ИЕРУСАЛИМСКИЙ СОБОР 1672

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Иерусалимский Поместный Собор, также известный как Вифлеемский, проходил под председательством патриарха Иерусалимского Досифея II по случаю освящения отреставрированного в марте 1672 года Храма Рождества Христова в Вифлееме. Собор выработал исповедание Православной веры в 18 главах — один из важных вероучительных документов нового времени.

Подготовка

Собор был созван патриархом Иерусалимским Досифеем II с целью верно выразить исповедание Православной веры, опровергнув протестантские искажения в "Исповедании веры" вышедшим под именем патриарха Константинопольского Кирилла (Лукаря) и дополнив "Исповедание" митрополита Киевского Петра (Могилы).

Еще в 1670 году патриарх Досифей составил "Руководство по опровержению кальвинского помешательства, оклеветавшего Восточную Соборную и Апостольскую Церковь" которое легло в основу впоследствии выработанного Собором Исповедания веры. В 1672 году Досифей обратился к патриарху Константинопольскому Дионисию IV за энцикликой которая могла бы слущить точным выражением веры. С помощью своих предшественников Парфения IV, Климента и Мефодия III Дионисий составил энциклику которая и была представлена Собору.

Состав и ход Собора

На Собор сошлось духовнество Иерусалимской Церкви и ряд представителей других Поместных Церквей - в общей сложности 71 клирик из греков, русских и арабов.

Рассмотрев кальвинистское вероисповедание, изданное будто бы Константинопольским патриархом Кириллом (Лукарём) от лица Православной Церкви, Собор признал это еретическое писание не принадлежащими перу Кирилла. Рядом выписок из подлинных сочинений патриарха Кирилла Собор доказал, что Кирилл был энергическим противником протестантизма. Причиной анафематствования патриарха Кирилла на Константинопольском Соборе 1638 года Собор счёл то, что Кирилл не написал опровержения на приписываемое ему сочинение.

Собор также рассмотрел вероисповедание составленное митрополитом Киевским Петром (Могилой) и признал это сочинение вероучительной книгой Православной Церкви.

Наконец, на Соборе была зачитана и принята подготовленная энциклика, ставшая новым исповеданием Православной веры в 18 главах.

Значение

После Собора патриарх Дионисий подготовил принятое исповедание для публикации и выпустил в Яссах. Соборное изложение о вере было также напечатано на греческом и латинском языках в Париже в 1675 году.

Этот текст, широко известный как "Исповедание Досифея" или, в совокупности с другими документами, "Послание патриархов восточно-кафолической Церкви о православной вере," приобрел большое значение как важный вероучительный документ Православной Церкви. Благодаря своей уникальности, это "Исповедание" впоследствии стало широко использоваться как православными, так и инославными богословами в догматическом и сравнительном богословиях.

Использованные материалы

Редакция текста от: 20.04.2012 02:34:57

"ИЕРУСАЛИМСКИЙ СОБОР 1672" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google