Гют I Арахезаци (Вотмсеци) [арм. Գյյռւտ Ա] (ок. 400 - 478), 14-й армянский католикос (461 - 471) [1].
По мнению исследователей, его можно отождествить с епископом Вананда Гадом, принявшим участие в Шахапиванском и Арташатском Соборах. Селение Вотмус являлось резиденцией Ванандского епископства, оттуда и произошло одно из прозвищ католикоса Гюта - Вотмусский (Вотмсеци). Другое прозвание, Арахезский (Арахезаци), происходит от места его рождения - селения Арахез в области Тайк.
Был избран католикосом всех армян после смерти Мовсеса I при поддержке армянских нахараров и персидского марзпана Армении Атрормизда. Избрание произошло без предварительного согласия шаханшаха Пероза (Фейруза), который был в то время занят укреплением своей власти в Персидской державе и не обратил внимания на это.
После поражения восстания 450-451 годов во главе с Варданом Мамиконяном и начала гонений на армян со стороны персов младшие ученики Саака I Партева и Месропа Маштоца, к числу которых принадлежал и Гют, возобновили духовную борьбу армянского народа. В то время как сасанидский наместник Атрормизд проводил довольно толерантную политику во внутренней и религиозной жизни Армении, католикос стал необъявленным вождем патриотического движения. Уже в начале его деятельности вспыхнуло восстание алванского царя Ваче II против персидского владычества. Католикос Гют горячо приветствовал это восстание, но оно было жестоко подавлено Сасанидами.
Пероз, обеспокоенный этим восстанием, решил привлечь на свою сторону армянскую знать и тем самым усилить свою власть в регионе. С этой целью в 462 году были освобождены находившиеся в ссылке в Средней Азии армянские нахарары (удельные князья), участвовавшие в войне 450-451 годов. Это решение шаха инициировал Гют.
Первые 10 лет предстоятельства Гюта прошли мирно. Он проводил церковные реформы, упорядочил канонические и богослужебные правила, ввел в святцы Армянской Церкви день памяти Вардана Мамиконяна и других мучеников Аварайрской битвы. Архиепископ Малахия (Орманян) по праву называет его «вторым реформатором Армянской Церкви». В память о героическом сопротивлении в 451 году арцахских и сюникских армян в Вайоц-Дзоре против войск персидского военачальника Аташхуды, католикос Гют на девятый год своего первосвятительства распорядился воздвигнуть церковь на месте сражения, в долине реки Ехегис (до наших дней не сохранилась). В освящении церкви участвовал епископ Сюника Анания.
Гют активно боролся против несторианства, которое в то время укрепилось в Сирии. По поручению католикоса Давид Нергинский (обычно отождествляемый со знаменитым философом Давидом Анахтом) написал в защиту ортодоксального учения оду. Благодаря усилиям и деятельности Гюта позиции христианства в Армении значительно усилились.
Однако с укреплением власти шаханшаха Пероза политика сасанидского двора в отношении армян ужесточилась, что заставило католикоса и патриотически настроенных князей искать защиты у византийского императора Льва I. Их беспокоили попытки персидских властей склонить армянских князей к вероотступничеству в обмен на щедрые награды и высокие должности. Тайные обращения к Византии ничего не дали армянам, но возбудили гнев персов. Шаханшах Пероз вызвал Гюта в Ктесифон, где в 471 католикос был отстранен от духовной власти и отправлен в ссылку по обвинению в измене. Вину католикоса, однако, доказать не удалось, и персидский двор, обеспокоенный возможными волнениями, был вынужден разрешить ему вернуться в Армению. Встреченный с почестями и удостоенный всенародного уважения, он обосновался в селении Вотмус, где и окончил свои дни.
Почитается святым в Армянской Апостольской Церкви.
Литература
- Ананян П. Исследования по армянской церковной истории V-VI вв. Венеция. 1999 (на армянском языке).
Использованные материалы
- Арутюнян Б. А., "Гют I", Православная Энциклопедия, Т. 13, С. 538:
- Газета "Ноев ковчег". № 05 (152) Май 2010 года, ст. 'Католикосы Армении́
[1] Датировку нахождения на кафедре см. Епископы и католикосы ААЦ // Православная Энциклопедия, ст. "Армянская Апостольская Церковь", Т. 3, С. 329-355, http://www.pravenc.ru/text/76124.html