ВВЕДЕНСКИЙ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

А. И. Введенский, обновленческий митрополит
А. И. Введенский, обновленческий митрополит
Александр Иванович Введенский (1889 - 1946), бывш. протоиерей, обновленческий митрополит, "первоиерарх московский и всех православных церквей в СССР", один из основоположников обновленчества

Родился 30 августа 1889 года в Витебске, в семье преподавателя древних языков, впоследствии директора гимназии, действительного статского советника.

После учебы в витебской гимназии поступил на историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, в годы учебы часто посещал литературный салон Дмитрия Мережковского и Зинаиды Гиппиус.

В 1911 году через газету «Русское слово» провел анкетирование нескольких тысяч представителей интеллигенции с целью выявления причин широкого распространения неверия.

В 1912 году окончил университет, в том же году женился на дочери предводителя харьковского дворянства О. Ф. Болдыревой.

В 1913 году преподавал в витебской женской гимназии, учился в консерватории.

В 1914 году экстерном сдал экзамен за полный курс в Санкт-Петербургской духовной академии.

27 августа 1914 года рукоположен во священника архиепископом Гродненским Михаилом (Ермаковым), назначен к церкви гвардейского запасного полка в Новгородской губернии.

Впоследствии часто признавался: "Я шел в церковь с твердым намерением сокрушить казенную церковь, взорвать ее изнутри". На первой после своего рукоположения литургии, когда "во время Херувимской песни новопоставленный иерей, стоя с воздетыми руками, начал читать текст Херувимской песни, молящиеся остолбенели от изумления не только потому, что о. Александр читал эту молитву не тайно, а вслух, но и потому, что читал он ее с болезненной экзальтацией и с тем характерным "подвыванием", с которым часто читались декадентские стихи" [1].

С 1 сентября 1915 по май 1923 года служил в петербургской церкви во имя святых Захарии и Елисаветы. Являясь клириком Ведомства протопресвитера военного и морского духовенства [2], выезжал на фронт, в 1917 году призывал войска в Галиции продолжать войну во имя защиты революции.

После Февральской революции стал одним из основателей и секретарем образованного 7 марта «Всероссийского союза демократического духовенства и мирян», в 1917 году являлся также членом Всероссийского демократического совещания, заведовал внешкольным отделом Охтинского райсовета Петрограда, был близок к эсерам. Высказывался одобрительно об Октябрьской революции, проповедовал «христианский социализм».

В 1918 году под его руководством выходила рассчитанная на массового читателя серия брошюр «Библиотека по вопросам религии и жизни». Опубликовал в издании общества «Соборный разум» свои сочинения «Социализм и религия», «Паралич Церкви», «Анархизм и религия», в которых в негативном виде представлял историю христианской Церкви со времен равноапостольного Константина I Великого и критиковал принцип союза Церкви и государства.

В период Гражданской войны, сдав экстерном экзамены в нескольких петроградских вузах, получил дипломы биолога, юриста, физика и математика.

В 1918-1922 годах был активным инициатором разнообразных церковных мероприятий в Петроградской епархии, вместе с профессором Н. Егоровым участвовал в религиозных диспутах, отстаивал христианские взгляды.

В 1920-1922 годах возглавлял созданные им Захарие-Елисаветинское братство и церковно-богословские приходские курсы. В апреле 1920 года являлся председателем 1-й конференции петроградских братств, проведение таких конференций началось по инициативе Введенского.

Активная апологетическая и церковно-общественная деятельность Введенского способствовала его сближению с митрополитом Петроградским и Гдовским сщмч. Вениамином (Казанским), ставшим крестным отцом одного из сыновей священника.

В 1921 году Введенский был возведен в сан протоиерея.

18 февраля 1922 года в газете «Петроградская правда» была опубликована статья Введенского «Церковь и голод: Обращение... к верующим», содержавшая демагогические призывы и обвинения в адрес петроградского духовенства. Веденский настаивал на том, что главной задачей Церкви в условиях разразившегося в стране голода была помощь государству в изъятии церковных ценностей. Данная публикация была одной в ряду многих, появление которых предшествовало изданию 23 февраля декрета ВЦИК об изъятии церковных ценностей.

В марте 1922 года Введенский вошел в «Петроградскую группу прогрессивного духовенства» и 24 марта вместе с другими членами группы подписал провокационное и носившее характер доноса «Воззвание группы священников» или «Письмо 12-ти», в котором содержались призывы жертвовать все церковные ценности на нужды голодающих и обвинения в адрес духовенства в контрреволюционности и равнодушии к страданиям народа.

Почти сразу после своего начала кампания по изъятию ценностей стала сопровождаться массовыми репрессиями священнослужителей, в связи с чем митр. Вениамин (Казанский) обратился к Введенскому с просьбой стать посредником при переговорах с представителями власти.

Однако деятельность Введенского, открыто поддерживавшего власти, лишь ухудшила положение, и 10 апреля на собрании петроградского клира митр. Вениамин обвинил Введенского в предательстве, сказав, что по вине первого и Александра Боярского арестовывают священников.

Возникновение обновленческого раскола

А. И. Введенский, обновленческий митрополит, 1920-е гг.
А. И. Введенский, обновленческий митрополит, 1920-е гг.
12 и 18 мая 1922 года с одобрения и под контролем Антирелигиозной комиссии и ГПУ Введенский вместе с другими будущими деятелями обновленческого раскола священниками Евгением Белковым, Боярским и С. Калиновским побывал у находившегося под домашним арестом патриарха Тихона с целью убедить его передать им высшую церковную власть. Итогом этих встреч стало ужесточение условий содержания под арестом патриарха, перемещенного в Донской монастырь, и образование неканонического Высшего церковного управления (ВЦУ), что означало организационное оформление обновленческого раскола.

19 мая Введенский вошел в состав ВЦУ, несколькими днями ранее - 13 мая он подписал воззвание «Верующим сынам православной Церкви Российской», которое было составлено новообразованной «инициативной группой прогрессивного духовенства» «Живая церковь» и стало первым программным документом обновленчества.

Обоснованию деятельности по «обновлению» (фактически расколу) Церкви был посвящен ряд работ Введенского 1922-1923 годов, в которых он особое место уделял социальному аспекту, подчеркивая, что церковным идеалом являются всепрощение, отрицание классов и национальных различий, осуждение всех видов эксплуатации и насилия. Главный «грех... старой Церкви», по мнению Введенского, заключался в том, что она не осуждала капитализм, между тем как «Церковь должна освятить правду коммунистической революции», ибо в государственной сфере большевики «воплотили принцип социальной правды» и ближе, нежели предшествующие правители, «подошли к исполнению заветов Христа». Патриаршую Церковь Введенский, переводя свои рассуждения в политическую плоскость, называл «боевым органом контрреволюции», «церковью контрреволюционеров», что, по его мнению, с особой силой проявилось на Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 годов.

28 мая митр. Вениамин (Казанский) обратился к петроградской пастве с особым воззванием, в котором объявил о запрещении в священнослужении Александра Введенского, Владимира Красницкого и Евгения Белкова и об отлучении их от Церкви за учиненный раскол. На следующий день Введенский в сопровождении бывшего председателя петроградской ВЧК И. Бакаева посетил святителя, требуя снять запрещение. Митр. Вениамин отказался и 1 июня был арестован. Введенский неоднократно подчеркивал свою близость к органам государственной власти, в особенности карательным.

5 июня на собрании петроградского духовенства лидер обновленчества сделал доклад, в котором сказал, что расстрел 5 священников после Московского процесса 1922 года- это ответ государства на его, Введенского, отлучение и что если пастырское собрание не сделает правильных выводов из этого факта, то это будет последнее пастырское собрание в епархии [3].

После совещания с другими викариями Петроградской епархии и по причине откровенного давления со стороны властей, угрожавших расстрелом митр. Вениамина, вступивший во временное управление Петроградской епархией Ямбургский епископ Алексий (Симанский) 4 июня снял с Введенского запрещение.

На начавшемся 10 июня судебном процессе над митр. Вениамином и другими клириками и мирянами Петроградской епархии Введенский намеревался выступать на стороне защиты, однако 12 июня, после первого заседания, выходя из зала суда, он был ранен в голову камнем, брошенным одной из женщин. 6 июля, спустя день после вынесения судом смертного приговора митр. Вениамину и другим 9 обвиняемым, обновленческое ВЦУ постановило «лишить сана и монашества» осужденных клириков, а мирян - «отлучить от Церкви». Однако Введенский скорее всего не был причастен к принятию данного решения, так как находился на тот момент в тяжелом состоянии после травмы, а 25 июля уже ходатайствовал перед заместителем председателя СНК РСФСР А. И. Рыковым о помиловании митр. Вениамина.

Наметившиеся к тому времени разногласия внутри обновленчества привели к образованию в августе 1922 года внутри «Живой церкви» группы «Союза церковного возрождения», к которой Введенский присоединился 5 сентября.

Однако из-за конфликта с лидером группы еп. Антонином (Грановским) в октябре Введенский оставил «Союз церковного возрождения» и вошел в группу «Союз общин древлеапостольской церкви» (СОДАЦ), программа которой носила откровенно антиканонический характер и включала требования «обновления религиозной морали», введения женатого епископата, закрытия большей части «выродившихся» монастырей, воплощения идей «христианского социализма» во внутрицерковной и общественной жизни, участие на равных правах клириков и мирян в управлении делами общин.

В программе Союза общин древлеапостольской Церкви (СОДАЦ), составленной священником Александром Введенским, в частности говорилось: «Мы стоим за очищение и упрощение богослужения и приближение его к народному пониманию. Пересмотр богослужебных книг и месяцесловов, введение древнеапостольской простоты в богослужение..., родной язык взамен обязательного языка славянского» («За Христа». 1922. № 1–2). [4]

Отсутствие в СОДАЦ епископов вынудило Введенского восстановить общение с «Живой церковью», и 16 октября 1922 года он вновь вошел в состав ВЦУ и стал заместителем председателя.

Обновленческий архиепископ Крутицкий

Активно участвовал в работе II обновленческого поместного собора 1923 года, где 3 мая выступал с докладом, в котором настаивал на лишении сана патриарха Тихона, называя патриарха «изменником делу Христову». В тот же день собор принял постановление, разрешавшее брак епископам, и 4 мая Введенский был избран обновленческим архиепископом Крутицким, первым викарием Московской епархии. Хиротония Введенского, находившегося в брачном состоянии, прошла 6 мая в храме Христа Спасителя.

В августе 1923 года он вошел в состав образовавшегося обновленческого священного синода в качестве 2-го заместителя председателя, возглавил в синоде административный и просветительный отделы и миссионерский совет.

"Митрополит-апологет"

Обновленческий митрополит Александр Введенский
Обновленческий митрополит Александр Введенский
В начале 1924 года Введенскому также было поручено заниматься зарубежными делами с возведением его в сан митрополита Лондонского и всея Европы. Однако попытка обновленцев получить хотя бы один храм за рубежом претерпела неудачу, и в середине 1924 года Введенскому был присвоен титул митрополит-апологет и благовестник истины Христовой. В том же 1924 году временно управлял Московской обновленческой епархией.

На открывшемся 1 октября 1925 года обновленческом III "Всероссийском поместном соборе православной Церкви" Введенский был избран товарищем председателя собора. Во вступительном докладе, открывая собор, Введенский зачитал заведомо ложное письмо обновленческого епископа Николая Соловья о том, что в мае 1924 года патриарх Тихон (Беллавин) и митр. Петр (Полянский) якобы послали с Соловьём в Париж вел. кн. Кириллу Владимировичу благословение на занятие царского трона. Как и многие другие устные и печатные заявления Введенского, это выступление имело характер доноса и послужило причиной скорого ареста митрополита Петра.

В 1920-х годы Введенский пользовался популярностью как проповедник и оратор, часто выступал с лекциями, участвовал в диспутах на религиозные темы с наркомом просвещения Анатолием Луначарским [5]. Являлся профессором обновленческих Московской богословской академии и Ленинградского богословского института. В 1924 году Московской обновленческой академией был удостоен степени доктора богословия, в 1933 году- степени доктора христианской философии, в 1932-1934 годы возглавлял академию в качестве ректора.

После закрытия храма Христа Спасителя в 1931 году [6] Введенский совершал богослужения в московских храмах: апостолов Петра и Павла на Нов. Басманной ул., свт. Николая на Долгоруковской ул., Спаса на Б. Спасской ул.. Со 2 декабря 1936 года являлся настоятелем церкви во имя прп. Пимена Великого в Нововоротниковском переулке.

В 1935 году вторично женился, оставаясь при этом в сане митрополита.

Обновленческий первоиерарх

С апреля 1941 года являлся заместителем обновленческого первоиерарха Виталия (Введенского), после ухода которого на покой был объявлен 10 октября 1941 года «святейшим и блаженнейшим первоиерархом московским и всех православных церквей в СССР».

13 октября вместе с другими главами религиозных конфессий (в том числе с митр. Сергием (Страгородским), Введенский был эвакуирован из Москвы в Ульяновск.

В конце октября 1941 года присвоил себе сан патриарха и 4 декабря того же года инсценировал патриаршую интронизацию, но из-за негативной реакции обновленческого духовенства был вынужден через месяц после интронизации отказаться от этого сана и оставил за собой титул первоиерарха и митрополита.

В октябре 1943 года Введенский вернулся в Москву, служил в церкви прп. Пимена Великого. Искал возможность воссоединения с Московским Патриархатом, настаивал на своем принятии в сане епископа. Отказался от предложения, переданного через протоиерея Николая Колчицкого, стать после покаяния мирянином с предоставлением места сотрудника «Журнала Московской Патриархии».

8 декабря 1945 года был парализован.

Скончался 8 августа 1946 года в Москве вне общения с православной Церковью, завещал свой мозг Институту мозга. Похоронен на Калитниковском кладбище в Москве. С кончиной Введенского обновленчество фактически прекратило свое существование.

Сочинения

  • Причины неверия русской интеллигенции // Странник. 1911.
  • Божественная литургия и Иоанн Кронштадтский // Божия Нива. 1918. № 3-5. С. 37;
  • Социализм и религия. Пг., 1918;
  • Паралич Церкви. Пг., 1918;
  • Анархизм и религия. Пг., 1918;
  • Церковь и голод. Пг., 1922;
  • Церковь и революция. Пг., 1922;
  • Программа союза общин Древле-Апостольской Церкви // За Христа. Пермь. 1922. № 1-2. С. 22-24;
  • Что нужно церкви? // Живая церковь. 1922. № 2. С. 2-4;
  • Что должен сделать грядущий собор? // Там же. С. 4-6;
  • О социально-экономическом вопросе с точки зрения Церкви» // Живая церковь. 1922. № 2 С. 14-18;
  • Кто пойдет путем обновления церкви? // Живая церковь. 1922. № 3. С. 2-4.
  • Церковь патриарха Тихона. Москва, 1923
  • Церковь и государство. Очерк взаимоотношений церкви и государства в России, 1918-1922. Москва, 1923
  • За что лишили сана бывшего патриарха Тихона? Москва, 1923
  • О современном положении православия // Там же 1928 № 6 с. 9-10
  • Важные достижения обновленчества // Там же № 3-4. с. 9.
  • Идем к победе // "Вестн. Свящ. Синода Пр. Рус. Церкви". 1928 г. № 10/33/ с. 3-5э
  • К празднованию 10-летия обновленчества // Там же 1931 г. № 5-6 с. 2-3.

Литература

  • Устав гражданина белого духовенства «Живая церковь». Нолинск, 1922;
  • Козаржевский А. Ч. А. И. Введенский и обновленческий раскол в Москве // ВМУ: Ист. 1989. № 1. С. 54-66;
  • Акты свт. Тихона. С. 85-87 и др.;
  • Чельцов М. П., прот. В чем причина церковной разрухи в 1920-1930 гг. // Минувшее. М.; СПб., 1994. Вып. 17. С. 418-441;
  • РПЦ и коммунистическое государство: 1917-1941: Док-ты и фотомат-лы. М., 1996; Политбюро и Церковь;
  • Степанов И. О «Живой церкви». М., 1922;
  • Окунев Як. «Смена вех» в Церкви. Х., 1923;
  • Титлинов Б. В. Новая Церковь. М.; Пг., 1923;
  • он же. Церковь во время революции. Пг., 1924;
  • Ильинский Ф. И. Правда церк. раскола. Козлов, 1924;
  • Стратонов И. Русская церк. смута: 1921-1931. Берлин, 1932;
  • Регельсон Л. Трагедия Русской Церкви, 1917-1945. П., 1977. М., 1996р;
  • Краснов-Левитин А. Лихие годы 1925-1941. П., 1977;
  • Брушлинская О. Остался нераскаянным // Наука и религия. 1988. № 6. С. 42-46;
  • Очерки истории С.-Петербургской епархии. СПб., 1994. С. 247, 248, 258;
  • Левитин, Шавров Очерки смуты; Шкаровский М. В. Обновленческое движение в РПЦ XX в. СПб., 1999;
  • Черепенина Н. Ю., Шкаровский М. В. С.-Петербургская епархия в ХХ в. в свете архивных док-тов. 1917-1945. СПб., 2000. С. 49, 84, 102, 103, 215, 216, 228;
  • Фирсов С. Л. Власть и верующие: из церк. истории // Нестор. 2000. № 1. С. 207-231;
  • «Обновленческий» раскол. М., 2002.

Использованные материалы



[1]  Левитин-Краснов А., Шавров В., Очерки по истории русской церковной смуты. 1922–1946, Kuesnacht. Schweiz, 1978, с. 22-23, цит. по Каверин Николай "Обновленчество 20-х и 90-х годов: неразрывная преемственность", Современное обновленчество - протестантизм "восточного обряда" [сост. Н. Каверин], Москва: "ОДИГИТРIЯ", 1996, публикация на сайте Благодатный Огонь, http://www.blagogon.ru/biblio/4/

[2]  до 1918 года Захарие-Елисаветинский храм был церковью лейб-гвардии Кавалергардского полка

[3]  Из показаний прот. П. Кедринского на Петроградском процессе 1922 г.- Архив УФСБ по С.-Петербургу и Ленинградской обл. Д. 89305. Том 17. Л. 75-76

[4]  «За Христа». 1922. № 1–2. http://www.blagogon.ru/digest/230/

[5]  См. публикации материалов диспутов: Христианство или коммунизм. Л., 1926; Личность Христа в современной науке или литературе. М., 1928

[6]  Введенский служил в храме в кон. 20 - нач. 30-х годов

Редакция текста от: 02.09.2015 22:01:20

"ВВЕДЕНСКИЙ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google