ВАСИЛИЙ (РАТМИРОВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Архиепископ Василий (Ратмиров)
Архиепископ Василий (Ратмиров)
Василий (Ратмиров) (1887 - ок. 1970), б. архиепископ Минский и Белорусский.

В миру Василий Михайлович Ратмиров, родился в 1887 году в станице Нововеличковской Екатеринодарской губернии.

В 1908 году окончил Ставропольскую духовную семинарию.

В 1909 году рукоположен во священника.

Служил свя­щенником в г. Ейске в 1918-1920 годах, в то время, когда эта территория была за­нята белыми. После прихода сюда большевиков стал тесно сотрудничать с орга­нами ГПУ.

В 1921 году хиротонисан, по его словам, неподтвержденным пока никакими документами, во епископа Ейского, викария Ставропольской епархии.

В 1922 году женился и перешел к обновленцам и был назначен ими «архи­епископом» Армавирским и Майкопским, а в 1935 году – «митрополитом» Курским, и на этом посту немало принес зла православным. Он, впрочем, не скрывал своего безбожества, ходил по Курску «бритым, в гражданском костюме, с папиросой в зубах... с женой под ручку, не только по городу, но и в церковь» [1].

Встречается упоминание о некоем обновленческом архиепископе Василии (из дообновленческих ставленников), приезжавшем в конце 1920-х годов к заместителю патриаршего местоблюстителя митрополиту Сергию (Страгородскому) каяться в отпадении от Церкви. Не пожелав сложить с себя обновленческие награды, что являлось одним из непременных условий при принесении покаяния, посетитель уехал ни с чем [2]. Не исключено что это сообщение относится к Василию (Ратмирову).

В 1938 году был назначен управляющим делами и завхозом обнов­ленческого Синода; жил он в одном доме с первоиерархом обновленцев «мит­рополитом» Виталием Введенским.

В начале июля 1938 года НКВД стал арес­товывать и верных властям обновленцев, которые на допросах оговорили Ратмирова, и 22 июля он был неожиданно для себя арестован и 31 июля вызван на допрос. Он объяснился со следователями, и на следующий день дело было прекращено; 2 августа начальник 4-го отдела 1-го управления НКВД направил начальнику 4-го отдела УНКВД по МО служебную записку: «Про­сим освободить из-под стражи Ратмирова Василия Михайловича. Ратмиров наш агент» [3].

В 1939 году Ратмиров снял сан и поступил в советское учрежде­ние бухгалтером.

С началом Великой Отечественной войны НКВД вновь привлек его к работе, и 17 июля 1941 года, по согласованию с Патриаршим Местоблюстителем митрополитом Сергием (Страгородским), он был назна­чен епископом Житомирским [4].

Митрополит Мануил (Лемешевский) предполагает что митрополит Сергий не знал о том, что епископ Василий снял с себя сан [5], а тот утаил этот факт, указав на старую свою хиротонию. Свое личное дело еще будучи в обновленчестве управляющим делами при Виталии (Введенском), он изъял - на это указывают Сергий (Ларин), отсутствие сведений о нем в генеральном Каталоге русских православных архиереев 1927 года Л. Д. Аксенова, а также отсутствие данных о нем у составителя Каталога обновленческих архиереев архивариуса Яворского, работавшего по архивным данным обновленческого Синода в 1947 году в Московской Патриархии - Яворский включил всего лишь собственноручную подпись о том, что Василий снял сан по собственному заявлению. При этом под актами Собора русских архиереев 1943 года Василий подписался после архиепископа Рязанского Алексия (Сергеева), хиротония которого была 20 мая 1935 года, и перед архиепископом Новосибирским, хиротония которого была в 1942 году. Архиереи на соборных актах подписываются по старшинству хиротоний, но в данном случае очевидно имелось в виду принятие епископа Василия в Церковь в 1941 году.

Житомир к этому времени был захвачен нем­цами, и 27 августа 1941 года епископ Василий получил назначение в Калинин (в/у?), где занимался во время оккупации города немецкими войсками внедрением в церковную среду под видом священнослужителей сотрудников НКВД.

В 1942 году митрополит Сергий возвел его в сан архиепископа, а в 1943 — назначил архиепископом Калининским и Смоленским.

8 сентября 1943 года был участником Московского Собора.

Архиепископ Василий зани­мался приемом в клир людей, бывших в оккупации, выдавая некоторым из них за определенную мзду, без рукоположения, справки, что они направляют­ся в те или иные приходы священниками.

Архиепископ Василий (Ратмиров)
Архиепископ Василий (Ратмиров)

Сотрудничество с советской разведкой во время Второй мировой войны

Всю войну он поставлял дезинформацию в немецкую разведку [6]. Деятельность его группы внесла значимый вклад в дело победы над фашистской Германией. В абвер (разведка гитлеровской армии) была вброшена информация о том, что в Куйбышеве якобы действует антисоветская группа служителей культа, которая поддерживается руководством Русской Православной Церкви.

"А началась эта операция еще осенью 1941 года, когда калининский епископ Ратмиров в период краткосрочной оккупации города якобы перешел на сторону гитлеровцев. Тогда же с его помощью два молодых офицера НКГБ были внедрены в среду тех местных церковников, которые действительно сотрудничали с оккупантами" - рассказал почетный сотрудник органов госбезопасности, полковник Сергей Хумарьян.

После освобождения Калинина архиепископ переехал в Куйбышев и возглавил здесь религиозное подполье, а чекисты вместе с немцами ушли на запад и с рекомендациями владыки Василия под видом послушников направились в Псково-Печерский монастырь, настоятель которого тоже якобы работал на врага. Через монастырь в Германию поступала дезинформация о перегруппировке войск на фронте. Берлин был очень доволен работой группы и абсолютно уверен в достоверности поставляемой информации. В конечном итоге эта радиоигра сыграла большую роль при подготовке успешных операций Красной Армии в 1943 году. За активное участие в ней архиепископ уже после победы был награжден боевой медалью и именными золотыми часами от верховного главнокомандующего.

"Операция "Послушники" проводилась под прикрытием как бы существовавшего антисоветского религиозного подполья, поддерживаемого Русской Православной Церковью в Москве. По легенде возглавлял это подполье епископ Ратмиров. Он работал под контролем Зои Рыбкиной в Калинине, когда город находился в руках немцев. При содействии епископа Ратмирова и митрополита Московского Сергия нам удалось внедрить двух молодых офицеров НКВД в круг церковников, сотрудничавших с немцами на оккупированной территории..." - из воспоминаний П. Судоплатова, сотрудника НКВД, одного из руководителей "СМЕРШа". [7]

Свидетельство о работе группы в Калинине

"18 августа 1941 года группу направили в прифронтовой Калинин. Службу они начали в Покровской церкви, но 14 октября вражеская авиация ее разбомбила, и епископ со своими помощниками перешли в городской собор. Вскоре немцы заняли Калинин. Владыка послал Михася к бургомистру, попросил взять его и помощников на довольствие, магазины в городе опустели. Бургомистр обещал, но тут же епископа вызывали к начальнику гестапо. Через переводчицу, православную немку Линду, владыка объяснил местному фюреру, что он епископ, при советской власти был посажен в тюрьму и отбывал наказание на Севере, в Коми. Начальник гестапо выразил надежду, что русский священник, обиженный комиссарами, окажет содействие немецкому командованию, в частности поможет выявить укрытые продовольственные склады. Епископ уклонился от прямого ответа, объяснив, что его главной заботой является духовная жизнь паствы. Молва о владыке Василии, столь ревностно пекущемся о своих прихожанах, быстро распространилась по всему городу. Жители потянулись к собору. Разведгруппа успешно выполняла свое оперативное задание. Васько и Михась налаживали связи с населением, выявляли пособников оккупантов, собирали материалы о численности и расположении немецких штабов и баз, вели учет прибывающих пополнений. Собранные сведения немедленно передавались в Центр через радистку-шифровальщицу Аню Баженову (Марту). Город был в руках немцев два месяца, а когда фронт стал стремительно приближаться, разведгруппа получила указание Центра уходить из города с немецкой армией. После освобождения города к нашему командованию посыпались заявления о "подозрительном" поведении епископа… Смерш (военная контрразведка) готов был арестовать группу, но Москва приказала взять ее под охрану. В дело вмешался заместитель начальника местного управления Крашенинников, только он знал о спецзадании группы". Результаты работы разведгруппы были убедительны. Разведчики сообщили о выявленных ими более 30 агентов гестапо, поименно и с адресами, а также места тайных складов оружия" - Зоя Воскресенская. "Под псевдонимом Ирина". М., "Современник", 1997, сс. 65-70. [8]

Послевоенная деятельность

С сентября 1944 года - архиепископ Минский и Белорусский.

На епархии пребывал до декабря 1946 года. Синодальным постановлением №36 от 30 декабря 1946 года он был уволен на покой по болезни согласно прошению.

13 января 1947 года на Минскую кафедру назначен архиеп. Питирим (Свиридов), который предоставил подробный доклад о деятельности архиепископа Василия, отмечая, что местопребывание его неизвестно. Через полгода вышел патриарший Указ №852 от 16 мая 1947 г., где на основании докладной записки архиеп. Питирима вынесено постановление:

  1. Вызвать Преосвященного Василия для дачи объяснений Священному Синоду по всем пунктам его обвинения, согласно докладу Архиепископа Минского;
  2. Предложить Преосвященному Василию немедленно возвратить все те суммы, которые были им незаконно присвоены, согласно докладу Архиепископа Минского;
  3. В виде меры пресечения, в виду тяжелых обвинений, содержащихся в докладе Архиепископа Минского - Архиепископа Василия запретить в священнослужении. И после данных им объяснений иметь о нем особое суждение в Священном Синоде"

В своем исследовании о Минских архиереях священник Николай Коржич пишет:

"общеизвестно, что Василий Ратмиров, попросту говоря, бросил епархию и скрылся в неопределенном направлении, на чем и окончилось его "святительское" поприще. А так как еще будучи в обновленчестве управляющим делами при "Первоиерархе" Виталии Введенском, он предусмотрительно "Изъял свое личное дело (архиеп. Сергий Ларин и др.), то обнаружить его не представлялось возможным, даже если бы это кому-либо и понадобилось. По другим данным скрылся 31.07/13.08.1947 г."

Священник Николай Коржич в общем оценивает Василия (Ратмирова) как "типичного обновленца" [9].

Василий Ратмиров скончался около 1970 года.

Полковник внешней разведки в отставке Иван Иванович Михеев, бывший секретарем вл. Василия до конца войны, вспоминал:

"С владыкой Василием мы [после войны] несколько раз встречались под Москвой, в Кунцево, где у него была дача. В 50-е годы он ушел на покой. Русская Церковь достойно оценила его вклад в дело победы над нацистской Германией, он был возведен в сан архиепископа, получил церковные награды. К сожалению, владыка Василий достаточно рано ушел из жизни, в 60-е годы жизнь его оборвалась. Сказались старые болезни и переживания. К сожалению, сегодня о нем знают очень мало людей. Грустно, что Церковь, ее духовенство и иерархи также забыли о своем предшественнике, который не словом, а делом доказал свой патриотизм и верность Родине в годы войны. Мне же он запомнился как человек исключительного благородства и верности своем долгу" [10]

Награды

  • право ношения креста на клобуке (апрель 1945).
  • От советской разведки Василий Михайлович получил в знак благодарности золотые часы

Литература

  • Елевферий (Богоявленский), митр., Неделя в Патриархии, Париж, 1933.
  • ЖМП 1943, № 1, 13, 15, 17; 1944, № 10, 7; 1945, № 3, 9; 1947, № 1, 15.
  • ФАОС, № 13 д.
  • ФИС I, № 35.
  • Кат-АМ, № 73.
  • Кат-АВ, № 62, 32.
  • ФИС III, 2.
  • Дополн. к Кат-ЕС.
  • Журнал Засед. Св. Син., № 1 от 13 января 1947 года.
  • Struve, 153: "verschwunden".
  • ММЛ "РПИ", 173
  • Коржич, Николай, иерей (науч. рук. Федор Кривонос, иерей), Православные архиереи Минской епархии 1793-1917 гг., Минская духовная академия, 2003 (кандидатское сочинение).

Использованные материалы



[1]  ГАРФ. Ф. Р-6991, оп. 7, д. 22, л. 9

[2]  Елевферий (Богоявленский), митр., Неделя в Патриархии, Париж, 1933, приводится в Коржич, Николай, иерей (науч. рук. Федор Кривонос, иерей), Православные архиереи Минской епархии 1793-1917 гг., Минская духовная академия, 2003 (кандидатское сочинение), цит. по http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_1027

[3]  ГАРФ. Ф. 10035, д. П-4962, л. 24

[4]  Павел Судоплатов. Спецоперации Лубянка и Кремль 1930-1950 годы. М., 2003. С. 251

[5]  Так как воссоединение в Церковью в священном сане лица, ранее отрекшегося от священного сана, нарушает 62 апостольское правило. См. http://ortho-rus.ru/cgi-bin/ps_file.cgi?2_927

[6]  По данным сводки "Архиепископ Калининский Василий в годы войны героически помогал советской контрразведке", Российская газета / Интерфакс, http://rusk.ru/svod.php?date=2005-04-30

[7]  Операция "Послушники". Советская разведка и Русская Церковь в годы войны - цитата по http://religion.ng.ru/history/2005-05-18/6_poslushniki.html

[8]  Операция "Послушники". Советская разведка и Русская Церковь в годы войны - цитата по http://religion.ng.ru/history/2005-05-18/6_poslushniki.html

[9]  Коржич, Николай, иерей (науч. рук. Федор Кривонос, иерей), Православные архиереи Минской епархии 1793-1917 гг., Минская духовная академия, 2003 (кандидатское сочинение), цит. по http://ortho-rus.ru/cgi-bin/or_file.cgi?3_1027

[10]  Тайное становится явным. В годы войны разведчик и епископ оказались в одном строю - цитата по http://religion.ng.ru/people/2007-03-07/7_miheev.html

Редакция текста от: 28.02.2016 17:44:02

"ВАСИЛИЙ (РАТМИРОВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google