Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

СИМОН (ВИНОГРАДОВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Архиеп. Симон (Виноградов)
Архиеп. Симон (Виноградов)
Симон (Виноградов) (1876 - 1933), архиепископ Пекинский и Китайский.

В миру Виноградов Сергей Андреевич.

Родился в 1876 году во Владимире-на-Клязьме в семье священника Андрея Виноградова. В четыре года лишился матери, а в шесть лет - отца. Он, младший из четырех детей, остался с бабушкой. С отроческих лет мечтал о монашестве. Блестяще закончил духовное училище и духовную семинарию во Владимире.

В 1898 году поступил в Казанскую духовную академию. Будучи студентом первого курса, 7 мая 1899 года пострижен в монашество ректором епископом Антонием (Храповицким) и через два дня был им же рукоположен во иеродиакона. Учась в академии, отец Симон окормлялся духовно у преподобного Гавриила Седмиозерского, у которого также окормлялись многие будущие зарубежные святители, выпусники Казанской академии, архиепископ Тихон Сан-Францисский, святитель Иона Ханькоуский и митрополит Мелетий Харбинский. Такому окормлению всячески способствовал ректор владыка Антоний.

В 1901 году отец Симон стал иеромонахом.

В 1902 году окончил духовную академию со степенью кандидата богословия и с 16 мая 1902 года стал членом духовной миссии в Китае, сразу же после подавления Боксерского восстания. Восстановление миссии легло на его плечи. Некоторое время он служил на подворье Миссии в Харбине, затем был назначен помощником начальника Миссии владыки Иннокентия в Пекине.

15 августа 1907 года возведен в сан архимандрита.

С появлением в Китае русских эмигрантов служение миссии приняло иной характер. Владыка Симон проявлял особую заботу о беженцах, многие из которых были далеки от Церкви. Это было трудное служение: перенеся ледовый поход и все тяготы беженской жизни, многие семьи рушились прямо на глазах. Владыка Иннокентий категорически не допускал разводов, а число заявлений катастрофически быстро росло. Нужен был пастырский подход, и бремя нелегких решений легло главным образом на отца Симона.

Архиеп. Симон (Виноградов)
Архиеп. Симон (Виноградов)
17 сентября 1922 года по определению Зарубежного Архиерейского Синода он был хиротонисан в Харбине во епископа Шанхайского, первого викария Пекинской епархии.

12 мая 1926 года приезжает в Шанхай. Под его руководством появились здесь школы, больницы, здание миссии и т.д.

28 июня 1931 года, со смертью митрополита Иннокентия (Фигуровского), владыка Симон был назначан Зарубежным Синодом руководителем миссии с возведением в сан архиепископа.

Только 2 года правил владыка Пекинской кафедрой, но за короткое время своего правления начал сооружение величественного Шанхайского собора.

Благодаря ему в Пекине появился журнал "Православный Благовестник".

В середине февраля 1933 года, совершая закладку Шанхайского собора, владыка Симон простудился. Болезнь прогрессировала, и 24 февраля 1933 года он тихо скончался. Тело его было перевезено в Пекин и погребено в склепе правой галереи храма Всех святых мучеников, рядом с местом погребения митрополита Иннокентия.

При перенесении гроба в 1940 году было обнаружено нетление мощей владыки Симона.

Подвижник и аскет, прекрасный проповедник. Кончина его была оплакиваема народом. В "Православной Руси" в 1950-60-х годах печатались воспоминания шанхайцев где упоминались случаи чудесных исцелений по молитвам владыки. Свидетельства о нем также сохранились в воспоминаниях архимандрита Константина (Зайцева).

Воспоминания современников

Архим. Константин (Зайцев):

Жизнь владыки Симона была воедино слита с жизнью Св. Церкви. Богослужений он никогда не пропускал, даже когда недомогал. В церковь приходил всегда до начала службы, по окончании которой клал еще много земных поклонов иконам. Во время службы владыка весь уходил в молитву, стараясь не пропустить ни одного слова из того, что поется и читается. Мы никогда не видели, чтобы во время службы владыка отвлекался чем-нибудь посторонним. Нам он строго запрещал разговаривать в церкви и сам первый показывал пример как исполнять это правило. Владыка очень чуток был ко всему, что не соответствовало духу молиты, духу церковности. Крайне сдержанный в своих суждениях вообще, в этой области он был судьею строгим и неподкупным.

Владыка был одарен глубоким и тонким художественным вкусом (он очень умело скрывал это) и всегда умел различать художественно-прекрасное от прекрасного духовно. Иконы и напевы, в которых благоговейная молитвенность сочеталась с художественным совершенством, приводила владыку в умиление. Но очень часто бывало, что он запрещал освящать икону несмотря, на ее художественное совершенство, или не разрешал исполнять чуждые духу молитвы песнопения. "Только слух раздражают и молиться мешают", говорил он про них.

Как-то раз владыка служил св. Литургию. Пришло время приобщаться. Владыка причастился Пречистого Тела Господня и взял уже в руки Св. Чашу. В это время певчие запели какой-то бравурный концерт. После секунды колебания владыка поставил Св. Чашу снова на Престол и молча стал ожидать конца концерта. Певчие пели довольно долго. Наконец кончили. Только тогда Владыка, помолившись, приобщился. А после службы со скорбью говорил: "Вот такое запели, что я и приобщиться не могу, а должен был ждать, пока они кончат".

Труды

  • "Типы христианской жизни по творениям Марка подвижника и Макария Великого в сопоставлением с Достоевским". // "Прав. Собеседн." 1905, июнь, с.25, указ. на лит. труд.
  • Проповедь от 1/14 января 1933 года, // Православная Русь 1958, № 3, с. 5.
  • Проповедь от 28.3/8 апреля 1928 год., // Православная Русь 1950, № 6, с. 3.

Литература

  • "Прав. Собеседн." 1901, февраль, с.93. (отчет)
  • "Прав. Собеседн." 1905, июнь, с.26. (отчет)
  • "Прав. Собеседн." 1905, ноябрь, с.83. (отчет)
  • "Китайский Благов." 1947, № 8-9. С. 9, 10, 37.
  • "Изв. Казан. Еп." 1903, № 3, с. 23.
  • Архим. Константин, Четверть века со дня кончины архиепископа Симона, Православная Русь 1958, № 3, с. 4-5.
  • Ch. Личное воспоминание о Владике, ebda. s. 6.
  • Нестор (Левитин), Исцеление бесноватого архиепископом Симоном, tbda. s. 6
  • G. Seide, Geschichte der ROK im Ausland 424, passim, bes. 426.
  • Церковная Жизнь, 1933, 3, 34-37.
  • Н. Рклицкий, Жизнеописание VII, 235.

Использованные материалы

Редакция текста от: 16.07.2013 07:09:07

"СИМОН (ВИНОГРАДОВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google