Зосима Финикийский (V-VI вв.), преподобный.
Память 8 июня
Родился в финикийском селении Синда, недалеко от г. Тир. Монах, ревностный подвижник, стяжавший дар провидения. Жил в обители близ его родного города. Был современником и другом Иоанна Хозевита, еп. Кесарии Палестинской, а также другом знатного патриция Аркесилая, который был свидетелем многочисленных чудес Зосимы. Находясь в гостях у Аркесилая, преподобный вдруг начал стонать и плакать, словно от какого-то горя, а затем велел дать ему кадильницу и окадил все помещение. На вопрос присутствующих о его странных действиях ответил, что только что слышал, как рушится от землетрясения г. Антиохия. Позже выяснилось, что бедствие произошло в тот самый момент, когда старец заплакал (в VI веке в Антиохии было два разрушительных землетрясения - в 526 и 528 годах [1]). Однажды Аркесилай находился в обители Зосима и получил известие из дома, что его жена выколола себе глаз. Старец успокоил друга, сообщив, что сейчас рядом с его женой находится еп. Иоанн, который уже исцелил ее благодатью Бога. Как-то Зосима ехал через пустынную местность на осле из своей обители в Кесарию. На него напал лев, схватил осла и скрылся с добычей в пустыне. Преподобный пошел по следам зверя и нашел его, когда тот уже расправился с жертвой. Зосима обратился ко льву с увещеваниями, сказав, что ему, старому человеку, тяжело нести груз, который был навьючен на осла, и поэтому теперь лев должен доставить груз по назначению. Сделавшись кротким и покорным, дикий зверь довез старца с поклажей до ворот Кесарии и скрылся в пустыне.
Это сказание, помещенное в собрание житий святых свт. Димитрия, митр. Ростовского, дословно взято им из Церковной истории Евагрия Схоластика и помещено под 8 июня. В Великих Четьях Минеях митр. Макария сказание о Зосиме Финикийском не включено. В католической Церкви память Зосимы Финикийского внесена кард. Цезарем Баронием под 30 ноября также на основании сведений Евагрия Схоластика. В греческих синаксарях при богослужебных Минеях имеется память аввы Зосимы "благочестивого монаха" под 27 апреля [2], а также аввы Зосимы, в мире скончавшегося, под 24 января [3]. Последнему в печатных греческих минеях посвящены два стиха. Ему также приписываются некоторые апофтегмы, вошедшие в тематические патерики. В комментариях к "Синаксаристу" прп. Никодима Святогорца высказано предположение о тождестве последнего Зосимы с прп. Зосимой Финикийским. Этого мнения придерживался и Софроний (Евстратиадис), митр. Леонтопольский [4].
В "Великом патерике" ("Великом собрании изречений старцев") находятся довольно обширные отрывки из сочинения некоего аввы Зосимы "Рассуждения" (греч. διαλογισμοί; в лат. традиции Alloquia - "Изречения"). На то, что автор этого сочинения мог быть одним лицом с Зосимой Финикийским, указывает как совпадение времени и места жизни, так и ряд деталей, которые сообщает о себе автор "Рассуждений", совпадающих с тем, что известно о Зосиме Финикийском. Автор "Рассуждений" жил в Палестине, он упоминает о своем пребывании в Кесарии Филипповой, на р. Иордане и т. д. Автор «Рассуждений» имел учеников, само сочинение представляет собой не столько авторское произведение, сколько стенографическую запись наставлений аввы, сделанную его учениками. Наконец, автор говорит, что он некоторое время подвизался в монастыре близ г. Тир как простой монах еще до своего удаления в пустыню. Зосима знаком с "Аскетиконом" прп. аввы Исаии и, возможно, с сочинениями Евагрия Понтийского. "Рассуждения" Зосимы использовались прп. Дорофеем Газским, который именует их "О смирении". Судя по почтению, с которым прп. Дорофей упоминает о Зосиме [5], тот принадлежал к поколению старших современников прп. Дорофея, и, т. о., время жизни составителя "Рассуждений" следует отнести к первой половине VI века. Тождество Зосимы Финикийского, автора "Рассуждений", и Зосимы, о котором упоминает прп. Дорофей Газский, со времени исследования С. Веле [6] признано в науке. Однако попытка этого же исследователя отождествить его с прмч. Зосимой Киликийским кажется неубедительной. Блж. Иоанн Мосх, который пишет о Зосиме Киликийском [7], говорит, что видел его в Иерусалиме при патриархе Иоанне IV (574-594), и, т. о., этот Зосима является младшим современником прп. Дорофея Газского. Зосима Финикийский также отличен от прп. Зосимы Палестинского (память 4 апреля), похоронившего прп. Марию Египетскую.
"Рассуждения" Зосимы частично вошли в "Добротолюбие".
Литература
- Evagr. Schol. Hist. eccl. IV 7;
- CPG, N 7361;
- BHG, N 1448x;
- Niceph. Callist. Hist. eccl. XVII 4;
- MartRom. Comment. P. 555;
- Ζωσιμᾶς. Κεφάλα ὠφέλιμα // Θιλοκαλία: τῶν νηπτικῶν κα ἀσκητικῶν. Θεσσαλονίκη, 1981. Τ. 12. Σ. 123-199;
- ЖСв. Июнь. С. 147-150;
- Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 3. Σ. 145;
- Viler M. Aszese und Mystik in der Väterzeit. Freiburg i. Br., 1939. S. 151. Perrone L. La Chiesa si Palestina e le controversie christologiche. Brescia, 1980. P. 310;
- Solignac A. Zosime // DSAMDH. T. 16. Col. 1658;
- Kunze K. Zosimo // BiblSS. Vol. 12. Col. 1498-1499;
- Regnault L. Les Apophtegmates des Pères en Palestine aux Ve-VIe siècles // Irénicon. 1981. Vol. 54. P. 320-330;
- Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης).῾Αγιολόγιον. Σ. 164.
Использованные материалы
- Е. В. Арелатский, О. Н. А. "Зосима" // Православная энциклопедия, т. 20, с. 346
[1] Ioan. Malal. Chron. VIII
[2] SynCP. Col. 631
[3] SynCP. Col. 421
[4] Э. П. А. "Зосима Синайский" // Православная энциклопедия, т. 20, с. 341-342 - https://www.pravenc.ru/text/200011.html
[5] PG. 88. Col. 1632, 1644, 1648, 1709, 1713
[6] Vailhé S. St. Dorothée et st Zosime // EO. 1901. T. 4. P. 359-363
[7] Ioan. Mosch. Prat. spirit. 123-124