Еп. Варнава (Прокофьев) |
В миру Прокофьев Владимир Николаевич, родился в 1945 году в Париже, в семье русских эмигрантов. Его отец - дворянин и офицер. Был послушником на Афоне, затем был рукоположен во иеромонаха и стал настоятелем храма святого Архистратига Михаила в Каннах, Франция. Через своих родственников, работавших в посольстве Франции в Москве, он имел возможность легально посещать Советский Союз с середины 1960-х годов.
Был тайно возведен в архиерейский сан Архиерейским Синодом Русской Православной Церкви Заграницей 10 мая 1982 года [1]. Он должен был рукоположить для группы духовенства, присоединившейся к Зарубежной Церкви в 1975 году, епископа Лазаря (Журбенко), что и сделал единолично [2].
К открытому служению епископ Варнава перешел в 1990 году по решению митрополита Виталия, а в 1991 году Зарубежный Архиерейский Синод официально объявил о епископстве Варнавы. В следующем году он был назначен представителем Синода в России и настоятелем Синодального подворья в Московской Марфо-Мариинской обители. В 1992-1993 годах епископ Варнава печально прославился тесным сотрудничеством с обществом «Память», совместно с которым он организовывал сомнительные акции типа автопробегов, налетов на редакции газет, сопровождавшихся широкой националистической пропагандой. Закончилось все тем, что епископ Варнава превратил Марфо-Мариинскую обитель в Москве, где в то время находилась его резиденция, в штаб-квартиру «Памяти» и обратился к украинскому раскольничьему «патриарху» Владимиру (Романюку) с просьбой к украинским самосвятам принять Зарубежную Церковь в каноническое общение. Все это значительно ухудшило репутацию Русской Православной Церки Заграницей в России. К этому добавились многочисленные канонические нарушения и протесты со стороны российских клириков и мирян Зарубежной Церкви. Все это привело к в 1993 году к освобожндению его от должности представителя Синода в России, каноническому прещению и официальному запрещению со стороны Архиерейского Синода епископу Варнаве вмешиваться в церковные дела на территории России.
1 марта 2001 года епископ Каннский Варнава выступил с окружным посланием, в котором заявил об «ограждении» себя, духовенства и мирян своей епархии от «нового курса» Зарубежной Церкви, хотя еще не выходя из канонического подчинения Архиерейскому Синоду в Нью-Йорке. Поводом к заявлению стал протест епископа против принятия Архиерейским Собором Русской Православной Церкви Заграницей, состоявшемся в Нью-Йорке 17-27 октября 2000 года, письма патриарху Сербскому Павлу. На Соборе епископ Варнава отказался подписать это письмо, о чем объявил во всеуслышание только спустя несколько месяцев – 12 февраля 2001 года, присоединившись в этом к епископам Симферопольскоми и Крымскому Агафангелу и Черноморскому и Кубанскому Вениамину. Основанием для такого решения епископы назвали участие Сербского Патриархата в экуменическом движении, а также её тесное взаимодействие с Патриархатом Московским. 25 апреля 2001 года епископ Варнава был подвергнут запрещению в священнослужении.
В 2001 году, находясь под запрещением в служении, он вышел из подчинения Зарубежной Церкви под началом митрополита Лавра и, вместе с митрополитом Виталием, положил начало раскольнической «Русской Православной Церкви в Изгнании». Здесь был возведен в сан «архиепископа» и назначен заместителем митрополита Виталия.
Однако вскоре он вступил в конфликт с секретарем Синода «РПЦИ», парижским «протоиереем» Вениамином Жуковым, и «архиереями» «Церкви в Изгнании», результатом чего стало его запрещение в служении, а затем и лишение сана в 2005 году.
Всех этих прещений «архиепископ» Варнава не признал и продолжил управлять верными ему приходами, в том числе и в России. Его последователи считали его управляющим Европейской епархией «РПЦИ», незаконно смещенным со своего поста. Местопребывание свое «архиепископ» Варнава имел преимущественно при храме Архистратига Михаила в Каннах во Франции.
В феврале 2006 года он направил прошение в адрес Архиерейского Синода Зарубежной Церкви в котором покаялся своих неканоничных действиях: непослушании Архиерейскому Синоду Зарубежной Церкви, неисполнении наложенного на него запрещения, учинении раскола, присвоении себе полномочий правящего архиерея и титула «архиепископа Европейского», а также в совершении им незаконных хиротоний, на что он, как викарный епископ, к тому же находящийся под запрещением, не имел права. Он подтвердил, что первую «мансонвильскую» хиротонию Сергия (Киндякова) он совершил единолично, лишь в присутствии митрополита Виталия, который по состоянию здоровья не мог совершать литургию и участвовать в хиротонии. Что касается хиротоний Владимира (Целищева), Варфоломея (Воробьева) и Никиты Орлова, он также подтвердил, что они были совершены против воли митрополита Виталия и без участия последнего. Сняв с себя принятый им в «РПЦИ» сан архиепископа, Варнава в своём покаянном обращении просил митрополита Лавра принять его в лоно Заграничной Церкви в том чине, в котором он пребывал до учиненного им раскола 2001 года – в чине викарного епископа Каннского, признав над собою наложенное на него в 2001 году запрещение в священнослужении и подтвердив неканоничность совершенных им «мансонвильских» хиротоний.
В том же 2006 году по постановлению Архиерейского Синода Варнава (Прокофьев) был принят в общение как бывший епископ Каннский и определён на покой с правом служения Божественной литургии в Каннской Архангело-Михайловской церкви, где он состоял настоятелем. Будучи на покое, он не был наделён правом рукоположения или награждения клириков, а также участия в заседаниях Архиерейского Синода или в работе Архиерейских Соборов Русской Зарубежной Церкви. Ему также была запрещена какая-либо деятельность за пределами каннского прихода. 2 июля епископ Варнава сослужил епископу Манхеттенскому Гавриилу за литургией, совершённой в Каннской Михаиловской церкви, при большом стечении русских православных людей.
Указом первоиерарха Русской Зарубежной Церкви митрополита Илариона от 20 августа 2009 года отстранён от всех должностей в Архангело-Михайловской церкви впредь до выяснений обстоятельств создавшейся ситуации при этой церкви и окончательного решения по этому вопросу Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви.[3].
После признания французским судом устава и состава Ассоциации Архангело-Михайловской церкви в Каннах по состоянию на 2006 год, митрополит Иларион (Капрал) вновь назначил епископа Варнаву настоятелем храма, о чём сообщил на заседании Архиерейского Синода Зарубежной Церкви 6 марта 2012 года [4].
В 2006 году состоялось неправомерное исключение из приходской ассоциации группы мирян без созыва общего собрания ассоциации и внедрение в ассоциацию более 90 новых членов, преданных настоятелю епископу Варнаве (Прокофьеву) и его помощнику иеромонаху Серафиму (Баранчикову), что привело к конфликту со значительной частью прихода. Группа исключенных мирян, возглавляемая господами Янсеном и Поповым, начала судебный процесс против епископа Варнавы и иеромонаха Серафима. 6 июня 2013 года суд принял окончательное решение, благоприятствующее группе Янсена-Попова, утвердив их список приходской ассоциации, в котором подавляющее большинство составляют непримиримые противники епископа Варнавы и иеромонаха Серафима. Вслед за этим приходская ассоциация приняла решение о переходе в раскольническую юрисдикцию РПЦЗ(А).
21 августа 2013 года решением Архиерейского Синода РПЦЗ еп. Варнава был освобожден от всех административных и пастырских обязанностей, ему разрешалось остаться при православной общине, лишившейся храма, "не совершая в ней службы и не участвуя в ее делах", с правом "молиться за богослужениями и приобщаться Святых Христовых Таин". Особо подчеркивалось, что еп. Варнава "является архиереем на покое, не имеющим права руководить какой-либо епархией, рукополагать или награждать клириков".
9 января 2014 года был запрещен в священнослужении указом Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви за "явные нарушения условий восстановления в епископском служении" и предан суду предстоящего Архиерейского Собора РПЦЗ. Указ был получен в Каннах в конце февраля и вступил в силу с момента его получения [5]. Архиерейский Собор в Сан-Франциско 24-30 июня того же года утвердил лишение его священного сана, как ушедшего в раскол [6].
Скончался 2 ноября 2017 года. По словам Серафима (Баранчикова), ранее о. Варнава принял постриг в великую схиму с именем Евгений от архим. Макария (Болотова) (+ 2001) [7].
Использованные материалы
- Биография на сайте "Русское Православие"
- «Епископ Варнава (Прокофьев) восстановлен в служении», официальный сайт Русской Православной Церкви Заграницей, 3.VII.2006:
- «Бывший епископ Варнава (Прокофьев) намерен присоединиться к РПЦ», Русская линия:
- «Основатель иерархии РПЦИ епископ Варнава (Прокофьев) снял с себя сан архиепископа и перешел в РПЦЗ(Л) в качестве викарного епископа на покое», страница христианского форума «Маранафа», 4.VII.2006:
- Тараторкин, Филипп «Епископ Каннский Варнава “ограждает себя” от собратьев-епископов», страница проекта Завет.ru по данным Страна.Ру, 5.III.2001:
- О текущем положении Архангело-Михайловской приходской общины Русской Зарубежной Церкви, официальный сайт РПЦЗ
[1] Точная дата указана пользователем Алексеем Николаевичем из Томска. По данным статьи Тараторкина, Филиппа «Епископ Каннский Варнава “ограждает себя” от собратьев-епископов» по данным Страна.Ру от 5.III.2001, http://www.zavet.ru/news/news-s010305.htm - в 1982 году. По статье «Бывший епископ Варнава (Прокофьев) намерен присоединиться к РПЦ», Русская линия, http://www.rusk.ru/newsdata.php?idar=208744 – в 1981 году. По данным http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_5126 - в 1980 году, Архиерейским Собором.
[2] По http://www.ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_5126 - в 1981 году.
[3] http://www.synod.com/synod/2009/8cannesukaz.html
[4] http://russianorthodoxchurch.ws/synod/2012/20120307_synodmeeting.html
[5] "Запрещение в священнослужении епископа Варнавы и иеромонаха Серафима", страница Каннского Михаило-Архангельского прихода - http://stmichelcannes.fr/component/content/article/48-statii...ima
[6] "Завершился Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви", официальный сайт Русской Православной Церкви Заграницей, 3 июля 2014, http://russianorthodoxchurch.ws/synod/2014/20140703_sobormeeting.html