АЛБАЗИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Албазинская икона Божией Матери
Албазинская икона Божией Матери
Албазинская икона Божией Матери "Знамение", именуемая "Слово плоть бысть"

Празднование 9 марта

Икона Албазинского острога

Образ прославился в Амурском крае в XVII веке, в период освоения и заселения Даурии. Икона ранее именовалась "Слово плоть бысть", а новое название получила от Албазинского острога, основанного казаками в 1651 году на левом берегу Амура. В 1665 году икона была принесена в Албазин из Киренского острога иеромонахом Ермогеном, основателем Усть-Киренского Троицкого монастыря; в 1671 году, по устроении им мужского монастыря во имя Всемилостивого Спаса, образ был перенесен туда.

С чудесным заступничеством Пресвятой Богородицы связывают героическую историю обороны Албазина и поспешное отступление маньчжуров в 1685 году от захваченной ими крепости - они не успели даже выполнить приказ богдыхана об уничтожении засеянных русских полей. Однако, в результате осады Спасская обитель была разрушена, и в августе 1690 года последние казаки во главе с Василием Смиренниковым, одним из героев албазинской обороны, ушли из Албазина. Старец Ермоген, возвращаясь в Усть-Киренский монастырь, оставил чудотворный образ в Сретенске, городе на реке Шилке, впадающей в Амур.

Дальневосточная святыня в Благовещенске

В 1868 году икона была перевезена в Благовещенск и помещена в кафедральный собор Для образа изготовили серебряный оклад с памятной надписью: «Сия Албазинская икона Божией Матери принесена из Сретенска в Благовещенск преосвященнейшим Вениамином, епископом Камчатским, Курильским и Алеутским 25 июня 1868 года при первом вступлении его в свой епархиальный город». [1]

В 1885 году при содействии епископа Камчатского Гурия (Буртасовского) было установлено еженедельное чтение акафиста перед иконой, заканчивавшееся молитвой об избавлении от «тлетворных ветр и смертоносныя язвы» (икона явила чудеса во время эпидемии). В 1895 году при ходатайстве епископа Макария (Дарского) указом Святейшего Синода был учрежден епархиальный праздник в честь чудотворной Албазинской иконы, отмечавшийся 9 марта.

Летом 1900 года, во время "Боксерского восстания" в Китае, волна мятежа дошла и до русских рубежей. Китайские войска неожиданно появились на берегу Амура перед мирным Благовещенском. Девятнадцать дней враг стоял пред беззащитным городом, осыпая его артиллерийским огнем, угрожая вторжением на русский берег. Обмелевший Амур облегчал переправу противнику. Но в Благовещенском храме непрестанно шла служба, читались акафисты пред чудотворной Албазинской иконой. И Покров Божией Матери, как в давние времена албазинских сражений, был простерт над городом: не осмелившись перейти Амур, неприятель ушел от Благовещенска. По рассказам самих китайцев, они часто видели в те дни, как по берегу Амура проходила Светлая Женщина, внушавшая им необоримый страх и лишавшая их снаряды губительной силы.

С 1902 года ежегодно, после второго дня Святой Троицы, икона совершала длительный путь по Дальнему Востоку. От кафедрального собора до Зейской переправы ее торжественно провожали соединенные крестные ходы от всех церквей во главе с епископом, затем на специальном пароходе вверх по Амуру икона двигалась до Николаевска-на-Амуре, вниз по амурским притокам и на остров Сахалин; примерно через 2 месяца образ возвращался в Благовещенск.

В 1924 году кафедральный собор сгорел, и икона была передана в Ильинскую церковь, имущество которой 10 мая 1938 года по решению горсовета поступило в Амурский областной музей краеведения в Благовещенске.

В конце 1991 года икона была возвращена Русской Православной Церкви и крестным ходом перенесена в Благовещенский кафедральный собор. По инициативе епископа Благовещенского Гавриила была возобновлена традиция крестных ходов с иконой по Дальнему Востоку из Благовещенска до Николаевска-на-Амуре на теплоходе «Миклухо-Маклай»; в конце апреля 2000 года чудотворный образ на военном самолете возили на Сахалин; 1 мая икона была отправлена в специальном вагоне поезда в Москву, где с 7 по 13 мая находилась в мужском монастыре Сретения Владимирской иконы Божией Матери; на обратном пути святыню привозили в Иркутск и Читу.

Осенью 2003 года величественным крестным ходом икона была перенесена в новосозданный кафедральный собор в честь Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенске.

Описание

Иконография иконы сходна с изображением Божией Матери «Знамение», но руки Богоматери обращены вниз. Главная отличительная особенность - изображение в полный рост Младенца Христа в препоясании. Десница Его прижата к груди, левая рука опущена вниз. По обеим сторонам фигуры Богоматери - 2 шестикрылых серафима.

Литература

  • Прибавление к Иркутским Епархиальным Ведомостям, Благовещенск, 1882, № 47, 603.
  • Русский паломник, 1891, № 23, 353-354.
  • Сергий (Спасский), архиеп., Русская литература об иконах Пресвятой Богородицы в XIX в., СПб., 1900, 21.
  • Поселянин, Е., Богоматерь, 194-195.
  • Плушс, П., "Первая годовщина возрождения Благовещенской епархии", ЖМП, 1995, № 11, 46-47.
  • Сайт, посвященный Албазинской иконе

Использованные материалы



[1]  В ст. Православной энциклопедии ошибочно указано, что это произошло в 1860 году. Епископ Вениамин (Благонравов) был назначен камчатским архиереем 18 марта 1868 года. См. http://www.pravenc.ru/text/64022.html, http://www.jmp.ru/svyat/mar09.htm и http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_2616

Редакция текста от: 27.06.2017 20:26:21

"АЛБАЗИНСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google