Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

МОСКОВСКИЙ СОБОР 1589

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Освященный Собор "Великого Росийского и Греческого царствия", проходил в Москве с 17 по 26 января 1589 года. В мае того же года ряд соборян закрепили свои решение Уложенной грамотой.

Предпосылки

С середины XV века отношения между кириархальной Константинопольской и на деле обособившейся Русской Церквями были нарушены. Общение между Церквями на частном уровне не прервалось и Греческие Церкви продолжали принимать милостыню из Московского государства, но обособление Русской Церкви не пользовалось соборным вселенским признанием.

С начала 1580-х годов по инициативе благоверного царя Российского Феодора Иоанновича, при деятельном участии боярина Бориса Годунова велись переговоры с Константинопольской Церковью о каноническом установлении на Руси патриаршества. В 1586 году, пользуясь приездом за милостыней патриарха Антиохийского Иоакима, царь Феодор заявил в думе о своем желании "устроить в Москве превысочайший престол патриарший". Духовенство и бояре похвалили мысль, но прибавили, что нужно снестись с Восточными патриархами, чтобы никто не мог сказать, что патриарший престол в Москве устроен одной только царской властью. Патриарх Иоаким взялся представить решение думы Собору греческого духовенства. Год прошел без ответа, но в 1588 году Константинопольский патриарх Иеремия II решил ехать в Москву за милостыней. Вместе со свитой из греческого духовенства патриарх проехал через Речь Посполитую, через Смоленск, и прибыл 11 июля того года в Москву.

Переговоры с греческим посольством от лица русского правительства вел в основном шурин царя боярин Борис Годунов и вопрос об учреждении в России патриаршества был поставлен решительно. Среди членов греческого посольства существовали острые противоречия по этому вопросу - за учреждение Русского Патриархата тогда высказался святитель Арсений Элассонский. Выдвигались разные возможности - в частности, русская сторона предложила, чтобы сам Царьградский патриарх Иеремия сделался Всероссийским патриархом, но с проживанием во Владимире, что оказалось неприемлемым. Наконец было получено согласие Иеремии на поставление патриарха Всероссийского из русских. На это служение уже был намечен митрополит Московский святитель Иов. Лишь после этой подготовки был созван Собор.

Состав

На Собор сошлось высшее русское духовенство от архиереев до значительных игуменов и старцев, а также участники греческого духовного посольства.

Ход Собора

Освещенный Собор с открылся в Москве 17 января 1589 года.

23 января в Успенском Соборе были избраны на Московское патриаршество три кандидатуры: митрополита Московского святителя Иова, архиепископа Новгородского Александра, и архиепископа Ростовского Варлаама. С грамотами, скрепленными подписями епископов и содержащими имена избранников, патриарх Иеремия [1] направился во дворец для представления их царю. Благоверный Феодор Иоаннович выбрал святого Иова. Было совершено наречение Иова на патриаршество.

26 января 1589 года патриарх Иеремия в сослужении сонма архипастырей торжественно поставил святителя Иова патриархом Московским и всея Русии через хиротонию. В тот же день вошли в силу решения Собора об устройстве русских архиерейских кафедр.

Решения и последствия

Учреждение патриаршества в Русской Церкви с кафедрой в Московском Успенском соборе и возведение на престол святителя Иова были главными свершениями. Кроме этого Собор определил новое устройство архиерейских кафедр в Русской Церкви. С повышением Московской митрополичьей кафедры до патриаршей, сан митрополита закреплялся за четырьмя виднейшими кафедрами Великороссии - Новгородской, Казанской, Ростовской и Крутицкой. Сан архиепископа был определен для шести владык - Вологодских, Суздальских, Смоленских, Рязанских, Тверских и Нижегородских. Было также решено установить восемь кафедр епископов - Псковскую, Ржевскую, Великоустюжскую, Белозерскую, Коломенскую, Брянскую, Дмитровскую, и еще одну, для которой предстояло определить место позднее.

После Собора последовали торжественные обеды, устроенные царем и царицей в честь патриарха Иеремии. Члены греческого посольства получили богатые дары, большинство покинули Москву лишь в мае того года. Решения Собора были закреплены в Уложенной грамоте о патриаршестве в России (см. полный текст). Грамота была составлена в мае, по указанию царя Феодора Иоанновича, пожелавшего перед отъездом Иеремии получить документ "для утверждения от рода в род и навеки" нового состояния Русской Церкви.

Важнейшим последствием Собора было вселенское признание нового положения Русской Церкви. В Соборы Восточных иерархов в 1590 и в 1593 годах утвердили каноническую самостоятельность Московского Патриархата. При этом, для Церкви Малороссии - в пределах Речи Посполитой - деятельность патриарха Иеремии во время его возвращения из Москвы в 1589 году возбудила недовольство, которое послужило прелюдией к заключению Брестской унии. Решения касательно епархий были проведены в жизнь лишь частично. Все четыре митрополии стали ими на деле. Из намеченных шести архиепископий пять получили новый статус, но Нижегородская кафедра так и не была образована. Среди намеченных восьми епископий до Собора существовала лишь Коломенская, после Собора открылась Псковская, а остальные так и не появились.

Использованные материалы



[1]  По данным статьи Православной Энциклопедии об Арсении Элассонском, http://www.pravenc.ru/text/76326.html, акт избрания во дворец доставил святитель Арсений.

Редакция текста от: 29.01.2019 20:01:56

"МОСКОВСКИЙ СОБОР 1589" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google