БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Благовещенский собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы
Благовещенский собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы
Благовещенская и Тындинская епархия Русской Православной Церкви

Освоение края в составе Камчатской епархии

Проникновение Православия на территорию современной Благовещенской епархии связано с первыми попытками освоения края Россией в XVII веке. Впервые отряд русских казаков Василия Пояркова пришел на Амур из Сибири в 1644 году, шестью годами позже казаки под началом Ерофея Хабарова взяли приступом крепость дауров Албазин. Однако Китай дал русским отпор и по Нерчинскому договору 1689 года русские поселенцы вынуждены были оставить Приамурье. Находясь формально во владении Китая, край китайцами не заселялся - на левом берегу Амура поселений не было.

С середины XIX века Россия вновь обратилась к Приамурью. Начиная с 1854 года генерал-губернатор Восточной Сибири граф Н. Н. Муравьев-Амурский вновь повел переговоры с Китаем о левобережье Амура, которое перешло к России по Айгунскому договору 16 мая 1858 года. Еще до начала переселения сюда искони православного населения, среди местного населения - гольдов, гиляков и других - уже велась миссионерская работа направляемая архиепископом Камчатским, святителем Иннокентием Московским. Горячий сторонник освоения Приамурского края Россией, святитель Иннокентий сам сплавлялся по Амуру и проповедовал в этих краях. Приамурские миссионеры содействовали открытию в стойбищах аборигенов не только церквей, но и школ сельскохозяйственно-ремесленного типа и церковно-приходских школ, обучение в которых велось на их родном языке.

В 1858 году новооснованный Благовещенск-на-Амуре стал новым кафедральным городом святителя Иннокентия, будучи назван в его честь - в память начала его священнослужения в Благовещенской церкви Иркутска.

С 1858 года началось заселение края обеспеченными государственной поддержкой казачьими семьями. Обустраивая свой быт, они сохраняли православные обычаи, возвводили храмы и часовни. Положение священников в казачьих общинах было особым: они обязательно присутствовали на станичных кругах, следили за нравственностью прихожан, вели метрические книги, выполняли функции медиков, санитарного контроля, обучали детей грамоте. Священники хорошо знали быт, традиции, воинскую службу казаков, ходили с ними в походы и на войны. Также, как и все казаки, священники вели домашнее хозяйство, терпели такую же нужду, как и их прихожане. Казаки Амурского казачьего войска особенно почитали Албазинскую икону Божией Матери как свою покровительницу.

Великая Сибирская железная дорога и обособление Благовещенской кафедры

С 1890 года начались работы по постройке Великой Сибирской железной дороги, которая привела Приамурье железнодорожных работников, а затем обилие новых переселенцев. Новые условия создали острую необходимость в строительстве церквей и открытии приходов, всестороннего улушения окормления растущей паствы.

В этих условиях была учреждена Благовещенская епархия с наименованием "Приамурская", будучи переименована из Камчатской 1 января 1899 года, после выделения из последней Владивостокской епархии и передачи Охотской округи Приморской области в Якутскую епархию. Епархии принадлежали церкви расположенные по всему течению Амура, начиная от ст. Покровской до города Николаевска, с морским прибрежьем от залива святого Николая, Охотского моря до Императорской гавани в Татарском море, все течение р. Зеи, Буреи, Амгуни с их системами, а также все нижнее течение р. Уссури от ст. Буссе до впадения в Амур.

Для вновь образованных населенных пунктов епархии, по указу Его Императорского Величества и Святейшего Синода ежегодно выделялись средства на церковно-школьное строительство. Этих средств недоставало и особым совещанием при Святейшем Синоде был выработан специальный план церковно-школьного строительства в уже существующих и вновь открываемых приходах, финансируемый Синодом и Переселенческим управлением. Церкви строились также на средства, выделяемые по Высочайшему указу из фонда имени Александра III и частные пожертвования граждан. Постройка церквей осуществлялась по прошению сельских сходов на имя епархиального архиерея. По решению этих же сходов из числа жителей назначались ответственные за строительство зданий церквей и сбор пожертвований. Переселенческое управление и Епархиальный комитет по удовлетворению духовных нужд переселенцев активно содействовали строительству церквей и старались укомплектовать их священнослужителями, приглашая их из центра России. Благовещенскую епархию выделяло массовое строительство церквей в предреволюционную пору.

В 1936 году кафедра была упразднена, а затем вновь возрождена решением Священного Синода от 28 декабря 1993 года.

Исторические названия

  • Благовещенская и Приамурская (1 января 1899 - 1936)
  • Благовещенская и Тындинская (с 28 декабря 1993)

Статистика

  • 1 января 1900 - церквей - 81, часовен - 99; приходов - 66; казачьих приходов - 21; монастырей нет; приходских попечительств - 51; церковных школ более 60; православного населения на 1899 всего 92.988; протоиереев - 5, священников - 71, диаконов - 19, псаломщиков - 60.
  • 1912 - церквей - 100, часовен и молитвенных домов - 107; монастырей - 3; духовная семинария, 85 церковных школ.
  • 1917 - 76 церквей, 2 монастыря (Будундинский мужской и Благовещенский Богородично-Албазинский женский при Шадринском соборе), работали 83 церковно-приходские школы более чем с 4 тысячами учащихся, религиозные службы выполняли 91 священник и 17 диаконов [1].
  • апрель 2011 - 63 прихода, 42 клирика; 8 воскресных школ, в которых обучаются 682 ребенка и 120 взрослых.
  • сентябрь 2012 - 63 прихода в 7 благочиниях; 42 клирика; 3 монастыря; 8 воскресных школ, в которых обучаются 682 ребенка и 120 взрослых [2]

Архиереи

Викарные епархии

Благовещенская епархия по состоянию на 2012 г.
Благовещенская епархия по состоянию на 2012 г.

География благочиний

  • Центральное (1-е) (Благовещенский, Ивановский, Константиновский, Тамбовский р-ны):
  • Октябрьское и Ромненское (2-е) (Октябрьский, Ромненский, Завитинский р-ны)
  • Белогорское и Мазановское (3-е) (Белогорский, Мазановский, Серышевский р-ны)
  • Бурейское и Архаринское (4-е) (Бурейский, Михайловский, Архаринский р-ны, г. Райчихинск, п. Прогресс)
  • Северное (5-е) (Тындинский, Зейский, Селемджинский р-ны):
  • Шимановское и Сковородинское (6-е) (Шимановский, Магдагачинский, Сковородинский р-ны)
  • Свободненское (7-е) (Свободненский р-н, ЗАТО Углегорск)

Монастыри

Епархиальные отделы

  • миссионерский
  • катехизации и религиозного образования
  • по взаимодействию с вооруженными силами
  • по взаимодействию с правоохранительными органами
  • по связям с общественностью/пресс-служба
  • по работе с молодежью
  • социального служения
  • паломнический
  • по взаимодействию с казачеством

Учебные заведения

Средства массовой информации

  • Благовещенские епархиальные ведомости (ежемесячное издание)
  • семейная газета Золотые купола (ежемесячное приложение к областной газете Амурская правда)
  • молодежная газета Златоуст (еженедельное приложение к газете Самовар)
  • Православный БАМ (издание Тындинского Свято-Троицкого собора)
  • Свято-Владимирский вестник (издание прихода в пос. Магдагачи)

Литература

  • Плушс П., "Первая годовщина возрождения Благовещенской епархии," Журнал Московской Патриархии, Москва, 1995, № 11, 46-47.

Использованные материалы



[1]  Якушенко, Д. В., "Миссионеры Православия в Амуркой области. Кружок Преосвященного Никодима (1900–1906 г.)," Миссионерское обозрение, 2001, № 4, http://seminaria.bel.ru/pages/mo/2001/mo4_st_7.htm

[2]  По данным страницы официального сайта Русской Православной Церкви, http://www.patriarchia.ru/db/text/31102.html

Редакция текста от: 11.08.2016 18:37:10

"БЛАГОВЕЩЕНСКАЯ ЕПАРХИЯ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google