ДИАКОНИССА

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Диакони́сса (или диакони́са, цсл.: служительница, от греч.: Διακόνισσα) - особый разряд женщин, принявших посвящение и несущих определенные церковные обязанности

В Древней Церкви

Чин диаконисс возник во времена апостолов, т. к. исполнение обязанностей диакона одними мужчинами во многих случаях было сопряжено с неудобствами. Уже апостол Павел рекомендует святую Фиву как "диакониссу церкви Кенхрейской" в Послании к Римлянам (Рим. 16, 1-2). Диаконисс ставили из вдов и девиц. Им вверялись следующие обязанности:

  1. приготовляли женщин к принятию Крещения, объясняли им значение отдельных священнодействий чинопоследования, вопросов и ответов, задаваемых по время его совершения, обучали поведению после совершения таинства;
  2. помогали священнослужителям во время самого Крещения;
  3. исполняли поручения епископов, посещая больных и бедных женщин;
  4. стоя у дверей храма, размещали входящих женщин по порядку и следили за их поведением по время богослужения.

В Апостольских постановлениях IV века сохранились остатки очень древнего чина посвящения диаконисс. Также, Апостольские постановления указывают, что диакониса "без диакона ничего пусть не делает и не говорит" и "никакая женщина да не приходит к диакону или епископу без диаконисы". О диакониссах говорит и 19-е правило I Вселенского Собора. Матфей Властарь свидетельствует, что во время посвящения диаконисс епископ, сняв омофор, возлагал на шею диакониссы диаконский орарь, который она носила обоими концами вперед. Причащались диаконисы после диаконов, приняв чашу из рук епископа, они сами ставили её на престол.

Чин диаконисс нередко упоминается в церковно-юридических документах (IV Вселенский Собор, пр. 15; VI Вселенский Собор, пр. 14, 40 и 48; Василий Великий, пр. 24; VI новелла Юстиниана и др.). Из числа диаконисс той эпохи прославлены святые Фива Кен­х­рей­ская и Олим­пи­а­да Кон­стан­ти­но­поль­ская; мученицы Та­тиана Рим­ская, Иустина Антиохийская и Аполлония Александрийская; исповедница Поплия Антиохийская; мать свя­ти­те­ля Григория Богослова праведная Нон­на На­зи­анзская; сестра святителей Василия Великого, Григория Нисского и Пет­ра Се­ва­стий­ско­го блаженная Феозва; преподобные Ксения Миласская, Платонида Сирская и игумения Дом­ни­ка Кон­стан­ти­но­поль­ская.

После VIII века чин диаконисс в Восточной Церкви перестал существовать, вытесненный монашествующими женщинами.

Новейшая история

В Русской Православной Церкви чина диаконисс, по-видимому, не существовало до новейшей истории. В XIX веке вопрос о поставлении диаконисс в миссионерских целях был поднят преподобным Макарием (Глухаревым). В 1870-х - 1880-х годах диакониссы служили в составе Русской духовной миссии в Японии. В начале XX века была сделана попытка ввести служение диаконисс и в центральной России: великая княгиня преподобномученица Елисавета Феодоровна хотела посвятить сестёр Московской Марфо-Мариинской обители в диакониссы с частичным восстановлением чина. Вызванный в качестве советника по этому вопросу литургист и церковный историк А. А. Дмитриевский высказался за восстановление чина в полном объёме. 2 февраля 1911 года на обсуждении вопроса в Святейшем Синоде митрополит Санкт-Петербургский Антоний (Вадковский) и епископ Саратовский, священномученик Ермоген (Долганёв) выступили против даже неполного восстановления чина, результатом чего явилась отрицательная резолюция императора страстотерпца Николая II [1].

В период богоборческого притеснения в СССР роль женщины в жизни Русской Православной Церкви значительно возросла. В годы гонений известны отдельные случаи использования чина поставления диаконисс - так, преподобноисповедница Параскева (Матиешина), будучи инокиней, в 1921 году была посвящена священномучеником Серафимом (Звездинским) по древнему чину в диакониссы, на алтарное служение. К концу XX века по некоторым оценкам более 80% верующих Русской Церкви составляли женщины. На практике в большинстве приходов женщины (как правило, пожилого возраста) выполняли обязанности чтеца, певца и свещеносца и в соответствии с каноническим правом должны быть посвящены в эти церковные должности с ношением стихаря. Однако в Русской Церкви хиротесия над женщинами никогда не совершалась.

Вопрос о возрождении чина диаконисс поднимался и в других поместных Церквах. На исходе 2016 года Священный Синод Александрийского Патриархата одобрил предложение возродить институт диаконисс с целью способствовать миссионерскому служению Церкви. 17 февраля 2017 года Александрийский патриарх Феодор II посвятил в диакониссы несколько женщин, которые будут помогать в миссионерской деятельности Катангской митрополииКонго), особенно в таинстве крещения взрослых, венчания, а также в катехитической деятельности Церкви.

См. также

Использованные материалы



[1]  Герд Л. А., Акишин С. Ю, "Дмитриевский Алексей Афанасьевич", Православная Энциклопедия, т. 15, с. 429-438, http://www.pravenc.ru/text/178601.html

Редакция текста от: 16.02.2018 16:13:04

"ДИАКОНИССА" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google