НИКОЛАЙ (ДРОБЯЗГИН)

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Николай (Дробязгин) (1855 - 1924), архимандрит, миссионер

В миру Дробязгин Леонид Аркадьевич, родился в 1855 году в Таврической губерниии. Происходил из древнего дворянского рода Дробязгиных. Отец его был харьковский губернатор, предводитель дворянства. Мать, рожденная Акимова, была старшая сестра известного председателя Государственного Совета.

Выпускник юнкерских классов г. Николаева и минных офицерских классов г. Кронштадта.

Будучи морским офицером, увлекался оккультным мистицизмом. К сожалению, как явствует из рассказов самого о. Николая, приводимых свящ. Сергием Сидоровым в своих "Записках", легкомысленное доверие и интерес к языческой мистике о. Николай пронес через всю жизнь.

Увлеченный славой отца Иоанна Кронштадтского и епископа Феофана, он, будучи капитаном второго ранга, знакомится с отцом Иоанном и вступает в переписку с вышенским затворником.

Он стал паломником, затем - послушником Глинского старца Илиодора.

9 ноября 1896 года пострижен в монашество с наречением имени Николай в Александро-Невской лавре.

После рукоположения в священнический сан он служил миссионером в Китае (1897), Индии и Тибете в качестве священника в храмах различных посольств и как настоятель нескольких монастырей. Служил миссионером в Сибири. Три года кругосветных путешествий, начальник миссии и духовник королевы Болгарии.

С 1900 года - сотрудник миссии в Иерусалиме в сане архимандрита [1], в Париже и в Баден-Бадене, откуда после скандальной истории переведен 5 марта 1902 настоятелем Кавказского Николаевского миссионерского монастыря. Перевод был вызван доносом послушника, которого о. Николай торжественно в присутствии всей братии высек на дворе за прелюбодеяние. Донос заключался в том, что игумен Николай ходил на охоту.

С 25 августа 1903 по 1906 год - в Николо-Бабаевском монастыре, был заведующим Николо-Бабаевской церковноприходской школой (22 января 1904 - 1906), действительным членом Костромской губернской ученой архивной комиссии (24 октября 1903), которой пожертвовал 127 старинных монет.

Затем - начальник миссии в Персии и снова в Болгарии, где пробыл до 1912 года, когда бежал на Кавказ, где завел сношения с "плясовцами" [2].

В 1914 году был вызван в Санкт-Петербург, но не поехал, а поступил духовником гвардейского флотского экипажа. По сведениям свящ. Сергия Сидорова, участвовал в боях не только как священник, но и как наводчик-артиллерист.

В 1917 году случайно прибыл в Киев, остановился в Киево-Печерской лавре, где и окончил свои дни.

Могила архим. Николая (Дробязгина) на кладбище Киево-Печерской лавры. Июль 2012.
Могила архим. Николая (Дробязгина) на кладбище Киево-Печерской лавры. Июль 2012.
Осенью 1924 года [3], через месяц после того, как ему нанес визит некто Тухолка, автор книги "Черная магия", о. Николай был убит в своей келье "неизвестными лицами" – заколот кинжалом с особой рукояткой, явно носившей оккультное значение.

Похоронен на кладбище Киево-Печерской лавры.

Свящ. Сергий Сидоров вспоминал об о. Николае:

Часто бывая в Лавре, сперва как заведующий музеем и сотрудник Полиру, потом как священник, я очень был близок с ним. Веселый, быстрый, мало похожий на монаха, меня пленял отец Николай и своей добротой и своим абсолютно пренебрежительным отношением к окружающей действительности.

Он, несмотря на приключения на Востоке, в своей жизни являлся типичным представителем западного монаха, любил балагурить и вместе строго соблюдал малейшую букву монашеского молитвенного правила. Не было в покойном архимандрите ни малейшей лампадности елейных слов, грустно-безнадежной улыбки, не знал он пошлую сторону церковного быта.

Отношения отца Николая с братией Лавры были плохие. Правы были и те и отец Николай. Он справедливо упрекал братию в сплетнях; они не могли понять его суетливости.

Друзья были у отца архимандрита главным образом светские. Это были теософы, сатанисты, католики, дамы светские, некоторые киевские протоиереи и почти все юноши и девушки, ищущие Господа.

Бедность терпел отец Николай удивительную, и когда покойный Патриарх передал через меня ему червонец, я помню детскую радость его, помню, как он повторял: «Да как много, не знаю, что с ним и делать!» А кто не знавал его холодную сырую комнату, кто не слышал его тревог о дровах и хлебе?

О нездоровом увлечении о. Николая мистицизмом лучше всего говорит его собственный рассказ, приводимый свящ. Сергием Сидоровым:

"А есть хорошие монахи?» - спросил я его как-то. «Как же, есть. Вот возьмите Оптину, Валаам... Но все же не то, что у еретиков. Не видал я выше тибетских монахов. Вот это люди так люди... Тибетские монахи знамениты своими молитвами, они молятся целыми сутками, у них обряды сходны с нашими, и во многом они сходны с нами. Они научили меня замечательным заклинаниям. Я, когда был в Александро-Невской Лавре, воспользовался ими и изгнал темного духа из одной женщины".

Рассказу от лица о. Николая посвящена глава "Чудо факира и Иисусова молитва" книги о. Серафима (Роуза) "Приношение православного американца" [4]

Сочинения

  • Костромские святые и их церковно-народное почитание // Костромские епархиальные ведомости. – 1903. № 17. – Ч. н. – С.

Литература

  • Журнал заседания Костромской губернской ученой архивной комиссии 24 октября 1903 года // Костромские губернские ведомости. – 1903. - № 76. – С.
  • ГАКО. Ф. 130. Оп. 13. Д. 184. Л. 55 об.-56; Ф. 705. Оп. 1. Д. 180. Л. 20; Д. 194. Л. 1об.-2; Д. 197. Л. 1 об.-2.

Использованные материалы



[1]  Свящ. Сергий Сидоров называет его начальником миссии, но в списке начальников Русской духовной миссии в Иерусалиме не значится.

[2]  Так в "Записках" свящ. Сергия Сидорова с примечанием: "Плясовцы - здесь секта, образованная в России выселенными из русского Пантелеимонова монастыря и скитов на Афоне в 1913 году монахами-«имебожниками», в которую были вовлечены и многие миряне".

[3]  Время кончины приводится по Серафиму (Роузу), этот же год выбит на могильном кресте. Свящ. Сергий Сидоров пишет: "В ноябре 1923 года он был убит разбойником у себя в келье. Исполнилось то, что тревожило его всю жизнь. Я посетил летом 1924 года его могилу"

[4]  Иеромонах Серафим Роуз. Святое Православие. XX век. М., 1992, с. 117-121 - http://orthodoxy-book.ru/?p=376

Редакция текста от: 04.01.2018 14:15:45

"НИКОЛАЙ (ДРОБЯЗГИН)" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google