Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ИСИДОР (БОГОЯВЛЕНСКИЙ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Исидор (Богоявленский), еп. Таллинский
Исидор (Богоявленский), еп. Таллинский
Исидор (Богоявленский) (1879 - 1949), епископ Таллинский и Эстонский

В миру Богоявленский Иван Яковлевич, родился 30 октября 1879 года в семье псаломщика Курской епархии, младший брат митрополита Елевферия (Богоявленского).

По окончании Курской духовной семинарии поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1904 году со степенью кандидата богословия. В академии учился одновременно со своим старшим братом Димитрием, который впоследствии был митрополитом Виленским.

Женился на Марии Николаевне.

В 1904 году назначен воспитателем Санкт-Петербургского Александро-Невского духовного училища. В 1905 году - настоятель Ямбургского собора. Протоиерей.

В 1915 году за свой труд "Значение Иерусалимского храма в Ветхозаветной Истории еврейского народа" получил степень магистра богословия.

Автор ряда статей и книг, принимал активное участие в создании "Православной богословской энциклопедии", выходившей в предреволюционные годы в Петербурге.

В последующие годы был священником в Гдове, Гатчине, Кронштадте.

В 1919 году эмигрировал в Эстонию, взяв с собой святыни Гатчинского собора: Филермскую икону Божией Матери, десницу Иоанна Предтечи и часть Животворящего Креста Господня, которые были привезены в Россию при императоре Павле I (впоследствии эти святыни были отправлены из Эстонии в Копенгаген к вдовствующей императрице Марии Федоровне).

В Таллине служил сначала в Александро-Невском соборе (по другим данным, был настоятелем собора), а после 1936 года в храме свв. Симеона и Анны. Преподавал Закон Божий в ряде учебных заведений Таллинна.

В 1920-х гг. разработал учебное пособие по преподаванию Закона Божия для русских детей в эмиграции. Активно участвовал в работе Русского Православного Студенческого Единения, возглавлял делегации на ряде съездов Единения, руководил работой семинаров. В течение многих лет он был благочинным, членом Нарвского епархиального совета и членом Синода Эстонской Православной Церкви.

В 1930-1940 годах редактировал выходивший в Эстонии духовный журнал "Православный Собеседник".

В конце 1930-х годов в Таллине открылись русскоязычные богословско-пастырские курсы и протоиерей Иоанн стал их руководителем. В первый же год их работы слушателем курсов стал Михаил Александрович Ридигер, отец будущего патриарха Московского и всея Руси Алексия. Отец Иоанн был также законоучителем в школе и духовником юного Алексея. Алеша с 6 лет прислуживал в храме, где настоятельствовал его духовник. Впоследствии патриарх говорил о своем наставнике как о «человеке глубокой веры и очень большого духовного и жизненного опыта». «Любовь и внимание к людям были теми критериями, которыми руководствовались и о. Иоанн, и мой отец» [1].

Во время Второй мировой войны обслуживал лагеря для беженцев и перемещенных лиц Клоога, Пылдкюла, Палдиски и Вильянди (Эстония). После окончания Второй мировой войны остался в СССР.

31 января - 2 февраля 1945 года - участник Поместного собора Русской Православной Церкви от Таллинской епархии [2]

В 1946 году - ректор вновь открытых Ленинградской духовной академии и семинарии. Принимал активное участие в разработке учебной программы, в основу которой была положена система образования дореволюционных Петербургской академии и семинарии.

В декабре 1946 года овдовел и 12 июня 1947 года был пострижен в монашество с возведением в сан архимандрита.

22 июня 1947 года был хиротонисан во епископа Таллинского и Эстонского. Хиротонию совершали патриарх Московский и всея Руси Алексий (Симанский), митрополит Ленинградский и Новгородский Григорий (Чуков) и епископ Лужский Симеон (Бычков).

Скончался 18 декабря 1949 года. Похоронен на Александро-Невском кладбище в Таллине рядом со своим предшественником по кафедре архиепископом Павлом (Дмитровским).

Сочинения

  • Закон Божий для начальных школ, Таллин, 1907.
  • Закон о месте еврейского богослужения в Ветхом Завете.
  • Христ. Чтен., 1912, сентябрь, 1024; 1912, октябрь, 1110.
  • Значение Иерусалимского храма в Ветхозаветной Истории еврейского народа (магистерская диссертация), Петроград, 1915.
  • Православный Символ Веры, ч. I, Таллин, 1939, в рукописи имеются II и III части книги.
  • "Речь при наречении его во епископа", ЖМП, 1947, № 7, 55.
  • "Рождество Богородицы", ЖМП, 1949, № 9, 34.
  • "Господь Иисус Христос - Основатель Церкви", ЖМП, 1955, № 2, 83-88.
  • "Православное учение о Церкви", ЖМП, 1955, № 1, 37-44.
  • "Существенные свойства истинной Церкви", ЖМП, 1955, № 5, 44-53.

Литература

  • ЖМП, 1947, № 7, 11, 22; 1950, № 1, 19-20; 1958, № 12, 13.
  • "Журнал Засед. Св. Син.", № 5 от 12.V.1947; № 11 от 10.VII.1947, 26; № 11 от 7.VI.1949, 61; № 1 от 26.III.1951, 7.
  • Мои замечания, Е.М. Оренбург, 9.
  • Осипов, А., "Мои архиереи", Наука и религия, 1969, 3, 52.
  • Levitin-Krasnov, A. E., Die Glut deiner Hande, Luzern, 1980.
  • Беседы с Патриархом Алексием II, Архив ЦНЦ.

Использованные материалы



[1]  "Беседы с Патриархом Алексием II", Архив ЦНЦ, цит. по "Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Биография" из т. 1 Православной Энциклопедии, Москва, 2000, http://www.pravoslavie.ru/news/28548.htm

[2]  "Списки участников Собора 1945 года" [публ. П. А. Овсянникова], Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви, 2009, вып. II:2 (31), с.129, https://pstgu.ru/download/1252606910.spiski.pdf

Редакция текста от: 22.11.2020 00:08:33

"ИСИДОР (БОГОЯВЛЕНСКИЙ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google