Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

АНТОНИЕВ-ДЫМСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Антониев-Дымский монастырь. Фото ок. нач. XXI в.
Антониев-Дымский монастырь. Фото ок. нач. XXI в.
Мужской Антониев-Дымский [1] монастырь во имя Всесвятой Троицы Тихвинской епархии

Расположен в 15 км к юго-востоку от Тихвина и 20 километрах от Бокситогорска, на возвышенности близ Дымского озера.

Прп. Антоний Дымский. На заднем плане - основанный им Антониев-Дымский монастырь. Икона кон. XVII в. (МИИРК)
Прп. Антоний Дымский. На заднем плане - основанный им Антониев-Дымский монастырь. Икона кон. XVII в. (МИИРК)

Первые века истории монастыря

Один из древнейших монастырей Северо-Запада России, монастырь был вероятно основан в первой половине XIII века [2] преподобным Антонием Дымским, который поселился в уединённом месте на берегу Дымского озера, ископал пещеру, поставил келью и начал подвизаться в посте и молитве. Когда собралась братия, построили двухэтажную деревянную церковь во имя преподобного Антония Великого [3]. Вскоре "во общее же упокоение братии" был построен другой храм, "тёплый с трапезою", в честь Рождества Иоанна Предтечи. Грамота на создание монастыря была пожалована благоверным князем Александром Ярославичем Невским [4], в связи с его чудесным исцелением по молитвам преподобного Антония [5]. По преставлении святого Антония, его мощи были погребены в созданной им церкви.

В XIV веке [6] в обители были обретены нетленные мощи преподобного основателя. Вероятно именно в день обретения мощей было установлено празднование памяти святого Антония 17 января.

В 1409 году монастырь разорён и сожжен татарами Едигея, но перед разорением братия вновь предала мощи земле ("да не поругаеми будут от врагов"), а всю церковную утварь, колокола и святыни были опущены на дно Дымского озера. Затем монастырь был возобновлен, в конце XVI века здесь нашли прибежище насельники разоренной Валаамской обители, принесшие с собой Валаамский устав. Но в 1611 году монастырь был снова разорён - теперь шведами Делагарди [7].

Благодаря пожертвованиям царя Михаила Феодоровича в 1626 году "монастырь на Дымях" был возобновлен и в него переселили насельников Валаамского монастыря, уничтоженного шведами. В 1655-1656 годах трудами строителя монаха Филарета в монастыре был построен собор во имя преподобного Антония Великого с приделами во имя святителя Николая Чудотворца и в честь Казанской иконы Божией Матери. Освященный 17 января 1656 года собор стал первым каменным храмом обители.

В 1687 году монастырь сгорел, но затем был отстроен заново. В 1690 году обитель была приписана к Новгородскому Софийскому собору. Числится таковой и в грамоте царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича от 21 июня 1692 года.

Антониев Дымский монастырь. Литография 1851 г.
Антониев Дымский монастырь. Литография 1851 г.

Синодальный период

В 1744 году над местом сокрытия мощей основателя обители петербургским купцом Калитиным, исцеленным преподобным Антонием от продолжительной тяжелой болезни, была устроена деревянная золоченая гробница.

До 1764 года Антониев-Дымский монастырь владел 120 десятинами земли, к нему было приписано 111 крестьян. В ходе секуляризационной реформы того года монастырь был упразднен, в его помещениях проживали клирики Новгородской епархии. Соборный храм стал приходским и 30 лет там служили белые священники.

В конце XVIII века в бывшем монастыре отцом Авраамом Ксенифонтовым был построен новый деревянный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи, освященный 23 июня 1783 года архимандритом Тихвинского Большого монастыря Евфимием. В начале 1790-х годов отец Авраам приступил к "отделке" в соборе верхней церкви во имя Живоначальной Троицы.

1 сентября 1794 года по ходатайству архимандрита Тихвинского Большого мужского монастыря Игнатия указом митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила монастырь был восстановлен как общежительный третьеклассный, в него были переведены насельники Тихвинского монастыря числом около 30 человек. Монастырь стал управляться строителями. Устав возрожденной обители из 20 пунктов составил сам митрополит Гавриил, прислав его 11 октября 1795 года. Кроме ежегодного содержания, монастырь также пользовался озером, пашней, огородами, луговой землей и дровяным лесом. В общей сложности доходы обители не превышали 110 рублей в год. Возрождение монастыря поддержал император Павел Петрович, пожертвовавший 9 апреля 1799 года на починку обители из казны 2000 сосновых деревьев.

В феврале 1806 года настоятелем Герасимом (Гайдуковым) была предпринята реконструкция, а в 1840 году - ремонт монастырского Казанского собора, который был переосвящен во имя Святой Троицы. В 1839 году при игумене Амфилохии монастырь был обнесен каменной оградой с четырьмя башнями, Святыми вратами и часовней. В 1840 году, при игумене Иларии, был построен одноэтажный братский корпус, в 1846 году - двухэтажный настоятельский корпус с братской трапезной, кухней и просфорней, в 1849 году - двухэтажный паломнический корпус, а в 1850 году - хозяйственные сооружения, ледники, квасоварня. Благодаря частным пожертвованиям, а также дару Оптиной пустыни к середине XIX века в монастыре собралась небольшая библиотека (ок. 300 книг). Архив обители, по описи 1860-х годов, сохранился лишь с 1794 года. В 1867 году был построен двухэтажный корпус странноприимного дома.

К концу XIX века в обители было по прежнему два храма - Троицкий собор и Предтеченская церковь. При монастыре существовала приходская школа, в которой обучались дети из окрестных деревень. Доходу способствовала ежегодная 4-х дневная Антониевская ярмарка, проходившая в празднование дня памяти святого Иоанна Предтечи и преставления преподобного Антония Дымского. В этот день, 24 июня, после Божественной Литургии, совершался крестный ход из монастыря на Дымское озеро.

Разрушение в советские годы

Предпоследний настоятель обители Мефодий, согласно рапорту благочинного архимандрита Антония (Демянского), "восстановил против себя окружающее население, которое грозит поджогом" [8]. После 1919 года обитель была закрыта, братия выселена. Местные жители десятилетиями передавали рассказ о том, как из Тихвина был прислан броневик, с которого революционеры объявили о закрытии обители, увековечив свой "подвиг" переименованием этого места в поселок Красный Броневик. По рассказам жителей окрестных селений, после закрытия монастыря один из его насельников, иеромонах Иов, скрывался в близлежащих селах, тайно совершая крещения и отпевания. В 1921 году уездный собес разместил в монастырских помещениях "Приют для калек и престарелых". В 1929 году в бывшем монастыре была образована коммуна по производству кирпича с тем же названием - "Красный Броневик". Однако "производство" состояло в разборке монастырских стен и башен на кирпичи для продажи. В результате "производства кирпича" были постепенно разобраны практически все монастырские строения. В 1920-х годах была закрыта, затем разрушена церковь Рождества Иоанна Предтечи. Однако, Троицкий собор упоминается как действующий еще в 1931 году в качестве приходского храма - сюда приезжали богомольцы из Тихвина, когда в городе были закрыты все церкви. В конце 1930-х годов собор был также закрыт.

После Великой Отечественной войны в единственном оставшемся игуменском корпусе и гостинице была организована школа трактористов. В это же время было разорено и монастырское кладбище. Позже в монастыре расположилось психиатрическое заведение. Главный собор монастыря использовался под склад, а в 1956-1961 годах был разобран. В последние десятилетия остатки монастыря были переданы Бокситогорскому комбинату "Глинозём", в бывшем монастырском странноприимном доме был размещен заводской санаторий-профилакторий.

Возрождение

К началу 1990-х годов от прежних построек обители сохранились остов соборной колокольни, пустующий игуменский двухэтажный корпус, двухэтажный корпус странноприимного дома, здание церковно-приходского училища, несколько деревянных хозяйственных построек. Началом возобновления монастыря стало установление летом 1994 года стараниями прихожан Петропавловской церкви села Сомина креста на берегу Дымского озера. 30 января 1997 года представители комбината "Глинозём" передали ключи от странноприимного корпуса - единственного сохранившегося в эксплуатационном состоянии здания - насельникам Тихвинского Успенского Большого монастыря, и 30 октября того же года Антониев-Дымский монастырь был возобновлен как приписной скит Тихвинской обители.

Богослужения вначале были возобновлены в домовой часовне в бывшем странноприимном доме. В 2000 году был выстроен новый трапезный храм, начато восстановление Троицкого собора. 16 июня 2001 года при раскопках на месте собора были обретены мощи преподобного Антония Дымского, вначале положенные в Успенском соборе Тихвинского монастыря, а 1 июня 2008 года возвращенные в возрождающуюся Дымскую обитель.

Синодальным решением от 6 октября 2008 года монастырь был возобновлен как самостоятельный. Первое известное в истории монастыря архиерейское богослужение совершил в нём епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков) 14 и 15 марта 2009 года [9]. К 10-летию обретения мощей основателя монастыря напротив монастырского озера была сооружена, а 7 июля 2011 года - освящена каменная часовня во имя преподобного Антония Дымского. В 2012 году при Санкт-Петербургском Покровском храме на Боровой было открыто подворье монастыря. Так-как к 2013 году население посёлка Красный Броневик практически полностью состояло из монахов и людей, которые работают на обитель, встал вопрос о переименовании населенного пункта, увековечивающего "разгон" монастыря начала XX века [8].

Храм Варлаама Хутынского Антониево-Дымского монастыря. Фото ок. нач. XXI в.
Храм Варлаама Хутынского Антониево-Дымского монастыря. Фото ок. нач. XXI в.

Храмы, архитектура

Варлаамо-Хутынский храм

Церковь во имя преподобного Варлаама Хутынского при трапезной была переоборудована из корпуса котельной. Малое освящение храма произошло в 2001 году.

Антониево-Дымская часовня

Каменная часовня во имя преподобного Антония Дымского была сооружена на берегу Дымского озера в 2011 году и освящена 7 июля того года.

Утраченные

Антониевский храм

Первоначальные церкви обители были воздвигнуты при преподобном Антонии Дымском в XIII веке. Первой стал двухэтажный деревянный храм преподобного Антония Великого. Верхняя церковь этого храма была освящена либо во имя святителя Николая Чудотворца (согласно ранней редакции жития святого Антония Дымского), либо в честь Покрова Божией Матери (согласно поздней редакции). Время утраты этого храма неизвестно.

Первый каменный собор обители, отстроенный в 1655-1656 годах был также посвящен святому Антонию Великому, но впоследствии был переосвящен в честь Казанской иконы Божией Матери, а затем - во имя Всесвятой Троицы.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи

Вскоре после устроения обители, при преподобном Антонии Дымском в XIII веке, "во общее же упокоение братии" был построен второй храм монастыря, "тёплый с трапезою", в честь Рождества Иоанна Предтечи. Время утраты этого храма неизвестно.

В конце XVIII века в упраздненном в то время монастыре был построен новый деревянный храм в честь Рождества Иоанна Предтечи, освященный 23 июня 1783 года архимандритом Тихвинского Большого монастыря Евфимием. Эта церковь была закрыта в 1920-х годах, а затем разрушена.

Троицкий (б. Антониевский, Казанский) собор

Монастырский собор был воздвигнут в 1655-1656 годы трудами строителя монаха Филарета. Собор стал первой каменной постройкой в обители. Первоначально собор был освящен во имя преподобного Антония Великого с приделами во имя святителя Николая Чудотворца и в честь Казанской иконы Божией Матери. Затем главным стал Казанский престол, а придел Антония Великого был устроен над гробом преподобного Антония Дымского).

В результате реконструкции в феврале 1806 и ремонта 1840 года был надстроен второй этаж собора с главным престолом, освященным во имя Святой Троицы (справа, освящен 15 февраля 1806), и с приделом преподобного Антония Дымского (слева, освящен 24 февраля 1806). Первый ярус собора теперь состоял из приделов Казанской иконы Божией Матери (освящен 28 августа 1849) и преподобного Антония Великого (освящен 10 июля 1850). В итоге собор стал пятикупольным и четырёхпрестольным с двухъярусной колокольней. Был закрыт в конце 1930-х годов, а в 1956-1961 годах - разобран. С начала 2000-х годов велись восстановительные работы.

Скиты и подворья

Настоятели

Строители скита

Настоятели монастыря

Свытыни

  • рака с мощами прп. Антония Дымского
  • железная шляпа прп. Антония Дымского - в предреволюционные годы хранилась рядом с деревянной позолоченной ракой прп. Антония в Троицком соборе; весила более 3 кг.
  • список Казанской иконы Божией Матери - хранился в монастырском соборе, особо почиталась в предреволюционные годы, местонахождение после революции неизвестно

Статистика

  • 1794 - при восстановлении монастыря сюда переведены насельники Тихвинского монастыря числом ок. 30 человек [10]
  • незадолго до 1917 - 55 насельников [11]
  • март 2001 - Антониево-Дымском монастыре (приписном скиту Тихвинского Успенского монастыря) - 2 насельника [10]

Литература

  • [Описи Антониева Дымского монастыря 1682, 1689 гг.], Архив СПбФИРИ РАН, ф. 132, оп. 2, ед. № 609.
  • [Опись Антониева Дымского монастыря 1583 г.], ВОИДР, 1850, кн. 6, с. 89.
  • Иоанн, иером., Историко-статистическое описание Дымского монастыря, СПб., 1861.
  • Павловский А. А., Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской империи и Афону, Б. м., 1907.
  • Мордвинов И. П., "Письмо в редакцию", Новгородский Север, 1915, № 33.
  • Мордвинов И. П., Старый Тихвин и Нагорное Обонежье, Тихвин, 1925.
  • Мильчик М. И., Варакин Е. П., "Иконография деревянного Антониева монастыря и его графическая реконструкция", Народное зодчество: Сб. науч. тр., Петрозаводск, 1992, с. 141-154.
  • Белоброва О. А., "Две редакции жития Антония Дымского", ТОДРЛ, 1997, т. 50, с. 281-292.
  • Беловолов Г., свящ., "Преподобный Антоний Дымский - ученик Варлаама Хутынского", София. Новгород, 1998, № 2, 32-34.
  • Румянцева И., Кудряшев С., Монастыри Санкт-Петербургской епархии, СПб., 2000, с. 72-79.

Использованные материалы



[1]  Антониево-Дымский; Антонов что на Дымех.

[2]  Источником сведений об основании монастыря является житие преподобного Антония Дымского - известное в двух редакциях, конца XVII века и рубежа XVIII-XIX веков, - которое датирует событие 1243 годом. Однако, из-за спорности хронологии жития святого, распространение имеет и иная датировка, относящее основание обители к концу XII-началу XIII века. Так, на собственном сайте монастыря указано что обитель была основана примерно в 1205 году. См. http://dymskij.ru/history/

[3]  Согласно ранней редакции жития святого Антония Дымского, верхняя церковь была освящена во имя святителя Николая Чудотворца, согласно поздней - в честь Покрова Божией Матери.

[4]  Согласно поздней редакции жития преподобного Антония Дымского.

[5]  Последнее дополнение - согласно официальному сайту монастыря, http://dymskij.ru/history/

[6]  Известны датировки обретения мощей 1330 и 1370 годом. Поздняя редакция жития святого Антония говорит что обретение состоялось через 97 лет после преставления.

[7]  По свидетельству поздней редакции жития святого Антония Дымского. Ранняя редакция жития не упоминает этих двух нашествий, а говорит лишь что древние сведения о монастыре не сохранились "от велия забвения и нерадения... и от бывших пожаров и всяких воинских людей буести и находов, и от своих, во обители живущих, всякия скудости и простоты". В первой четверти XX века И. П. Мордвинов писал что он не обнаружил касательно этих двух разрушений "никаких указаний ни в летописях, ни в иных сказаниях... никаких преданий в Тихвине"

[8]  "Поселок Красный Броневик могут назвать по Дымскому монастырю", сайт Фонда Возвращение, 10 сентября 2013, http://www.vozvr.ru/tabid/248/ArticleId/2306/poselok-krasnyy...spx

[9]  http://www.patriarchia.ru/db/text/590296.html

[10]  Кочетов Д. Б., "АНТОНИЕВ ДЫМСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ", Православная энциклопедия, т. 2, с. 594-595, http://www.pravenc.ru/text/115846.html

[11]  Страница сайта Антониево-Дымского монастыря, http://dymskij.ru/history/

Редакция текста от: 26.08.2020 17:01:18

"АНТОНИЕВ-ДЫМСКИЙ МОНАСТЫРЬ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google