Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ВАРЛААМ (СКАМНИЦКИЙ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Еп. Варлаам (Скамницкий)
Еп. Варлаам (Скамницкий)
Варлаам (Скамницкий или Скамнинский) (1697 - 1761), епископ Великоустюжский и Тотемский.

Родился в 1697 году в городе Пинске (по др. сведениям - в Вильне) в купеческой семье.

Обучался в Киевской духовной академии до богословского класса, закончил образование в Москве.

В 1730 г. пострижен в монашество архим. Германом (Концевичем) в Московском Заиконоспасском монастыре.

В 1731 г. рукоположен во иеродиакона Киевским архиеп. Рафаилом (Заборовским).

В 1732 г. вызван в Санкт-Петербург, с 9 авг. служил законоучителем в сухопутном Кадетском корпусе и при школе архиеп. Феофана (Прокоповича).

3 февраля 1736 г. рукоположен во иеромонаха Архангелогородским архиеп. Аароном, находившимся в С.-Петербурге на чреде священнослужения.

В обязанности Варлаама входило присоединение к Православию язычников и иноверцев (в 1736 в числе прочих для наставления к нему были присланы японцы Кузьма Шульц и Демьян Поморцев). В 1739 г. Варлааму и Давиду (Данилевичу) был поручен разбор библиотекики архиеп. Феофилакта (Лопатинского).

С 8 марта 1739 года - архимандрит Московского Чудова монастыря.

4 августа 1740 г. назначен членом Московского синодального правления, а с 3 октября 1741 г. находился в качестве советника в Синоде. Определением от 26 июня 1742 г. ему разрешалось ношение архиерейского креста.

В 1742 г. доносил Синоду, что Московский Чудов монастырь не имеет средств для содержания отставных военных, и сообщал об отказе крестьян монастырских вотчин выполнять работы для монастыряря.

17 сентября 1742 г. был представлен кандидатом на Воронежскую кафедру.

24 февраля 1743 года был назначен, а 27 февраля - хиротонисан во епископа Вятского и Великопермского, хиротонию возглавил Новгородский архиеп. Амвросий (Юшкевич).

31 декабря 1743 г. доносил Синоду, что на вознаграждение принявших Крещение остяков из келейных денег бывш. Вятского еп. Вениамина (Сахновского) и казенных сумм архиерейского дома истрачено 1566 р.; 1 мая следующего года обращал внимание Синода на строительство татарами мечетей вблизи поселений новокрещеных остяков и предлагал их снести.

В Вятке после пожара отремонтировал кафедральный собор и «снабдил его хорошей ризницей».

В 1745 г. по причине ссоры с воеводой Писаревым, которому еп. Варлаам нанес оскорбление действием в канцелярии воеводы, вызван в Санкт-Петербург.

В 1746 г. в ходе расследования дела о соляных промыслах Пыскорского Спасо-Преображенского монастыря (в Соликамском уезде Пермской губернии) монастырские власти показали, что еп. Варлаам неоднократно вымогал у них крупные суммы денег, настоятеля монастыря архим. Павла сажал под караул, казначея иером. Гавриила приказывал наказать плетьми. Сенат настаивал на суде над Варлаамом, но, помилованный имп. Елизаветой, он был определен на 3 года жительства в Александро-Невскую лавру.

28 февраля 1748 года переведен в епархию Великоустюжскую и Тотемскую.

Прибыв в епархию 28 мая того же года, развернул широкую строительную деятельность. 17 июля 1748 г. он освятил верхний храм церкви во имя св. мц. Параскевы Пятницы в Великом Устюге, в 1753 г.- престол в южном приделе верхнего храма в честь Собора арх. Гавриила в Архангельском во имя арх. Михаила монастыре, 14 июля 1755 г.- новопостроенную церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери близ Устюга. В 1754 г. на отливку 1054-пудового колокола для устюжского Успенского собора пожертвовал 2000 р. келейных денег и столько же казенных архиерейского дома, отлитый колокол получил имя Варлаам. В 1749 г. на р. Стриге был сооружен загородный архиерейский дом с огромным комплексом хозяйственных построек.

На строительные работы преосв. Варлаам в качестве наказания назначал духовных лиц, в частности, пруды в загородной архиерейской резиденции, своими излучинами составлявшие вензель преосвященного «ЕВ», были выкопаны руками провинившегося духовенства. Для повышения уровня грамотности среди духовенства Варлаам издал указ о непременном знании клириками наизусть «Букваря» архиеп. Феофана (Прокоповича) и «Сокращенного катехизиса» под страхом штрафа и отрешения от места (указ основан на «Духовном регламенте»). За время управления еп. Варлаамом епархией на ее территории имели место 3 самосожжения старообрядцев: в 1748 (53 чел.), 1753 (170 чел.) и 1757 гг.

26 апреля 1751 г. просил об увольнении на покой в Киевский Выдубицкий монастырь, ссылаясь на «неимение мирного жития» и скорбь от «бессовестных недоброхотов и ябедников», доносивших на него в Синод; 27 февраля 1752 г. вторично просил об увольнении из-за болезни.

В 1754 г. по доносу архим. Устюжского Архангельского монастыря Боголепа началось следствие о злоупотреблениях еп. Варлаама. Он обвинялся в разорении монастырей и приходских церквей, вымогательстве денег у духовенства, исправлении приходно-расходных монастырских книг, использовании священно- и церковнослужителей на строительных работах, жестоком обращении с духовенством и рабочими. 1 июля 1756 г. деятельность следственной комиссии Синода, которую возглавляли архим. Антониево-Сийского монастыря Леонтий и подполковник И. Дятлов, завершилась практически безрезультатно.

22 ноября 1759 г. по причине болезни Варлаама Синод велел совершать священнические и дьяконские хиротонии ставленников Устюжской епархии Вологодскому и Вятскому епископам.

Скончался 20 февраля 1761 года. Погребен в Успенском соборе Великого Устюга. Согласно его завещанию, в храмы, монастыри, частным лицам и нищим убогим роздано свыше 3200 р.

Возведенный в сан епископа, преосв. Варлаам, по выражению известного писателя Н. Лескова, "дал знать, что он муж строг, бодрого духа и гостеприимен". Но гостеприимство его было особого характера. Оно не было вызвано заботой о бедных и голодных, а, как говорит Лесков, было причиной склонности преосв. Варлаама к частым пиршествам и различным увеселениям, в которых он и сам принимал участие. Отличался деспотическим характером. По выражению Н. С. Лескова, «мог бы постоять за дело веры, но, к сожалению, не оно его занимало» [1].

Сочинения

  • Слово на новый 1743 г. М., 1744;
  • Надгробное слово при погребении П. К. Хлебникова. СПб., 1744;
  • Указ Варлаама (Скамницкого) духовной консистории об определении казначея архиерейского дома и 2 прошения 1743 и 1746 гг. на его имя // Тр. Вятской учен. арх. комис. 1905 г. Вятка, 1905. Вып. 3.

Литература

  • Платон (Любарский). Иерархии. С. 55;
  • Ардашев В. Летопись 700-летнего существования г. Устюга Великаго // Вологодские ГВ. 1857. № 48. С. 352;
  • Суворов Н. Об иерархах бывшей Великоустюжской епархии // Вологодские ЕВ. Приб. 1869. № 14. С. 600-603;
  • Иконников В. С. Арсений (Мацеевич) // РС. 1879. Апр. С. 752;
  • Лесков Н. С. Святительские тени // ИВ. 1881. Май. С. 60-61, 66; Июнь. С. 424;
  • Суворов Н. Дела давно минувших дней // Вологодские ЕВ. Приб. 1886. № 23. С. 355-363;
  • Титов А. А. Летопись Великоустюжская по Брагинскому списку. М., 1903. С. 14-15;
  • Рудаков В. Рецензия на издание указа Варлаама (Скамницкого) // ИВ. 1906. Янв. С. 325;
  • Потоцкий П., прот. Заботы рус. пастырей церкви о развитии просвещения и проповедничества среди белого духовенства в эпоху имп. Екатерины II // ПС. 1909. Июль-Авг. С. 211.
  • Амвросий. История Российской иерархии. ч. I. с. 254.
  • Булгаков. с. 1398.
  • Толстой Ю. № 68.
  • Строев. стб. 165, 735, 800.
  • Денисов. с. 2, 133.
  • Православный собеседник. 1909, июль-авг. с. 211.
  • Русская старина. 1879. апр. с. 752.
  • Исторический вестник. 1881. май. с. 60-61, 66.
  • -"- -"- 1906. янв. с. 325.
  • БЭЛ. т. III. с. 726, 1181.
  • БЭС. т. I. с. 592.
  • Н.Д. с. 56, 60.

Использованные материалы



[1]  Святительские тени // ИВ. 1881. Июнь. С. 424

Редакция текста от: 02.05.2012 14:20:24

"ВАРЛААМ (СКАМНИЦКИЙ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google