Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

НЕДЕЛЯ ЖЕН-МИРОНОСИЦ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Святые жены-мироносицы при Гробе Христовом
Святые жены-мироносицы при Гробе Христовом
Неделя святых Жен-Мироносиц: Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных; праведных Иосифа Аримафейского и Никодима (сокращённое название, употребляемое в богослужебных книгах и календарях: "Неделя жен-мироносиц") - церковный праздник, посвященный памяти святых, бывших свидетелями смерти, погребения и Воскресения Христа Спасителя и послуживших Ему.

Празднуется в третью неделю (воскресенье) по Пасхе.

Святые жены-мироносицы сопровождали Господа во время Его земной жизни, служили Ему от своих имений, своими средствами, были с Господом на Голгофе, при снятии Господа со Креста и при Его погребении. Они же спешили ко Гробу на следующее утро и первыми узнали о Воскресении Христовом.

В этот день празднуется и память праведных богачей Нового Завета Иосифа Аримафейского и Никодима, снимавших Тело Господа с Креста. Иосиф Аримафейский отдал Господу свой собственный гроб, а Никодим принёс Ему алоэ для помазания. Мужественные решения Иосифа и Никодима, которые под зорким наблюдением фарисеев погребали Христа, дают христианам образец решимости в стоянии за истину даже в среде тех, кто распинал Христа. Кроме того, этими свидетелями Церковь указывает на фактическую истинность погребения: были явные очевидцы, документально подтверждено погребение печатью Каиафы, печатью синедриона.

Темы мироносиц и праведных Иосифа и Никодима - различны: первая связана уже с Воскресением, вторая - с погребением. Первая прямо отсылает к каноническим Евангелиям, описывающим явления Христа и Марии Магдалине (Ин 20), и другим женам - прежде всего, согласно церковному преданию, Пресвятой Богородице (Мф 28, 8-10), вторая намекает на менее доступное для непосвященных Евангелие от Никодима. В древней Церкви памяти жен-мироносиц, с одной стороны, и Иосифа с Никодимом, с другой, были разделены. Например, в богослужении Иерусалима V-VII веков память мироносиц отмечалась во вторник после Антипасхи либо 25 апреля, а воскресенье после Антипасхи было посвящено только праведным Иосифу и Никодиму. Лишь в послеиконоборческую эпоху в Константинополе две памяти начали праздноваться вместе, и оказались уже установлены на 3-е воскресенье по Пасхе, как это и сохраняется доныне [1].

Память жен-мироносиц не случайно отмечается на третьей неделе от Пасхи: она указывает на истину Христова Воскресения после второй недели от Пасхи, в которую воспоминается блаженное Фомино неверие.

По словам епископа Кампанского Мефодия (Кульмана), подобно святым женам мироносицам и святым Иосифу и Никодиму поступают все те, кто служит Господу, Его Телу - Святой Церкви, кто от имений своих, а кто трудами и талантами: "Чувствуют ли это поющие? Понимают ли, что пением своим Господу служат, приносят Ему миро, становятся в ряд Жен Мироносиц? Чувствуют ли все труженики церковные и жертвователи, Кому они служат и Кому несут свои жертвы?"

Каждая женщина призвана стать мироносицей по жизни: сохранять мир в своей семье, быть помощницей и опорой мужу, через рождение и воспитание детей проявлять жертвенную любовь, и через всё это спасти свою душу для вечной жизни с Богом.

"В наши дни, - замечает священник Михаил Желтов, - нередко можно встретить сравнение Недели жен-мироносиц с «православным женским днем». Действительно, немаловажно, что первыми, кто удостоился чести лицезреть Воскресшего, были именно женщины. Однако не сто́ит забывать, что всё-таки церковная память установлена не ради гендерного празднества, а для того, чтобы ещё раз прославить Воскресение Христово, а также приоткрыть тайну Сошествия во ад. Не зря в древнейших уставах на это воскресенье была установлена память только праведных Иосифа и Никодима" [1].

Молитвословия

Тропари, глас 2

Благообра́зный Ио́сиф/ с дре́ва сне́м Пречи́стое Твое́ те́ло,/ плащани́цею чи́стою обви́в,/ и благоуха́ньми во гро́бе но́ве закры́в положи́:/ но тридне́вен воскре́сл еси́ Го́споди,// подаяй' ми́рови ве́лию ми́лость.

Мироно́сицам жена́м при гро́бе предста́в А́нгел вопия́ше:/ ми́ра ме́ртвым су́ть прили́чна,/ Христо́с же истле́ния яви́ся чу́ждь./ Но возопи́йте: воскре́се Госпо́дь,// подая́й ми́рови ве́лию ми́лость.

Кондак, глас 2

Ра́доватися мироно́сицам повеле́л еси́,/ пла́чь прама́тере Е́вы утоли́л еси́/ воскресе́нием Твои́м, Христе́ Бо́же,/ апо́столом же Твои́м пропове́дати повеле́л еси́:// Спа́с воскре́се от гро́ба.

Использованные материалы



[1]  "Неделя жен-мироносиц и праведных Иосифа и Никодима" // Cвящ. Михаил Желтов. Пояснения к службам праздников, https://t.me/s/indiktion.

Редакция текста от: 22.05.2022 18:21:51

"НЕДЕЛЯ ЖЕН-МИРОНОСИЦ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google