ДАМИАН ПЕЧЕРСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

прп. Дамиан Печерский
прп. Дамиан Печерский
Дамиан Печерский, целебник (+ 1062-1074 [1]), пресвитер, преподобный

Память 5 октября, в Соборах прпп. отцов Киево-Печерских в Ближних пещерах и всех прпп. отцов Киево-Печерских, а также Киевских святых

Дамиан был священникомсанъмь прозвутеръ»). По рассказу "Повести временных лет", он не вкушал ничего, кроме хлеба и воды. За монашеские подвиги и добродетельную жизнь он сподобился дара чудотворения и по благословению исцелял больных молитвой и помазанием святым елеем. В Житии преподобного Феодосия, тогдашнего игумена Киево-Печерского, сообщается, что Дамиан ревностно «подражааше житию и съмерению» святого игумена. Многие знавшие Дамиана свидетельствовали автору Жития «о добремь его съмерении, и житии, и послоушании, и еже к вьсем покорение сътяжа». Бывшие у Дамиана в келье видели «кротость его и несъпание по вся нощи и почитающа с прилежаниемь святыя книгы» [2].

Перед кончиной святому явился ангел в образе преподобного Феодосия, возвестивший, что Дамиан будет в Царствии Небесном. В Житии святого Феодосия приводится молитва Дамиана, в которой он просит у Христа быть причастником Его Царства и не разлучаться с Феодосием и после смерти. Преподобный Феодосий с некоторыми насельниками монастыря были при больном до самой его кончины.

Тело Дамиана погребли в присутствии всей братии в Ближних (Антониевых) пещерах.

Почитание

Рассказ о Дамиане помещен среди рассказов о других Киево-Печерских подвижниках в "Повести временных лет" под 6582 (1074/1075) годом в статье о кончине игумена Киево-Печерского монастыря преподобного Феодосия. О Дамиане (видимо, на основе летописного рассказа) говорится также в житии преподобного Феодосия (кон. XI - нач. XII в.), написанном преподобным Нестором Летописцем. Возможно, краткое сообщение о Дамиане находилось в составе несохранившегося жития преподобного Антония Печерского конца XI века [3]. Рассказ о Дамиане входил во все редакции Киево-Печерского патерика, начиная с древнейшей, рубежа XIII и XIV веков [4]. Отдельное житие преподобного Дамиана, созданное на основе летописной и житийной традиции, впервые появилось на польском языке в издании патерика [5].

В «Анфологионе» (Киев, 1619), имя Дамиан указано с памятью 5 октября, что свидетельствует об устойчивости почитания преподобного в монастыре к этому времени. В 1-м тропаре 3-й песни канона преподобным отцам Печерским, составленного в 1643 года по благословению Киевского миторолита святителя Петра (Могилы) протосинкеллом и экзархом Константипольского патриарха Мелетием Сиригом, Дамиан как целитель воспевается вместе с преподобным Агапитом, врачом безмездным [6]. Имя Дамиана включено под 5 октября в «Полуустав» (Киев, 1643) и в рукописный Месяцеслов келаря Троице-Сергиева монастыря Симона (Азарьина) [7]. В Похвальном слове русским преподобным, созданном соловецким монахом Сергием (Шелониным) в 1645-1647 годах, Дамиан упоминается в ряду других Киево-Печерских святых [8].

Празднование Собору преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, было установлено в 1684-1690 годах, при архимандрите Варлааме (Ясинском), а их общецерковное почитание установлено указами Святейшего Синода от 1762, 1775 и 1784 годов, согласно которым разрешалось печатать службы Печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные Московские месяцесловы. Имеется служба со славословием Дамиану вместе с преподобными Матфеем и Иеремией прозорливыми [9].

Иконография

Наиболее раннее сохранившееся изображение Дамиана находится в Радзивиловской летописи конца XV века [10] в числе миниатюр с образами первых черноризцев Печерских, под 1074 годом. Здесь изображено успения святого, у одра которого стоят преподобный игумен Феодосий Киево-Печерский с братией. Дамиан представлен возлежащим на ложе со сложенными на груди покровенными руками, в монашеском одеянии и куколе, с нимбом, как и преподобный Феодосий [11].

Одно из ранних произведений - ксилография работы мастера Илии в цикле гравюр для Киево-Печерского патерика [12] с 2-частной композицией. Вверху - фронтальное ростовое изображение Дамиана в виде старца с небольшой седой бородой, в мантии и куколе, с благословляющей десницей и четками в опущенной левой руке; на дальнем плане - виды монастыря и Ближних пещер. Внизу - сюжет с ангелом, склоненным над лежащим преподобным, иллюстрирует повествование Патерика о видении умирающему Дамиану (надпись: «Ко Демиану прииде ангел во образе Феодосия обеща ему царство» [13].

На гравюре для издания Патерика 1702 года работы Леонтия Тарасевича фигура Дамиана помещена в верхнем регистре, вполоборота вправо, с немного склоненной головой и крестообразно сложенными на груди руками, на левой руке - четки. Поза святого, рисунок черепа на поземе с цветущими травами напоминают о необходимости приготовления к смерти. На заднем плане, по тексту Патерика, добавлены сюжеты ночного бдения святого с чтением духовных книг и его дневных трудов - исцеления больных, приносимых в обитель. В нижнем регистре в картуше - композиция с ангелом, повторяющая гравюру мастера Илии.

К образу, созданному Тарасевичем, восходит описание внешнего облика святого в иконописном подлиннике конца XVIII века: «Сед, плешив, брада проста, доле Николиной, на плечах схима, риза преподобническая, испод лазорь» [14]. В сводном подлиннике XVIII века Г. Д. Филимонова под 5 октября о нем сказано: «Подобием надсед, брада подоле Богословли, в клобуке, ризы преподобническия, правая рука благословенна, в левой лестовка» [15]. Вместе с преподобными Иеремией и Матфеем Киево-Печерскими он упомянут также под 5 октября в тексте рукописи XVIII века, принадлежавшей С. Т. Большакову [16]. Единоличное изображение Дамиана имеется на иконе 1840-х годов у раки святого в Ближних пещерах работы иеромонаха Иринарха с учениками из мастерской Киево-Печерской Лавры, - вполоборота вправо, в монашеской мантии и красной епитрахили, с ниспадающими на плечи темными волосами и окладистой бородой с проседью, руки сложены крестообразно на груди, в левой - четки.

На киевской гравюре «Родословное древо Киево-Печерского монастыря» (1643-1676) работы мастера Акима [17], в аллегорической форме прославляющей Киево-Печерскую обитель и ее святых, уподобленных святителям Русской Православной Церкви, а также на иконе «Древо Киево-Печерских святых» 1660-х годов [18] погрудное изображение Дамиана наряду с другими преподобными Патерика помещено в цветке «древа» в правой части композиции [19].

На Печерской иконе Божией Матери с Киевскими чудотворцами 1724 года письма игумена Корнилия (Уланова) из Ризоположенского монастыря в Суздале [20] Дамиан изображен, согласно надписи, «со всеми преподобными отцы, яже обретаются напечатаны в Патерике Киево-Печерском», в левой части иконы в 3-м ряду 1-м справа (вблизи престола Богородицы), с надписью на нимбе: «прпд Дамианъ». Он представлен вполоборота вправо, руки сложены на груди, в мантии и парамане с красным Голгофским крестом, на голове клобук, борода с проседью [21].

В изображениях Собора Киево-Печерских святых Дамиан, как правило, предстоит в левой группе святых за преподобным Антонием Киево-Печерским в ряду иноков, почивающих в Ближних (Антониевых) пещерах [22]. Его оплечное изображение в виде средовека с небольшой бородкой, в куколе, с надписанием - «пре Димиянъ» - помещено в 9-м ряду 4-м слева на медной гравюре конца XVIII - начала XIX века [23]. На иконе 1-й половины XIX века предположительно из мастерской Киево-Печерской Лавры [24] оглавный образ святого находится в 9-м ряду 2-м справа, в небольшом повороте к центру, надпись на нимбе: «пре Дамiанъ ц.» На иконе 2-й половины XIX века [25] Дамиан (по надписи: «Домiянъ»), имевший сан пресвитера, облачен в красную фелонь, в руках Евангелие, голова с русыми волосами и бородой не покрыта; вероятно, по ошибке его полуфигура помещена в центре 2-го ряда правой группы Дальних пещер [26] В левой части в 7-м ряду 1-м справа, без индивидуальных особенностей, он изображен на раскрашенной литографии 1883 года из мастерской А. Абрамова [27], на хромолитографии 1894 года Киево-Печерской Лавры [28] - в виде старца, в 9-м ряду 4-м слева.

В росписи 1870-х годов интерьера Московского храма Христа Спасителя поясной образ Дамиана находился в западной части среди Киево-Печерских святых возле композиции «Основание Киево-Печерской Лавры» [29]. В стенописи галереи русских святых в Почаевской Успенской Лавре он включен в группу подвижников XI века [30], как и в росписи 1898 года на лестнице Преображенского собора Валаамского монастыря с подобной композицией.

На иконах «Все святые, в земле Русской просиявшие» письма монахини Иулиании (Соколовой) конца 1920-х - начала 1930-х годов и начала 1950-х годов [31] преподобный Дамиан - в нижней части, среди чудотворцев Ближних пещер [32].

Тропарь Дамиану пресвитеру, целебнику, Иеремии и Матфею прозорливым, Печерским, в Ближних пещерах

Христовых повелений светом сердца своя просветивше, / страстный мрак прогнасте, / те Троицы селение бысте тричисленнии отцы, / Дамиане, Иеремие с Матфеем, / от Неяже благодать приемше, / недужныя исцеляете, будущая возвещаете / и, Ангелом сопричастницы суще, / молитеся Христу Богу даровати нам причастие святых.

Источники

  • ПСРЛ, т. 1, стб. 189; т. 2, стб. 180.
  • Абрамович, Д. И., Києво-Печерський патерик, К., 1930, 94.
  • Успенский сборник XII-XIII вв. [подгот. к печ.: Князевская, О. А., и др.], М., 1971, 102-103.
  • БЛДР, 1997, т. 1, 396, 398 [Житие прп. Феодосия Печерского].
  • Древнерус. патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик [изд. подгот.: Ольшевская, Л. А. , Травников, С. Н.], М., 1999, 42, 76.

Литература

  • Филарет (Гумилевский), РСв, Окт., 195-196.
  • Описание о рос. святых, 20.
  • Леонид (Кавелин), Св. Русь, 14-15.
  • Димитрий (Самбикин), Месяцеслов, Окт., 41-42.
  • Дива печер Лаврських, К., 1997, 23, 48, 54-55.
  • Ровинский, Д. А., Рус. граверы и их произведения с 1564 г. до основания АХ, М., 1870, 28.
  • Ровинский, Народные картинки, т. 3, 621-633, № 1505-1520; т. 4, 761-763, № 1505а, 1517.
  • Маркелов, Святые Др. Руси, т. 2, 92.
  • Гончарук, В. М., Кабанець, Є. П., "Дереворит сер. XVII ст. «Родословне древо Києво-Печерського монастиря» як джерело з исторiï Печерськоï канонизацiï," Могилянськi читання, К., 2000, 56-63.
  • Києво-Печерськi патерики з колекцiï Музею книги i друкарства Украïни: Кат., К., 2003, 5.

Использованные материалы



[1]  С XIX века 1071 год был принят датой преставления преподобного. Однако, согласно статье Православной энциклопедии, эта дата необоснованна, почему кончину святого можно датировать лишь периодом настоятельства преподобного Феодосия.

[2]  Успенский сборник, 102.

[3]  Древнерус. патерики, 42. См.: Артамонов, Ю. А., "Проблема реконструкции древнейшего Жития Антония Печерского," Средневековая Русь, М., 2001, вып. 3, 23-24, 67-69.

[4]  Шахматов, А. А., Киево-Печерский патерик и Печерская летопись, СПб., 1897, 5; Абрамович, Д. И., Исследование о Киево-Печерском патерике как историко-литературном памятнике, СПб., 1902, 27-32.

[5]  Sylvestr (Kosov), metr., Patericon, abo Żywoty ss. oyców Pieczarskich, K., 1635, 68-69; на церковнославянском языке - в Киево-Печерском патерике, К., 1661, л. 142 об.-144 об.

[6]  Там же, 146.

[7]  РГБ. МДА. Фунд. № 201. Л. 304 об.; середина 1650-х годов.

[8]  Панченко, О. В., "Из археогр. разысканий в обл. соловецкой книжности. I. «Похвальное слово русским преподобным» - соч. Сергия Шелонина: (Вопр. атрибуции, датировка, характеристика авт. редакций)," ТОДРЛ, 2003, т. 53, 578.

[9]  Службы преподобным отцам Печерским К., 1763, л. 1, 10). Преподобный Дамиан упоминается в 3-м тропаре 3-й песни канона преподобным отцам Ближних пещер [[Минея (МП), сентябрь, 822.

[10]  БАН, 34. 5. 30, л. 110.

[11]  Радзивиловская летопись, СПб.; М., 1994, т. 1: "Факсим. воспроизв. рукописи", Л. 110; т. 2: "Текст, исслед., описание миниатюр," 343.

[12]  Патерик, или Отечник, Печерский, К., 1661.

[13]  Ровинский, Народные картинки, т. 3, 627.

[14]  БАН, Строг. 66, л. 312, «правая страна».

[15]  Филимонов, Иконописный подлинник, 167.

[16]  Большаков, Подлинник иконописный, 36.

[17]  монограмма «АК», ДМКДУ

[18]  УИХМ

[19]  Горстка, А. Н., "Об иконе «Древо Киево-Печерских святых» из Углича," ПКНО, 1999, М., 2000, 301-314.

[20]  ГВСМЗ

[21]  "Искусство земли Владимирской: Кат. выст.," ГВСМЗ, М., 2002, 83, кат. 41.

[22]  См., напр.: Ровинский, Народные картинки, т. 3, 621.

[23]  РГБ

[24]  ЦМиАР

[25]  Cобр. В. А. Бондаренко.

[26]  И по плодам узнается древо: Рус. иконопись XV-XX вв. из собр. В. Бондаренко: Альбом-кат., М., 2003, 497-504, кат. [57].

[27]  ГРМ. Опубл.: "Рус. мон-ри: Искусство и традиции," ГРМ, СПб., 1997, 169.

[28]  РГБ

[29]  Мостовский, М. С., Храм Христа Спасителя [Сост. заключ. части Б. Споров], М., 1996п., 85.

[30]  Живопись конца 1860-х-70-х годов работы иеродиаконов Паисия и Анатолия, поновлена в 1970-х годах.

[31]  Ризница Троице-Сергиевой Лавры.

[32]  Алдошина, Н. Е., Благословенный труд, М., 2001, 231, 236.

Редакция текста от: 02.06.2013 11:33:17

"ДАМИАН ПЕЧЕРСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google