УЛАН-УДЭНСКИЙ ОДИГИТРИЕВСКИЙ СОБОР

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Улан-Удэнский Одигитриевский собор
Улан-Удэнский Одигитриевский собор
Улан-Удэнский кафедральный собор в честь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии Улан-Удэнской епархии

Расположен в центре города, на берегу реки Уды при впадении ее в Селенгу.

Деревянный Владимирский храм

Первоначальный храм, посвященный Владимирской иконе Божией Матери, был основан на кладбищенском погосте в начале 1700-х годов. Церковь была деревянная одноэтажная. После возведения вместо неё каменного собора, до XX века её место было обозначено в соборной ограде каменным столбом с чугунным крестом наверху.

Верхнеудинский Одигитриевский храм.  XIX в.
Верхнеудинский Одигитриевский храм. XIX в.

Каменный собор в синодальный период

Строительство собора в честь Смоленской иконы Божией Матери Одигитрии на кладбищенском погосте началось в 1741 году под руководством иеромонаха Иоанна, немного севернее прежней деревянной церкви. Работы продолжались более сорока лет. Нижний зимний придел в честь Богоявления был освящен 27 мая 1770 года Иркутским святителем Софронием, верхний летний главный престол в честь Смоленской иконы Божией матери Одигитрии - 3 мая 1785 года епископом Иркутским Михаилом.

Храм стал первым каменным зданием города. Внутри собор не имел росписи, а его главным украшением были золоченые резные иконостасы: в главном храме иконостас был четырехъярусным с восемью рядов икон. По численности прихожан, красоте украшения, богатству церковной утвари и библиотеки собор занял главенствующее положение среди православных храмов Верхнеудинского уезда. Не позднее конца XVIII века он был определен собором Верхнеудинска. По штату в причте собора должен был состоять: один протоиерей, один священник, один дьякон, два дьяка и два пономаря [1]. В 1794 году соборный приход был четко разграничен со Спасским - границей был принят переулок Синюшкин, а от него прямою линией на городовую магистратуру и дом купца Пахолкова. В состав соборного прихода в первой половине XIX века, кроме части населения Верхнеудинска, входили также жители деревень Иволгинского общества Селенгинского округа: Колобки, Ключевское, Шишкино (впоследствии Каленово), Сохондоево (впоследствии Захарово), Бабкино (впоследствии Красноярово), Сотниково, Уточкино, Мухино (впоследствии Худяково), Тайшихино (впоследствии Гурульба).

В 1829 году с южной стороны здания у лестницы и колокольни сделали небольшой пристрой в две комнатки для размещения богадельни. В середине XIX века на северной стороне фасада была установлена кирпичная пирамидальная стела с металлическим шпилем, который был закоординирован относительно восточной долготы и северной широты. Установленный строго по оси Большой улицы, Верхнеудинский меридиан определял его географическую точку на карте и являлся интересной достопримечательностью города.

Трещины на стенах и сводах собора, появившиеся еще в 1818 году, увеличились во время землетрясений 1862 и 1885 годов. Собор также пострадал и от городского пожара 1878 года, после которого был возведен новый верх колокольни. К северной и южной стене колокольни в 1900-х годах пристроили дополнительные сени перед входом на паперть нижней церкви. В 1909-1913 годах собор капитально отремонтировали. Была полностью обновлена внутренняя отделка.

Одигитриевскому собору принадлежал прилегающий участок земли площадью 3242 кв. м. [2]. Вдобавок 12 марта 1902 года городом была пожертвована собору земля для постройки причтовых домов на углу Малой Набережной (Шмидта) и Мордовской (Банзарова) площадью 442.5 кв. саженей.

15 апреля 1895 года при приписанном к собору селе Поселье была открыта церковно-приходская школа [3]. В 1903 году известный благотворитель, верхнеудинский мещанин Петр Аввакумович Фролов построил на свои средства за Удой второклассную церковную школу на сумму 23000 рублей. В том же году 1 ноября при соборе была открыта женская двухклассная церковно-приходская школа, для которой в 1904 году построили здание на отведенном городом участке земли по Думской (Советская) и Закалтусной (Профсоюзная) улицам площадью в 680 кв. саженей.

Закрытие

В 1920-х годах храмом овладели обновленцы. 14 июля 1927 года специальная комиссия по постановлению Верхнеудинского горсовета РКД провела обследование здания собора и заключила что "храм в таком виде функционировать не может," оценив необходимый ремонт в 30 тыс. рублей [4]. Акт технического осмотра от 2 февраля 1929 года подтвердил это заключение. В этой связи церковно-приходскому совету было предписано прекратить богослужения и приступить к ремонту. 6 сентября 1929 года "в виду отказа Одигитриевского общества верующих от производства ремонта его, а также вследствие отсутствия других религиозных объединений, желающих принять названное здание культа в свое пользование, Президиум ЦИК постановил: а) здание религиозного культа - Одигитриевский кафедральный собор со всем его имуществом ликвидировать" [5]. На основании постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1929 года "О религиозных объединениях" ликвидационной комиссии было поручено изъять всё ценное [6]. Согласно "акта о передаче культового имущества" изъяты были:

Серебряная риза с иконы Божей матери Одигитриевской; Серебряная позолоченная риза с образа Божей Матери Одигитрии Смоленской; лампады серебряные; венцы брачные серебряные; потиры; сосуды; чаши; пасхальное евангелие в листах, оправленное серебром; вызолоченное с изображением Воскресения Христова и 4-х Евангелистов под финифтами со стразами с серебряными под золотом застежками 12 х 8 1/2 вер.; дарохранительницы; кадила; ковши серебряные; крест серебряный позолоченный с чеканными литыми изображениями распятие спасителя с тремя предстоящими святых - размер 56 см х 34 см вес 1 кг. 465 гр. - сумма оценки - 40 руб.; чаша серебряно-позолоченная с 8-мью финиф. изображениями, украшенное стразами; две тарелочки и звездица (полный набор) вес 3320 сумма оценки 90 руб. [7].

21 марта 1930 года было положено временно использовать здание собора как склад и не проводить какого либо ремонта, "т.к. само здание ввиду его ветхости должно подлежать разборке с утилизацией годного материала" [8].

В 1930 году были сняты колокола. Первое время здесь в соборе находились курсы стройкадров, а затем с 1934 года - Антирелигиозный музей. Позже в храме разместилось фондохранилище Музея истории Бурятии им. М. Н. Хангалова. Благодаря тому что здание использовалось, оно избежало грозившего ему разрушения.

Улан-Удэнский Одигитриевский собор и Спасский храм (на переднем плане).  Фото Алексея Булавцева от 11 июля 2012 г. с сайта vaz04.ru
Улан-Удэнский Одигитриевский собор и Спасский храм (на переднем плане). Фото Алексея Булавцева от 11 июля 2012 г. с сайта vaz04.ru

Возрождение

31 марта 1992 году при соборе был вновь зарегистрирован православный приход и начаты работы по благоустройству прилегающей территории. Указом главы Бурятии Л. В. Потапова от 1 августа 1995 гoда началась поэтапная передача собора Церкви. 23 мая 1996 года в праздник Вознесения Господня на колокольню подняли 6 колоколов. Ежегодно с 1997 года в день празднования иконы Божией Матери Одигитрии 28 июля (10 августа н. с.) стал проводиться крестный ход по центру города от Троицкого храма к собору. 21 ноября 1998 года при соборе открылась молельная комната. 23 июля 1999 года был освящен и установлен крест на колокольню храма. 20 декабря 1999 году приходу был передан нижний придел, совершён первый молебен. В этой связи в собор переместился центр Бурятского благочиния Читинской епархии. В 2000 году храм вновь получил настоятеля, 26 марта того года была отслужена Божественная литургия, а в мае того года собор был полностью освобожден от музейного имущества и передан епархии.

Собор восстанавливался всем миром. Был произведен капитальный ремонт внутри и снаружи храма, на колокольню подняты новые колокола, среди них - 100-пудовый "Цесаревич". Иконостас, а также многие храмовые иконы были написаны мастерской под руководством Максима Красикова. 1 августа 2004 года епископом Читинским Евстафием был освящен придел в честь Богоявления, а 27 сентября того же года главный престол был освящен митрополитом Смоленским Кириллом.

9 июня 2004 года на соборном участке был заложен храм в честь Нерукотворного образа Спасителя, под окормление собора была также помещена городская часовня Царственных страстотерпцев. При соборе открылись воскресная школа для детей, с 1998 года - библиотека православной литературы. Велась просветительская деятельность направленная на борьбу с алкоголизмом, наркоманией и другими душевными и телесными болезнями.

С учреждением Улан-Удэнской епархии в 2009 году храм стал её кафедральным собором.

Статистика

  • 1878 - в соборном приходе 996 мужчин и 1013 женщин [9]
  • 1914 - в соборном приходе 1833 мужчин и 1815 женщин [10]

Улан-Удэнский Одигитриевский собор
Улан-Удэнский Одигитриевский собор

Архитектура

Кирпичный двухэтажный собор является видным образцом сибирского барокко енисейской школы с богатым декором. Основной объём - двусветный четверик с полуглавиями, перекрытый высоким сводом с люкарнами и главкой. С востока к нему примыкает пятигранный алтарь, с запада небольшая трапезная и массивная колокольня под шпилем. Стены здания имеют толщину около полутора метров, сложены из кирпича на известковом растворе. Помещения храма перекрыты кирпичными сводами, опирающимися на стены с применением железных связей. Собственно храм увенчан высоким куполом без кровли и световым двухъярусным фонариком. Круглые фронтоны с четырехлепестковым оформлением, фигурные кокошники органично соединены с куполом.

Настоятели

Святыни

Документы, литература

  • НАРБ, ф. 186, оп. 1, д. 242, л. 74.
  • НАРБ, ф. Р-248, оп. 3, ед. хр. 84, лл. 2, 15, 20, 23-24, 26, 32, 71-72.
  • Минерт Л. К., Архитектура Улан-Удэ, 1983, 24.
  • Демин Э. В., "260 лет Одигитриевскому собору," Знаменательные и памятные даты Бурятии 2001 год. Библиографический указатель краеведческой литературы, Улан-Удэ, 2001, 99-110.
  • Демин Э. В., Панов А. Б., Инженерно-сейсмическое обследование Свято-Одигитрисвского собора г. Улан-Удэ, Улан-Удэ, 2003.
  • Семина Г. И., "Судьба и история Одигитриевского собора," Правда Бурятии, 1994, 16 июля.

Использованные материалы



[1]  "Приходские общины православных церквей Верхнеудинска в конце XVII - начале XX вв.," приложение к Голованова М. А., История православных приходов и духовного сословия Верхнеудинска (Конец XVII - начало XX вв.) [дис. ... канд. ист. наук], Улан-Удэ, 2004, электронная библиотека диссертаций dslib.net, http://www.dslib.net/istoria-otechestva/istorija-pravoslavny...662

[2]  НАРБ, ф. Р-248, оп. 3, ед. хр. 84, л. 20, цит. по Жалсараев А. Д., Верхнеудинские храмы, домовые церкви и часовни, http://www.egregor.ru/vchd

[3]  Забайкальские епархиальные ведомости, 1907, №№ 18-19, 401, цит. по Жалсараев А. Д., Верхнеудинские храмы, домовые церкви и часовни, http://www.egregor.ru/vchd

[4]  НАРБ, ф. Р-248, оп. 3, ед. хр. 84, л. 23, цит. по Жалсараев А. Д., Верхнеудинские храмы, домовые церкви и часовни, http://www.egregor.ru/vchd

[5]  НАРБ, ф. Р-248, оп. 3, ед. хр. 84, л. 2, цит. по Жалсараев А. Д., Верхнеудинские храмы, домовые церкви и часовни, http://www.egregor.ru/vchd

[6]  НАРБ, ф. Р-248, оп. 3, ед. хр. 84, л. 15, цит. по Жалсараев А. Д., Верхнеудинские храмы, домовые церкви и часовни, http://www.egregor.ru/vchd

[7]  НАРБ, ф. Р-248, оп. 3, ед. хр. 84, лл. 71-72, цит. по Жалсараев А. Д., Верхнеудинские храмы, домовые церкви и часовни, http://www.egregor.ru/vchd

[8]  НАРБ, ф. Р-248, оп. 3, ед. хр. 84, лл. 32, цит. по Жалсараев А. Д., Верхнеудинские храмы, домовые церкви и часовни, http://www.egregor.ru/vchd

[9]  Иркутские епархиальные ведомости, 1878, № 37, 409, цит. по Жалсараев А. Д., Верхнеудинские храмы, домовые церкви и часовни, http://www.egregor.ru/vchd

[10]  НАРБ, ф. 186, оп. 1, д. 242, л. 74, цит. по Жалсараев А. Д., Верхнеудинские храмы, домовые церкви и часовни, http://www.egregor.ru/vchd

Редакция текста от: 15.05.2013 08:52:40

"УЛАН-УДЭНСКИЙ ОДИГИТРИЕВСКИЙ СОБОР" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google