АРШАК II АРМЯНСКИЙ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Аршак II (+ не ранее 368/369), царь Великой Армении

Принадлежал к династии Аршакуни, сын царя Великой Армении Тирана. В 350 году [1], вместе с отцом, попал в персидский плен. В то время царь Тиран был ослеплён. В том же году, благодаря примирению с Римом, персидский шах Шапур II Великий отпустил армянский царский дом обратно на родину, причём Аршак стал новым царём при своём ушедшем на покой отце.

Воцарение и характеристика

В первые годы правления Аршака в Армении, по словам историка Фавста Византийца, под его началом "страна армянская между двумя царями умиротворилась, благоустроилась, организовалась, и все стали вкушать мир в местах своего жительства" [2]. Новый царь перераспределил государственные должности. При его ближайшем участии новым предстоятелем Армянской Церкви в 353 году стал Нерсес Великий - бывший меченосец царя, который показал себя выдающимся архипастырем, успешным преобразователем жизни народа, ценнейшим переговорщиком и советником царя.

Фавст Византиец, дающий развёрнутую характеристику царя и его правления, говорит что у того было "волосатое тело и смуглая кожа" [3]. Историк подчёркивает перемену, произошедшую в Аршаке в течение его жизни:

Насколько в молодом возрасте он действовал с божественной мудростью, настолько в зрелом возрасте впал в бесстыдство и распутство" [4].

Если первоначально царь прислушивался к мудрому духовному совету католикоса Нерсеса Великого, то впоследствии его приближенным стал жестокий евнух Айр Мардапет, который, как и при его отце, был вдохновителем резни знатных родов. При этом, от юности до последнего пленения в Персии, Аршак держал при себе своего пестуна и главного полководца, Васака Мамиконяна.

Внешняя политика

Аршак повёл самостоятельную внешнюю политику, стремясь сохранить независимость страны балансируя между Римом и Персией, которые старались привлечь его на свою сторону в своей вековой борьбе. По словам армянского историка Моисея Хоренского, Аршак "отнесся к римлянам с высокомерным пренебрежением; однако и к Шапуху он не был расположен всем сердцем [...] он бунтовал против своих сюзеренов, пока не получил воздаяние за надменность" [5]. Фавст Византиец повествует о том что по приказу Аршака армянские силы в течение шести лет занималось грабежами в землях под римским владычеством, вплоть до города Анкиры (ныне Анкара, столица Турции) [6]. При этом Аршаку удавалось избегать полномасштабного столкновения с Римом в чем ему, возможно, в качестве переговорщика помогал католикос Нерсес Великий [7].

Однако в условиях усиления Персии, Аршак более сколнялся на сторону Рима. В течение ряда лет он выпла­чивал дань римскому императору, а не персидскому шаху, и когда шах Шапур стал принуждать его отправить армянское войско на войну против Рима, армянский царь направил лишь небольшой отряд [8]. Клятва в верности, которую шах Шапур получил от Аршака, не удержала последнего от бегства из почётного плена в Персии и возвращения к самостоятельной политике [9]. Одновременно, римский историк и современник Аршака Аммиан Маркеллин пишет что армянский царь: "всегда был нашим другом и надёжным союзником" [10]. Под 360 годом Аммиан помещает сообщение о пребывании Аршака у императора Константия II, во время которого армянский царь якобы поклялся в верности Риму и с тех пор более не нарушал союза. В то время союз государственный был скреплён и брачным, по которому император дал в жены Аршаку Олимпиаду, бывшую ранее невестой императора Константа [11]. В 363 году Аршак участвовал в очередной римско-персидской войне на стороне Рима. Поражение римских сил обусловило заключение в том году Нисибисского мира, по которому Рим впредь отрекался от поддержки Аршака. Таким образом армянский царь остался один на один с враждебной Персией, в противостоянии с которой и потерял вскоре своё царство.

Внутреннее управление

В внутренней политике, желая укрепить центральную власть и покончить с сепаратизмом феодалов-нахараров, прибег к жестоким мерам даже по отношению к ближайшим родственникам. По сообщениям Фавста Византийца и Моисея Хоренского Аршак без суда и следствия по подозрению в измене убил своего двоюродного брата, Гнела, после чего завладел его богатствами, а вдову Парандзем взял себе в жены. Затем он убил и оговорившего Гнела племянника Тирита. Моисей Хоренский добавляет что Аршак не пощадил и отца, Тирана, которого тайно убил за суровые порицания.

Самым ярким проявлением линии на самовластие стало основание царём у южного подножия горы Арарат своей новой столицы - Аршакавана (ныне город Догубаязит, Турция) - где могли находить убежище беглые крепостные и рабы, неоплатные должники и разного рода преступники (Моисей Хоренский называет город Масис дзеракерт - "место сборища преступни­ков"). Таким образом Аршак рассчитывал образовать новый стол опоры царской власти и увеличить за счет подвластных нахарарам людей собственное податное население. Население города быстро росло, но нахарары резко протестовали и требовали от царя, чтобы им вернули их слуг, тем более что существовал закон о возвращении беглых. Но Аршак запретил применять этот закон в окрестностях нового города. Тогда нахарары во главе собственных отрядов двинулись к Аршакавану и взяли его штурмом, после чего его двадцатитысячное население было истреблено.

Аршак бежал в Иверию, откуда вернулся с иверской армией, желая отомстить мятежникам, однако не смог добиться решающего успеха, так как помощь мятежным феодалам оказывали и римляне и персы. При посредничестве католикоса Нерсеса Великого между воюющими сторонами было достигнуто примирение. Аршак пообещал не нарушать права нахараров, а они ему верно служить. Однако, ожесточенная борьба Аршака со знатью вскоре продолжилась. Царь отнял у вождей нахараров Камсараканов Гирак и Аршаруник, занял крепость Артагерс и истребил весь род Камсараканов. После этого многие нахарары, и ранее склонные прибегать к поддержке шаха против своего царя, отдались под покровительство Персии.

Религиозные вопросы

Как христианин, царь изначально выступил покровителем Церкви в Армении и способствовал претворению в жизнь разносторонних постановлений Аштишатского церковного Собора 354 года и других начинаний католикоса Нерсеса Великого. Однако, с течением времени между католикосом и царём назрел конфликт. Возможно, немилость Аршака была вызвана тесной связь католикоса с Константинополем, а также его антиарианскими взглядами [12]. Со своей стороны первосвятитель укорял царя в нечестивости создания им Аршакавана - города беглых преступников. Смело обличал царя и другой архипастырь, Хад Багревандский. Переломным моментом указывают убийство Аршаком своего племянника, Гнела, после которого Нерсес бесстрашно обличил царя и проклял его [13]. После разрыва первосвятителя с монархом, как пишет Фавст Византиец, "святой католикос Нерсес более не видел в лицо царя Аршака до дня его гибели" [14]. Временем ухода Нерсеса в изгнание указывают 359 год [15].

В его отсутствие по приказу царя в Армении был поставлен католикосом Чунак, чем был впервые нарушен порядок поставления армянских первосвятителей Кесарийским владыкой. Возможно, именно с этим рукоположением был связан Вагаршапатский Собор 366 года который, по инициативе царя, провозгласил независимость Армянской католикосской кафедры от Кесарийского престола [16].

В частной жизни имя Аршака запятнано такими тяжёлыми личными грехами как ряд убийств своих родичей и двоеженство (некоторое время его женами были и Олимпиада и Парандзем, после чего последняя отравила первую). Моисей Хоренский пишет о нём как об отцеубийце, Фавст Византиец говорит о нарушении клятвы данной им на Евангелии. При этом авторы показывают Аршака способным на слёзные покаянные порывы. Показательны слова, которые Фавст вкладывает в уста католикоса Нерсеса в ответ на просьбу восставших нахараров благословить их на свержение Аршака в союзе с язычниками-персами:

А вы вот желаете попасть на услужение к язычникам, утратить жизнь в Боге, отвергнуть ваших прирожденных государей, данных вам Богом, служить иноземным государям и принять их безбожную религию. Не дай Бог, чтобы вы полюбили эту (религию), одобрили ее и согласились отложиться от своего царя, поклоняющегося Богу. Ибо, если б Аршак в десять тысяч раз был хуже, но все же он верит в Бога, как бы он ни был грешен, все же он ваш царь[17].

Последние годы

Оставшись без римской поддержки, нажив многочисленных врагов в среде влиятельных феодалов-нахараров и потеряв твёрдую опору на Церковь, царь Аршак был вынужден протвостоять новому вторжению персов. Враг продвинулся до Ани-Камаха, но в решительном сражении на Айраратской равнине армянские войска, руководимые Васаком Мамиконяном, наголову разбили персов. Дальнейшие попытки персов продвинуться в глубь страны были отбиты. Но тогда распри между царем и нахарарами, утихшие было на время, вспыхнули с новой силой. Сперва от Аршака отошло Алдзникское нахарарство, потом восстали и перешли на сторону персов владетели других окраинных областей. Ввиду этих многочисленных измен царское войско оскудело людьми. Из-за смуты продолжать военные действия стало невозможно. Аршак принужден был искать мира. В 367 году Шапур пригласил армянского царя и Васака Мамиконяна в Ктесифон, якобы для заключения мирного договора, где их вероломно схватили.

Аршак II был заключен в темницу крепости Ануш (Ангуш, Айнуш, или Андмиш - "крепость забвения") в Хужастане, а персы, пользуясь безвластием в Армении, подвергли страну страшному разорению. Под нажимом шаха Аршак был вынужден вызвать царицу Парандзем к нему в Персию, но царица укрылась в крепости Артагерс и держалась там более года, прежде чем была захвачена и позорно замучена. После этого, когда к заключенному Аршаку пришел его преданный царедворец Драстамат, испросивший у шаха позволения покормить и утешить своего бывшего царя, низложенный царь воспользовался поданным ему столовым ножом чтобы убить себя [18].

Аршак имел одного ребенка - Папа, сына Парандзем - который спасся от персов в Римской империи и взошел на трон после отца.

Использованные материалы



[1]  Бытует также датировка 345 годом (см. например в кн.: Рыжов К. В., Все монархи мира: Древний Восток: Справочник, М.: Вече, 2006, ст. "Армении цари", https://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D...B8/), но это противоречит дате убийства царём Тираном архиепископа Исихия (347), и утверждениям Моисея Хоренского что Тиран правил 11 лет и что Нерсес Великий занял первосвятительскую кафедру "в третьем году царствования Аршака". См. Мовсес Хоренаци, История Армении, кн. III, глл. 17 и 20.

[2]  Фавстос Бузанд, История Армении (по изд.: Фавстос Бузанд, История Армении. Повести Бузанда, Ереван: Академия Наук Армянской ССР, 1953), кн. IV, гл. 1, http://www.vehi.net/istoriya/armenia/buzand/04.html

[3]  Фавстос Бузанд, История Армении (по изд.: Фавстос Бузанд, История Армении. Повести Бузанда, Ереван: Академия Наук Армянской ССР, 1953), кн. IV, гл. 15, http://www.vehi.net/istoriya/armenia/buzand/04.html

[4]  Фавстос Бузанд, История Армении (по изд.: Фавстос Бузанд, История Армении. Повести Бузанда, Ереван: Академия Наук Армянской ССР, 1953), кн. IV, гл. 12, http://www.vehi.net/istoriya/armenia/buzand/04.html

[5]  Мовсес Хоренаци, История Армении, кн. III, гл. 19, http://www.vehi.net/istoriya/armenia/khorenaci/03.html

[6]  Фавстос Бузанд, История Армении (по изд.: Фавстос Бузанд, История Армении. Повести Бузанда, Ереван: Академия Наук Армянской ССР, 1953), кн. IV, гл. 11.

[7]  Моисей Хоренский приписывает ему центральную роль в предотвращении столкновения с Римом и примирении, которое увенчалось браком царя Аршака II на Олимпиаде. Мовсес Хоренаци, История Армении, кн. III, гл. 21.

[8]  Мовсес Хоренаци, История Армении, кн. III, гл. 25.

[9]  Фавстос Бузанд, История Армении (по изд.: Фавстос Бузанд, История Армении. Повести Бузанда, Ереван: Академия Наук Армянской ССР, 1953), кн. IV, гл. 16.

[10]  Аммиан Маркеллин, Деяния, кн. XXV, гл. 7, цит. по англ. пер.: Ammianus Marcellinus, C. D. Yonge, trans., The Roman History of Ammianus Marcellinus, London: G. Bell and sons, Ltd., 1911, p. 394, http://www.gutenberg.org/files/28587/28587-h/28587-h.htm

[11]  Аммиан Маркеллин, Деяния, кн. XX, гл. 11.

[12]  Так по ст. "Nerses I. der Große (330-373)," Biographisch-bibliographisches Kirchenlexikon (Биографическо-Библиографический Церковный Словарь), Bd. VI, Herzberg, 1993, Spalten 619-620. Последнее заключение, вероятно, связано с союзом между Аршаком и императором-арианином Константием II.

[13]  См. Мовсес Хоренаци, История Армении, кн. III, гл. 24; Фавстос Бузанд, История Армении, кн. IV, гл. 15.

[14]  Фавстос Бузанд, История Армении, кн. IV, гл. 15.

[15]  Так по ст. "Nerses I. der Große (330-373)," Biographisch-bibliographisches Kirchenlexikon (Биографическо-Библиографический Церковный Словарь), Bd. VI, Herzberg, 1993, Spalten 619-620.

[16]  Джагацпанян Е. Д., "ВАГАРШАПАТСКИЕ СОБОРЫ", Православная энциклопедия, т. 6, с. 490-491, http://www.pravenc.ru/text/153817.html

[17]  Фавстос Бузанд, История Армении (по изд.: Фавстос Бузанд, История Армении. Повести Бузанда, Ереван: Академия Наук Армянской ССР, 1953), кн. IV, гл. 51, http://www.vehi.net/istoriya/armenia/buzand/04.html

[18]  Моисей Хоренский пишет о 30 годах правления Аршака II, но в историографии обычно это число считают преувеличенным. См. Мовсес Хоренаци, История Армении, кн. III, гл. 34.

Редакция текста от: 31.07.2016 23:35:41

"АРШАК II АРМЯНСКИЙ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google