Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ЛОЗИНА-ЛОЗИНСКИЙ ВЛАДИМИР КОНСТАНТИНОВИЧ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Сщмч. Владимир Лозина-Лозинский. Фотография с сайта fond.ru
Сщмч. Владимир Лозина-Лозинский. Фотография с сайта fond.ru
Владимир Константинович Лозина-Лозинский (1885-1937), протоиерей, священномученик.

Память 13 декабря, в Соборах новомучеников и исповедников Российских и Соловецких , в Соборе Санкт-Петербургских святых.

Родился 26 мая 1885 года в городе Духовщина Смоленской губернии, в семье земских врачей. Родители его по убеждениям были народники. В 1888 году мать будущего священномученика заразилась тифом, ухаживая за больными в земской больнице, и умерла. Овдовев, отец Владимира с сыновьями вернулся в Санкт-Петербург, получил место врача на Путиловском заводе и через некоторое время женился. Большая семья, в которой родилось ещё трое детей, была очень дружной, но особым благочестием не отличалась.

Владимир рос очень болезненным и впечатлительным ребёнком, необыкновенно добрым и бескорыстным. Ему был присущ врождённый аристократизм, он прекрасно говорил на европейских языках. В семье Владимира Константиновича считали человеком несколько поверхностным, живущим внешними впечатлениями. При этом он был крайне возбудим,неустойчив и склонен к экзальтации. По воспоминаниям его сестры: "Владимир старался всем выразить сочувствие и заботу, был душой общества, умел всех объединить и развеселить".

В 1904 [1] году успешно окончил гимназию Императорского Человеколюбивого общества и сразу поступил на юридический факультет Санкт-Петербургского университета.

В 1910 [2] году поступил на службу в Правительствующий Сенат. Одновременно молодой юрист продолжал изучать историю архивного дела и через два года окончил археологический институт.

Когда началась I Мировая война, Владимир Константинович, как и многие патриотически настроенные люди, стремился на фронт, но не был взят на действительную службу по состоянии здоровья. В должности помощника начальника Петроградской Санитарной автомобильной колонны он руководил перевозкой раненных с Санкт-Петербургских вокзалов и распределял их по госпиталям, самозабвенно работая целыми сутками.

Когда в 1917 году большевики закрыли Сенат, Владимир Константинович поступил на работу статистиком на Московско-Рыбинскую железную дорогу. Желание стать священником, по-видимому, вызрело в будущем священномученике постепенно, под влиянием русской катастрофы 1917 года. Большим потрясением для него явилось также самоубийство любимого брата Алексея в 1916 году. Впервые он заявил о своём решении стать священником в дни, когда начались открытые гонения на Церковь.

В 1920 году Владимир Константинович был зачислен на первый курс Богословского Института в Петрограде, а в ноябре подал прошение о рукоположении [3] .

Рукоположен во священника. До 1923 года был настоятелем университетской церкви Всех русских святых на Биржевой линии, дом 8 (квартира академика И.И. Срезневского).

Был арестован в 1924 году по делу «Спасское Братство» [4]. В тюрьме у него случилось нервное расстройство, что позволило родным его спасти: по хлопотам родственников о. Владимир был освобожден.

Второй арест последовал в феврале 1925 года, и Владимир был приговорён к десяти годам лагерей по обвинению в монархическом заговоре и служении панихид с поминовением Императорской Семьи [5].

Сначала он отбывал срок на Соловках. Лагерную жизнь батюшка принимал смиренно и безропотно. Он со всеми был приветлив, ласков, любил шутку, острое словцо. По воспоминаниям соузников-соловчан, аристократизм его поведения не исчезал даже тогда, «когда он отвешивал вонючую воблу» в продовольственном ларьке, разносил посылки или мыл управленческие уборные. Но врождённый такт «и, главное, светившаяся в нём глубокая любовь к человеку сглаживали внешние различия с окружающими». Он был «так воздушно-светел, так легко-добр, что кажется являлся воплощением безгрешной чистоты, которую ничто не может запятнать».

На Соловках отца Владимира посещали родные, которые вскоре добились смягчения приговора: в ноябре 1928 года заключение в лагере заменили пятилетней ссылкой в Сибирь. Пробыв несколько месяцев в пересыльной тюрьме Ленинграда, батюшка был отправлен в глухую деревню Пьяново, что в 150 километрах от города Братска Иркутской области.

Одновременно с отцом Владимиром в той же деревне отбывал ссылку также отправленный с Соловков епископ Василий (Зеленцов), непримиримый противник политики митрополита Сергия (Страгородского).

После освобождения батюшка с 1934 года служил в церкви Успения на Волотовом поле в Новгороде, став в 1935 году настоятелем кафедрального Михаило-Архангельского собора, что на Прусской улице [6]. Правящим архиереем Новгородской епархии в то время являлся архиепископ Венедикт (Плотников), знакомый отцу Владимиру по совместному служению в Петрограде.

14 мая 1936 года протоиерей Владимир был арестован вновь, отправлен на обследование в областную больницу для душевнобольных, где признан вменяемым, и 8 декабря 1937 года вместе с группой прихожан опять подвергнут аресту по 58 статье, оговорен как член группы «Народная демократия на основе неогосударственного капитализма», а 26 декабря 1937 года, в Новгороде расстрелян по решению «Особой Тройки» от 19 декабря. Место его захоронения Господь оставил сокровенным.

Причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

Литература

  • Резникова И. Православие на Соловках: Материалы по истории Соловецкого лагеря. СПб., 1994. (Исторические сборники. 2). С.46, 92-93.
  • Погодин Ф. Из соловецких тетрадей / Российский Православный Университет ап.Иоанна Богослова. Ученые записки. Вып.1. М., 1995. С.188-194.
  • Ширяев Б. Неугасимая лампада. М.:Товарищество Русских художников, 1991. С.213.
  • Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: XX столетие. СПб., 1999. С.70.
  • Минувшее: Исторический альманах. 15. М.; СПб.: Atheneum: Феникс, 1993. С.539,563,608.
  • Соловецкий мартиролог // Православный церковный календарь 2001г. Издание Соловецкого монастыря.
  • Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. 2-е издание дополненное. СПб., 2002. С.11.
  • Санкт-Петербургский мартиролог. СПб.: Изд-во "Миръ", "Общество святителя Василия Великого", 2002. С.70.
  • Петров М.Н. Крест под молотом / Науч. ред. В.Л.Янин; НовГУ им. Ярослава Мудрого. Новгород, 2000. С.348.
  • Ленинградский мартиролог, 1937-1938: Книга памяти жертв политических репрессий. Т.5. 1937 год. СПб., 2002. С.112.
  • Соколова Лидия. Чистая пшеница Христова // Православный Санкт-Петербург. 2000. N 8(99). С.1.

Использованные материалы



[1]  По данным БД ПСТГУ - в 1902 году

[2]  По данным БД ПСТГУ - в 1914 году

[3]  В БД ПСТГУ: был рукоположен во священника в 1919 году, год служил в Петропавловской церкви Петрограда.

[4]  По данным БД ПСТГУ, в 1924 году он был арестован по делу лицеистов, которые решили отметить годовщину смерти Императора и его семьи панихидой

[5]  По данным БД ПСТГУ, обвинение звучало как "участие в организации, действующей в направлении буржуазии"

[6]  По данным источ. статьи Соколова Лидии Чистая пшеница Христова (Православный Санкт-Петербург. 2000. N 8(99) С.1.) был настоятелем Новгородского Софийского собора.

Редакция текста от: 08.04.2015 12:50:05

"ЛОЗИНА-ЛОЗИНСКИЙ ВЛАДИМИР КОНСТАНТИНОВИЧ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google