 23 февраля (Нижегородск.) и в Соборах Валаамских, Нижегородских и Тамбовских святых
В миру Николай Кондратьев, родился в 1735 году в села Аносове Темниковского уезда Воронежской (с 1796 г. - Тамбовской) губернии (ныне пгт. Ермишь, районный центр Рязанской области), в семье причетника Михаило-Архангельской церкви.
В 1752 году Николай пришел в Саровскую пустынь [1], при пятом строителе иеромонахе Исаакии. Здесь он пробыл три года. Его старцем был иеросхимонах Варлаам, пребывавший на покое. Присмотревшись к юному послушнику. стремившемуся к молитвенному уединению и постижению монашеского образа жизни, игумен Варлаам посоветовал Николаю отправиться к известному своими монашескими подвигами о. Мефодию (1700 - 1776), архимандриту Астраханского Спасо-Преображенского монастыря, будущему астраханскому епископу. Там, в Астрахани, Николай состоялся и как монах, и как будущий руководитель. Не без его прямого посредничества установились тесные контакты Саровской пустыни с астраханскими монастырями.
22 сентября 1760 года послушник Николай был пострижен в монашество с наречением имени в честь мученика Назария Римлянина. Постриг в приписанном к архиерейскому дому Покровском монастыре в Астрахани совершен иеромонахом Никифором, в присутствии еп. Мефодия.
22 октября того же года рукоположен в сан иеродиакона еп. Мефодием.
8 сентября 1764 года перешел в Саровскую пустынь.
В 1773 году нес послушание, исполняя чреду священнослужения, в церкви нес клиросное послушание и шил для братии камилавки.
В 1776 году рукоположен во иеромонаха епископом Владимирским Иеронимом. По ведомости значилось, что он исправляет священнослужение, а по немощи временно исполняет послушание в вязании четок для братии, а к другим трудам он за немощью был не способен.
Строгое исполнение иноческого устава было всегдашней заботой отца Назария. Вся жизнь его была подвигом. Душа его так была проникнута мыслью и Божественных предметах, чтобы единственным предметом его бесед было слово о пользе души. О делах мирских он не знал и слов, как говорить о них. Но если отверзал свои уста, чтобы говорить о подвигах против страстей, о любви к добродетели, то его беседа была неиссякаемым источником сладости. И как сам он, так и слушающие, забывали часы и время в усладительной беседе. Слова его были правы, прямы и резки. Без Слова Божия как основания не любил он и начинать разговоров, - так учил и других, чтобы душеспасительные советы основывать не на своем разуме, но на слове Божием. Строгий и как бы недоступный по виду, он своими словами привлекал сердца всех к любви и послушанию к нему. Смиренный сам, он и всех, которые просили у него наставления, прежде всего, учил смирению. Жизнь проводил неизменяемо постническую и нестяжательную; едва только не рубище употреблял для одежды своей.
5 декабря 1780 года "о.Назарий с товарищи в Москву отправился", - как писал епископ Владимирский Иероним (Формаковский). Видимо именно в это время они посетили Соловецкий монастырь. Увидев запустение Анзерского скита, о.Назарий обратился в Святейший Синод, с донесением, в котором он описывал условия жизни Анзерского скита, Соловецкого монастыря и о его запустении.
В начале 1781 года в письме к строителю Саровской пустыни иеромонаху Пахомию митрополит Санкт-Петербургский Гавриил (Петров) просил о высылке иеромонаха Назария для восстановления Валаамского монастыря и для заведения в оном устава Саровского. Отец Пахомий на это не совсем охотно соглашался, между прочим выставлял на вид и малообразованность братии. Равно и о. Назария представлял как человека малоумного и неопытного в духовной жизни. Преосвященный Гавриил проник в тайну смирения Назариева: "У меня много своих умников - отвечал им, - пришлите мне вашего глупца". Таким образом о. Пахомию невольно пришлось отпустить смиренного подвижника.
В том же 1781 году указом Святейшего Синода о.Назарий был потребован в Санкт-Петербург, где по убеждению митрополита Гавриила определен в строители в Валаамский монастырь для устройства в нем общежития и порядка по уставу Саровской пустыни.
Общежительные порядки Саровский старец ввел в Валаамском монастыре сразу же по своем назначении. При о. Назарии возник внутренний четыреугольник обители, состоящий из каменных собора, двух церквей, ризницы, трапезы и келлий. Монастырь включен в число штатных монастырей, и штат определен в 30 человек; строитель возведен в сан игумена; императором Павлом пожалованы монастырю Кюменские рыбные ловли, главный источник его содержания. По воле митрополита Гавриила, о. Назарий ввел в Валааме общежительный устав Саровской пустыни и установил три рода жизни: общежительный, схимнический и пустынный. Слава о Валааме стала расходиться по православному миру; даже приходившие в него афонские иноки смотрели на него с удивлением, говоря, что по внутреннему устройству он выше афонских монастырей.
Прп. Назарий Валаамский. Икона |
В 1801 году о. Назарий испросил себе увольнение на покой. Сперва он уединился на Валааме в своей отшельнической келлии, куда удалялся и раньше, занимаясь молитвою и рукоделием. Но обстоятельства принудили его покинуть Валаам.
25 января 1804 г. игумен Назарий был уволен из Валаамского монастыря по собственному прошению, в котором писал: "Не безызвестно Вашему Высокопреосвященству, что я поднесь находился жительством в Валаамском монастыре, а ныне в оной более жить не желаю. А имею намерение перейти к жительству Тамбовской епархии в Саровской монастырь, того ради Ваше Высокопреосвященство покорнейше прошу меня уволить".
Оставляя Валаамский монастырь, о. Назарий пожелал посетить некоторые пустынные обители; а между тем, некоторые знакомые хвалили места способные и удобные к житию монашескому, около станиц Черноморских казаков. По распутице игумен Назарий доехал до Тихвина откуда отправился водным путем. Его провожала иеромонах Иларион и монах Симон. 12 мая 1805 г. игумен Назарий был в Николаевской Черноморской пустыни.
Вернувшись в Саров, где полагал начало монашеству, о. Назарий устроил себе пустынную келью в лесу, при речке Саровке. Когда хватало сил. он в ночное время ходил по лесу, совершая на память молитвословие 12 псалмов, и к рассвету возвращался в келью. Не раз встречался он с медведями, которые не трогали его, и он их не боялся.
Многие отшельники поверяли ему свои помыслы. В Тамбовском и Нижегородском краю образовалось под его руководством много женских общежитий. Имея дар прозорливости, о. Назарий видел обнаженными человеческие мысли и грехи. Будучи делателем умной молитвы, старец так писал о ней:
Скончался 23 февраля 1809 году, в шестом часу по полудни, в своей келии, на берегу речки Саровки по течению ее на правой стороне. Братия застала его в живых, но он уже не мог сказать ни слова. Тело его погребено у алтаря теплой церкви; близ его духовника иеросхимонаха Варлаама.
При патриархе Пимене имя игумена Назария было включено в Собор Тамбовских святых, а определением Священного Синода от 11 мая 2004 года включено в Собор Валаамских святых.
Молитвословия
Тропарь, глас 2 (составлен иеромонахом Серафимом (Роузом) [2])
Смире́ние бы́сть си́ла твоя́,/ и терпе́ние кре́пость твоя́,/ и любы́ пути́ твоя́ венча́ет,/ Наза́рие, нача́льниче мона́хов Валаа́мских./ Восста́ви на́с к моли́тве и благоче́стию,// я́ко да возмо́жем Ца́рство Бо́жие на небесе́х насле́довати.
Использованные материалы
- Житие на сайте Касимовской епархии
- Евгений Поселянин. "Русские подвижники 19-го века" - Отец Назарий, игумен Валаамский
[1] В житии на сайте Касимовской епархии указано "в 1752 году.., имея от роду 14 лет". Это противоречит указанной на том же сайте дате рождения: 1735 г. Если дата рождения верна, Николаю в 1752 году исполнилось 17 лет.
[2] Nazarius of Valaam, Elder. Little Russian Philokalia, vol. 2, Platina, 1983, pp. 121-122. Перевод на церковнославянский язык пользователя д. Александра Васильева.