Схиархим. Макарий (Болотов) |
В миру Болотов Виталий Николаевич, родился 21 сентября 1932 в Воронежской области. Он принадлежал к тому же роду Болотовых, что и епископ Иоасаф (Болотов), прославленный в лике святых Американской митрополией, и схимонахиня София, постриженница старца Амвросия Оптинского, основательница Шамординской обители, и иконописец иеромонах Даниил (Болотов), и профессор СПб духовной академии Василий Васильевич Болотов, церковный историк.
Его отец погиб на советско-финской войне, дед был расстрелян, многие из родных репрессированы, мать тяжело болела, годами не выходила из больниц.
Во время болезни матери Виталик оставался в семье за старшего. Потом он рассказывал, как часто молился, чтобы Матерь Божия послала хлебушка, и на пороге дома появлялся непонятно кем принесенный хлеб. Во втором классе его выгнали из школы за отказ отречься от веры.
В четырнадцать лет отец Макарий дал монашеские обеты и по некоторым сведениям был облачен в рясофор, тоже тайно.
С 1955 по 1959 год отец Макарий учился в Ставропольской духовной семинарии, на одном курсе с "другом Левушкой", будущим архимандритом Матфеем (Мормыль), регентом братского хора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.
Затем очень недолго в сане иеродиакона исполнял послушание регента хора в Почаевской Лавре, также очень короткое время был в Глинской пустыни. После разгрома Глинской по благословению некоего юродивого, подвизавшегося вместе с глинскими отцами, поехал в Воронежскую епархию, к великому подвижнику игумену Серафиму (Мякинину), который и умирал на руках отца Макария, облекшего игумена Серафима в великую схиму с именем Митрофан. Отец Митрофан передал ему перед смертью многих из своих духовных чад.
Отец Макарий пребывал в тесном молитвенном общении со старцами, духовные корни которых происходили из Оптиной пустыни.
В начале 1963 года отец Власий (так он был наречен при постриге в мантию) был рукоположен в иеромонахи и служил в приходском храме г. Задонска Воронежско-Липецкой епархии. К тому времени он в полной мере испытал на собственном духовном опыте влияние Почаевской Лавры, Оптиной и Глинской пустынь и прошел сквозь пытки в украинском КГБ, после хрущевского разгрома Почаева. У отца Власия выломана правая рука (до конца земной жизни он писал левой), сотрясение головного мозга, во время допросов чекисты - "шестидесятники" втаптывали каблуками отцу Власию в ребра монашеский крест. Гвоздями пробивали ему ноги, как потом рассказывал старец своим близким духовным чадам, "больнее было, когда вынимали гвозди из ног...".
- Если бы они добили меня тогда, я был бы мучеником, - говорил схиархимандрит Макарий незадолго до смерти, - а вот теперь не знаю, как Господь будет меня судить.
Когда он принял великую схиму - неизвестно, как неизвестно очень многое в его биографии. Первые из известных фотографий отца Макария в великой схиме относятся к середине 60-х годов.
В селе Бурдино Тербунского района Липецкой области, при приходском храме у отца Власия (его схима тогда еще не была открыта) возникла община с монастырским укладом, которая не была официально зарегистрирована как монастырь.
Владыка Воронежский и Липецкий Платон (Лобанков) незадолго до своей смерти побывал в селе Бурдино. Вот что он сказал отцу Макарию: "Мое архипастырское сердце чувствует здесь дух настоящей христианской общины". Четыре года спустя, уже при другом архиерее, община была разогнана, а архимандрит Власий запрещен в священослужении.
Он уехал в Тбилиси, к схимитрополиту Серафиму, и через какое-то время был разрешен в служении. Святейший Патриарх Пимен (Извеков) даже предложил отцу Власию архиерейство, не зная, видимо, о его тайной схиме. От епископства архимандрит Макарий отказался.
В 80-х годах, уже после смерти владыки Серафима, отец Макарий служил в Виннице, нес послушания духовника Винницкой епархии. В 1989 году он присутствовал при открытии Оптиной пустыни.
В течение нескольких месяцев 1988 года он постоянно приходил в обитель, служил в ней, участвовал в восстановлении, духовно окормлял братию и паломников, но даже вопрос о предоставлении ему кельи решать никто не спешил.
Отец Макарий рассказывал, что о. наместник высказал ему претензию по поводу того, что к нему – о. Макарию – «бросаются» под благословение и спешат за советом и братия, и паломники, иной раз не оказывая должного почитания начальствующему в обители – «чего это, мол, они к тебе так липнут». Отец Макарий ему на это ответил: «да вот – пчелам ульи поставили, клумбы цветов насадили, а они как летали в отхожее место, так и летают, да там и берут, что их душе потребно».
Никто не может дать вразумительного ответа – по какой конкретно причине схиархимандрита Макария выдворили из Оптиной. Штампованный набор ярлыков – «он в прелести, в ереси, в расколе», и «вообще незачем о нем разговаривать». Батюшку «попросили» не появляться больше на территории монастыря, и братии настоятельно не рекомендовали с ним общаться. Рассказывая об этом, отец Макарий вспоминал схимонахиню Серафиму Мичуринскую, которая говорила ему об Оптиной: «Будет тебе, батек, глазам близко – да ногам склизко».
Незадолго до своего появления в Оптиной батюшка с помощью духовных чад купил домик в селе Нижние Прыски, в нескольких километрах от пустыни: в этом домике раньше бывали многие оптинские старцы, преподобный Амвросий когда-то освящал тот колодец, из которого черпал воду отец Макарий. Двенадцать последних лет жизни прожил в этом домике оптинский изгнанник.
Скончался 26 мая 2001 года в московской больнице, будучи в ясном сознании.
В последние годы жизни схиархимандрит Макарий тяжело болел, перенес инфаркт, когда его выгоняли из Оптиной, у него был рак желудка, чудесным образом Господь его тогда исцелил. Умер он после нескольких инсультов в московской больнице, в полном и ясном сознании. Врач показывал отцу Антонию, келейнику батюшки, снимки его головного мозга и говорил, что жизнь с таким состоянием мозга невозможна, а жизнь в здравом рассудке тем более.