Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

ВЕНЕДИКТ (ПЛОТНИКОВ)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Еп. Венедикт (Плотников), фото 8 октября 1926 года
Еп. Венедикт (Плотников), фото 8 октября 1926 года
Венедикт (Плотников) (1872 - 1937), архиепископ Казанский и Свияжский

В миру Плотников Виктор Васильевич, родился 25 октября 1872 года в селе Лижма Петрозаводского уезда Олонецкой губернии в семье священника.

По окончании в 1893 г. Олонецкой духовной семинарии был назначен псаломщиком в петрозаводский кафедральный собор, одновременно служил учителем пения в Петрозаводском духовном училище.

20 июля 1894 года женится на Лидии Львовне Малиновской, 17–летней дочери умершего учителя Петрозаводского духовного училища. В июне 1895 года у них родилась дочь Таисия.

15 августа того же года был рукоположен во иерея, в 1895-1898 гг. служил в Воскресенском соборе в г. Вытегра.

В 1898 г. поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию, которую окончил в 1902 г. со степенью кандидата богословия.

27 сентября 1902 года определен на священническое место к храму святых Ксенофонта и Марии при убежище слепых в Санкт-Петербурге.

В 1907 г. переведен настоятелем в церковь апостолов Петра и Павла Санкт-Петербургского Павловского женского института, одновременно преподавал Закон Божий в институте и ряде других учебных заведений.

Свящ. Виктор Плотников
Свящ. Виктор Плотников
6 мая 1915 г. возведен в сан протоиерея.

С января 1919 г. настоятель Никольского Морского собора и Благовещенской церкви в Кронштадте. В июле того же года назначен ключарем Исаакиевского кафедрального собора в Петрограде.

Овдовев, принял монашеский постриг.

28 августа 1920 г. был хиротонисан во епископа Кронштадтского, викария Петроградской епархии. Хиротонию в Исаакиевском соборе возглавил митр. Петроградский и Гдовский Вениамин (Казанский).

По словам митр. Вениамина (сказанным на суде), Кронштадтский викарий «вел бракоразводные дела, служил, исполнял мои поручения, делал обозрение церквей, бывал на заседаниях в правлении... общества православных приходов... по мере необходимости, докладывая то, о чем надо было доложить».

В конце мая или начале июня 1920 г. был арестован в Кронштадте, заключен в петроградскую тюрьму, через несколько часов освобожден.

Вновь арестован в начале июня 1922 г. в ходе кампании по изъятию церковных ценностей; проходил как один из основных обвиняемых по «делу митрополита Вениамина» (см. ст. Петроградский процесс 1922). 5 июля 1922 г. Петроградским губернским революционным трибуналом признан виновным в «организации преступной контрреволюционной группы, поставившей себе целью борьбу с советской властью», приговорен к высшей мере наказания. 26 июля 1922 г. кассационная коллегия Верховного трибунала определила заменить расстрел заключением на пять лет; 3 августа по постановлению Президиума ВЦИК расстрел был заменен десятью годами заключения.

Отбывал наказание в петроградской тюрьме. Во время пребывания в заключении направил Петергофскому еп. Николаю (Ярушевичу) письмо, в котором сообщил о том, что не признает образованной им «Петергофской автокефалии», а еп. Николая считает лишь законным викарием Петроградской епархии.

24 ноября 1923 г. Президиум ВЦИК постановил оставшийся срок еп. Венедикта считать условным, 30 ноября он был освобожден по амнистии. После освобождения ездил в Москву к патриарху Тихону, получил благословение служить по приглашению духовенства и прихожан в храмах Петрограда, в качестве первого викария первенствовать в соборных архиерейских служениях, но еп. Венедикт оставил это право за Лужским еп. Мануилом (Лемешевским).

В феврале 1924 г., после ареста еп. Мануила, принял на себя временное управление Петроградской епархией, одновременно временно управлял Олонецкой и в течение нескольких месяцев Новгородской епархиями.

Для управления Петроградской епархией был создан епископский совет, в который вошли еп. Венедикт, Шлиссельбургский еп. Григорий (Лебедев) и Колпинский еп. Серафим (Протопопов). Деятельность совета в этот период была в основном посвящена борьбе с обновленчеством. Уже в первом своем обращении 22 февраля 1924 г. еп. Венедикт призвал духовенство и мирян держать связь с православными архиереями и предупреждал, чтобы никто не принимал участия в собраниях обновленцев ни в качестве представителей от общин, ни как частные лица. Храмы, переходящие из обновленчества, должны были снова освящаться. Были применены строгие меры к священнослужителям, которые уклонились в раскол.

В апреле 1925 года принимал участие в погребении патриарха Тихона.

После смерти Первосвятителя активность обновленцев возросла. В то время они готовились к проведению «III поместного всероссийского собора» и настойчиво призывали православных к «примирению» и участию в обновленческом соборе. В ответ на соответствующее письмо обновленческого Ленинградского митрополита Вениамина (Муратовского) епископ Венедикт вместе с епископами Сестрорецким Николаем (Клементьевым) и Ладожским Иннокентием (Тихоновым) 11 мая 1925 г. обратился к пастве с увещанием:

«Опыт трех лет существования обновленчества показал нам, что все попытки сношений и переговоров обновленцев с православными приводили лишь к новым скорбям и соблазнам для православных и неизменно каждый раз были ложно истолкованы и использованы обновленцами во вред святой православной Церкви… Посему еще раз подтверждая свое обращение от начала 24 г., рекомендуем воздерживаться в разговоре с обновленцами даже от выражения своих личных мнений по церковным вопросам».

Среди православных протоиереев Ленинграда нашлась группа сторонников примирения, которая в ходе переговоров с обновленцами 8 июля 1925 г. даже наметила пункты объединения. Епископ Венедикт вместе с другими ленинградскими епископами категорически отверг эти пункты и запретил участникам группы продолжать какие-либо переговоры с обновленцами.

Стойкость и последовательность в отношении к обновленчеству стали одной из причин ареста еп. Венедикта 16 декабря 1925 г. в ходе следствия по делу «нелегального совета епископов».

Одновременно в Карелии шло расследование по делу «Противообновленческого катехизиса». Епископ Венедикт, находившийся в тюрьме в Ленинграде, на допросы в Карелию вызван быть не мог, но на основании показаний других обвиняемых и свидетелей он был признан виновным в том, что передал духовенству Петрозаводска «Противообновленческий катехизис», который использовался при чтении лекций в религиозно-нравственном кружке при кафедральном соборе. В «Катехизисе», по словам следователя, утверждалось, что «ГПУ отошло от своих обязанностей и занялось церковными делами, а карательные функции передало обновленцам». В вину архиерею ставилось также то, что он будто бы санкционировал «попытки некоторых представителей петрозаводского духовенства к расшифровыванию секретных сотрудников и конспиративных квартир ГПУ АКССР», с ведома епископа Венедикта «некоторые тихоновцы предлагали свои услуги органам с провокационной целью».

29 апреля 1926 г. он был приговорен особым совещанием при Коллегии ОГПУ к трем годам ссылки в Сибирь. Отбывал срок в Нарымском крае (Томская область).

В аппреле 1929 г. освобожден, выехал в Нижний Новгород. По некоторым сведениям, до 1931 г. жил в Иркутске, затем переехал в Нижний Новгород.

С 1931 г. временно управлял Вологодской епархией, именуясь епископом Кронштадтским.

4 апреля 1933 г. возведен в сан архиепископа, 16 июня назначен архиепископом Вологодским.

18 октября 1933 года назначен архиепископом Новгородским и Старорусским.

В 1934 году вызывался на летнюю сессию Временного Патриаршего Священного Синода [1].

5 сентября 1936 года уволен на покой.

20 декабря того же года назначен архиепископом Казанским и Свияжским.

Вскоре после отъезда архиепископа Венедикта в Казань в Новгороде было арестовано несколько священнослужителей, один из них, сломленный во время следствия, показал, что входил в подпольную организацию, якобы созданную епископом Венедиктом.

28 февраля 1937 года архиеп. Венедикт был арестован в Казани как «идейный вдохновитель и организатор контрреволюционной организации церковников, существовавшей в Ленобласти с 1932 г.», и препровожден в Ленинград.

11 августа 1937 г. особой тройкой при УНКВД СССР по Ленинградской области был приговорен к расстрелу.

Расстрелян 16 августа 1937 года на Левашовской пустоши под Ленинградом, вместе с 13 священнослужителями и мирянами.

Награды

  • орден св. Анны III степени (6 мая 1913)

Сочинения

  • Письмо еп. Петергофскому Николаю // Соборный разум. 1922. № 1/2. С. 7-8.

Литература

  • ЦГА СПб. Ф. 7384. Оп. 33. Д. 238. Л. 243;
  • ГАРФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 263. Л. 77;
  • Архив УФСБ РФ по С.-Петербургу и Ленинградской обл. Д. П-82581; Д. П-20694; Д. П-89305. Т. 5. Л. 380 об.;
  • Архив УФСБ по Респ. Карелия. Д. П-18778.
  • Вестник Св. Синода. 1926. № 7. С. 5-6;
  • ЖМП. 1931. № 1. С. 5; 1933. № 16/17. С. 9; 1935. № 23/24. С. 1;
  • Акты свт. Тихона. С. 260, 364, 366-368, 373, 770, 849, 966;
  • Чуков Н., прот. Один год моей жизни: Страницы из дневника / Публ. В. Антонова // Минувшее: Ист. альманах. М., СПб., 1993. Т. 15. С. 465, 524, 525, 537, 528-603;
  • Чельцов М., прот. В чем причина церк. разрухи в 1920-1930-х гг. / Публ. В. Антонова // Там же. 1994. Т. 17. С. 427-429, 434-436, 441-442;
  • он же. Когда отменили расстрел... Письма к жене из заключения / Публ. В. Антонова // Там же. 1998. Т. 24. С. 384, 388, 389, 392-396, 401-405, 412-415, 419, 430;
  • Ленинградский мартиролог, 1937-1938: Кн. жертв полит. репрессий. СПб., 1995. Т. 1: Авг.-сент. 1937 г. С. 468;
  • Следственное дело Патр. Тихона. М., 2000. С. 314;
  • Антонов В. В., Кобак А. В. Святыни С.-Петербурга. СПб., 2003. С. 53, 200.
  • Заковский Л. Шпионов, диверсантов и вредителей уничтожим до конца! // О методах и приемах иностр. разведывательных органов и их троцкистско-бухаринской агентуры: Сб. М., 1937;
  • Краснов-Левитин А. Э. Лихие годы: 1925-1941: Восп. Paris, 1977. С. 77-79;
  • «Дело» митр. Вениамина. М., 1991. С. 12, 38, 83, 86, 91-92;
  • Иоанн (Снычёв), митр. Стояние в вере: Очерки церк. смуты. СПб., 1995;
  • Шкаровский М. В. Петербургская епархия в годы гонений и утрат, 1917-1945. СПб., 1995. С. 10, 14, 111, 113, 119;
  • Левитин, Шавров. Очерки смуты. С. 89, 90, 140, 158-160, 191, 192, 369, 391, 500;
  • Синодик СПб. епархии. С. 10, 25-26; С.-Петерб. ЕВ. 1999. С. 128-129;
  • Черепенина Н. Ю., Шкаровский М. В. Правосл. храмы С.-Петербурга 1917-1945 гг.: Справ. СПб., 1999. С. 29, 67, 117, 146, 271;
  • они же. С.-Петербургская епархия в свете архивных мат-лов: 1917-1941: Сб. док-тов. СПб., 2000. С. 125, 132, 219, 222, 228;
  • Петров М. Н. Крест под молотом. Вел. Новгород, 2000. С. 197, 203, 268-274, 284-286, 303;
  • Обновленческий раскол: Борьба обновленцев и тихоновцев в Карелии и ее последствия // Очерк истории Православия в Карелии [http://eparhia.onego.ru/hist_7.htm].

Использованные материалы

  • Ж. Р. Багдасарова, М. В. Шкаровский. Венедикт (Плотников) // Православная энциклопедия, т. 7, с. 580-582
  • Калашникова Р.Б. Священники Плотниковы из села Лижма (Устная история семьи) // Кижский вестник №9 Ред. И.В.Мельников, Р.Б.Калашникова. Музей-заповедник «Кижи». Петрозаводск. 2004. 318 с.



[1]  Документы Московской Патриархии: 1934 год. Подготовка текстов к публикации и комментарии выполнены А. К. Галкиным - http://www.sedmitza.ru/data/2011/04/03/1233680879/08_dokumenty_mp.pdf

Редакция текста от: 04.03.2016 19:01:11

"ВЕНЕДИКТ (ПЛОТНИКОВ)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google