Блж. Диадох Фотикийский |
Память 5 марта (Греч. [1]), 29 марта (Греч. [2]) [3]
Достоверных сведений о житии блаженного Диадоха сохранилось немного. Свт. Фотий Константинопольский (IX век) в своем труде "Библиотека" неоднократно именует его "епископом Фотики в Древнем Эпире". Иногда его отождествляют с мч. Диадохом (греч. память 29 марта).
Родился блаженный Диадох около 400 года. Во время монофизитских споров встал без колебаний на стороне участников IV Вселенского Собора в Халкидоне (451 г.). А вскоре после Собора вместе с другими епископами Древнего Эпира подписал послание к императору Льву, в котором подчеркивается достоинство "халкидонитов" и порицается, критикуется монофизитство. Боролся блаженный Диадох и с мессалианами. В конце шестидесятых или начале семидесятых годов V века во время нашествия на Эпир вандалов Блаженный Диадох был пленен и отвезен в Карфаген.
Скончался около 486 года.
Имя блаженного Диадоха с полным правом может быть поставлено рядом с именами вселенских святых отцов и учителей Церкви: Афанасия Великого, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Кирилла Иерусалимского. В своих творениях он выступает как свидетель и выразитель отеческого Предания. Его суждения вписываются яркими страницами в святоотеческое богословие. Одновременно в его наставлениях присутствует и авторское творчество.
Богословие Диадоха - православное, глубокое, назидательное. Оно учит правильно верить и спасительно жить, потому и ценно. Его следует изучать, а изучив, применять в своей жизни.
Творения
В переводе на русский язык имеется пять творений, принадлежащих или усваиваемых блаженному Диадоху. Это:
- Слово аскетическое (сто глав).
- Слово на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа.
- Слово против ариан.
- Видение святого Диадоха.
- Катехизис.
Первые два творения Фотикийского святителя считаются подлинными, а в отношении трех последних высказываются сомнения. Особенно сомневаются в принадлежности блаженному Диадоху Катехизиса, так как значительная часть манускриптов называют автором его преподобного Симеона Нового Богослова. Впрочем, тематика и ее развитие во всех пяти творениях свойственны аскетическим взглядам блаженного.
Самым значительным по содержанию и самым большим по объему является "Слово аскетическое". Оно сохранилось в многочисленных древних греческих рукописях и помещалось иногда наряду с некоторыми книгами Свящ. Писания. В разных списках оно имеет и иные названия: "Сто аскетических глав", "Главы практические о знании и духовном различении", "Сто глав"... Содержание слова отвечает его названию. На первое место как "непрестанная похвала похвал" ставится страх Божий, а "полнотой закона совершенства" почитается любовь. Новейшие переводы Слова принадлежат преподобному Паисию (Величковскому) и святителю Феофану Затворнику в III томе "Добротолюбия".
Профессор Киевской духовной академии К. Попов посвятил блаженному Диадоху и его сочинениям докторскую диссертацию (1903), в первом томе которой напечатал греческий текст трех его сочинений ("Слово аскетическое", "Слово на Вознесение Господне" и "Против ариан") с примечаниями и переводом, во многом отличающимся от прежних.
Использованные материалы
- Скурат К. Великие учителя Церкви
- Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.
[1] Официальный сайт Элладской Церкви (H ΕΚΚΛΗΣΙΑ ΤΗΣ ΕΛΛΑΔΟΣ): ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Месяцеслов), http://www.ecclesia.gr/greek/synaxaire/synaxari.asp?minas=3&id=185
[2] Страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарский Агафангел, "Синаксарь Православной Церкви"), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, http://www.synaxarion.gr/gr/sid/2490/sxsaintinfo.aspx
[3] В книге "Синаксарь. Жития святых Православной Церкви. Автор-составитель иеромонах Макарий Симонопетрский. Адаптированный перевод с французского. В 6-и тт." (М.: Издательство Сретенского монастыря, 2011), в т. IV на c. 357 после перечня памятей добавлено: "«Парижский Лекционарий» gr.2 (IX в.) помещает его память под 27 февраля".