ТУНИССКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ХРАМ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Тунисский Воскресенский храм.  Фото 2008 г.
Тунисский Воскресенский храм. Фото 2008 г.
Храм в честь Воскресения Христова в г. Тунисе, ставропигиальный приход Русской Православной Церкви в черте Карфагенской епархии Александрийской Православной Церкви

Храм расположен в центре города, в минуте ходьбы от пересечения 2-х главных Авеню Бургибы и Мохаммеда V, где расположены большие часы с фонтаном.

Приход составился из русских православных верующих после 1920 года, когда в Бизерту прибыла эскадра Черноморского флота России отказавшаяся служить большевикам. Основателем прихода собственно в городе Тунисе стал митрофорный протоиерей Константин Михаловский. Вначале храм в честь Воскресения Христова был устроен в помещении нанятом у арабов, в доме № 60, rue Selliers. Храм оборудовали утварью взятой из корабельной церкви. Так-как отец Константин приобрёл большое уважение среди арабского населения и многочисленной местной греческой колонии, ему удалось хорошо обустроить русскую домовую церковь. Отец Константин также неоднократно служил в местном греческом православном храме, но находился при этом в каноническом ведении Русской Православной Церкви Заграницей.

С конца 1940-х годов русская община соотечественников в Тунисе пополнилась новыми пришельцами – переселенными лицами и беженцами времён Вторая мировая война. Если в середине 1940-х годов Тунисский храм находился в ведении Западноевропейского экзархата Московского Патриархата, с прибытием «второй волны» эмигрантов церковь вновь перешла к Зарубежной Церкви. Русский храм пострадал от бомбардировок, которым подвергалась военно-морская база во время военных действий, но к 1949 году был восстановлен. С пополнением паствы и оживлением церковной жизни Зарубежная Церквь сделала попытку основать Северо-Африканскую епархию с центром в Тунисе, для чего с 1951 года сюда направили архиепископа Пантелеимона (Рудыка).

Его наследник, епископ Нафанаил (Львов), сумел устроить детскую школу и поднять приход на дело возведения статного храма, призванного стать кафедральным. В 1953 году удалось приобрести у города участок для храма и приходского дома. Главным строителем нового храма стал русский архитектор В. Е. Лагодовский [1]. Храм строился исключительно на средства прихожан, но большую сумму пришлось одолжить. Вскоре после закладки новой церкви 11 октября 1953 года, владыка Нафанаил был переведён на другое служение и попытка организовать епархию вскоре была оставлена. Несмотря на нестроения и заминку, вызванные этим, храм был выстроен в течение приблизительно двух лет. С июня 1955 года гразданские законы признают "Православную ассоциацию церкви Воскресения в Тунисе." В 10 июня 1956 года [2] новая церковь была освящена архиепископом Западноевропейским святителем Иоанном (Максимовичем) и епископом Женевским Леонтием в сослужении с настоятелем, иеромонахом Митрофаном. Был также возведен приходской дом с квартирой для настоятеля и комнатой для диакона-псаломщика, библиотека, залы для собраний и приёмов, комната для престарелых. Благодаря усердным сборам, долг удалось быстро выплатить и около 30 человек стариков устроены в дом престарелых во Франции.

Вскоре, в связи с объявлением независимости Туниса, большинство русских эмигрантов последовало примеру французов и начали быстро разъезжаться в другие страны. С 1963 году своего настоятеля у убывающего прихода уже не было, и окормлял его изредка служивший настоятель Тунисской греческой церкви. Остро встал вопрос о содержании церквей и сохранении их имущества. Зарегистрировать храм как памятник истории - чтобы получить средства на ремонт - не удалось. Тем не менее, количество прихожан стало постепенно увеличиваться за счет женщин из СССР, вышедших замуж за тунисцев, получивших образование в советских вузах.

После почти тридцати лет без настоятеля, в феврале 1990 года А. А. Ширинская-Манштейн, возглавившая русскую православную общину в Тунисе, обратилась к патриарху Московскому и всея Руси Пимену с просьбой о принятии прихода в Московский Патриархат и присылке священника. По её словам архиепископ Женевский Антоний, окормляющий приход со стороны Зарубежной Церкви, также согласиля что это будет единственным способом спасти русские церкви, на которые уже стали покушаться тунисцы под предлогом их бездействия. В марте и июне 1990 года в Тунисе побывал и встретился с верующими экзарх патриарха Московского при патриархе Александрийском архимандрит Феофан, который затем рапортовал о благоприятной возможности открыть приход. 18 февраля 1992 года патриарх и Священный Синод постановили принять русскую православную общину в Тунисе.

К этому времени, благодаря взносам новых членов православных ассоциаций Туниса и Бизерты, а также различных благотворителей, удалось частично отремонтировать храмы. Приезд священника Димитрия Нецветаева сплотил верующих и значительно оживил приходскую жизнь, в храм стали ходить православные разных национальностей. В двунадесятые праздники службы стал совершать православный митрополит Карфагенский, на чьей канонической территории расположен храм. Приход вступил в тесное сотрудничество в организации культурных мероприятий с местным представительством Российского центра международного научного и культурного сотрудничества и Российским центром науки и культуры в Тунисе.

Однако, из-за того что приход в 1988 году не прошёл обязательной перерегистрации, в 1994 году тунисские власти заявили своё право собственности на церковные земельные участки. Вдобавок, в 1992 году тунисское правительство, в целях противодействия исламскому фундаментализму, запретил и распустил в стране все религиозные организации. На 1997 год тунисские власти не высказывали никаких претензий к православной общине и её настоятелю, но положение приходов оставалось нестабильным.

В ходе беспорядков 2011 года храм не пострадал и богослужения продолжались.

Храм представляет из себя небольшое белоснежное здание с покрытым глазурью куполом, увенчанным золотым крестом.

Статистика

  • 1949 [3] – 25 русских семейств
  • ок. 1953 [4] – более 250 человек
  • 1965 [5] – 48 прихожан

Настоятели

Использованные материалы

  • Соллогуб, А. А., гр., ред., Русская Православная Церковь Заграницей. 1918-1968, Нью-Йорк: Русская Духовная Миссия в Иерусалиме, 1968, т. II, 1293-1296.
  • Ростислав (Колупаев), игум., Русские в Северной Африке, гл. 3, «Приходская жизнь в Тунисе»:
  • Фомин, Олег, "Русская православная община в Тунисе. Русские в Бизерте," портал Русское воскресение:
  • "Православная община Туниса отпраздновала 50-летний юбилей храма Воскресения Христова," 12 июня 2006:
  • "Зарубежные учреждения Московского Патриархата," официальный сайт Русской Православной Церкви:
  • "Мы не знаем, сможем ли служить на Крещение," портал Россия в красках, 17 января 2011:
  • Шкаровский М.В., проф. Русские церковные общины в Тунисе (Доклад на конференции "Судьба русской эскадры. Севастополь-Бизерта. 90 лет похода", Санкт-Петербург, Александро-Невская лавра, 2-3 декабря 2010 г.):



[1]  http://teolog.ru/lib/t2.php?pid=83 указывает архитекторов Козмина и Логодовского.

[2]  Так по http://www.pravoslavie.ru/news/17671.htm. Фомин, Олег, "Русская православная община в Тунисе. Русские в Бизерте," портал Русское воскресение, http://www.voskres.ru/info/fomin.htm указывает июль 1956. Соллогуб, А. А., гр., ред., Русская Православная Церковь Заграницей. 1918-1968, Нью-Йорк: Русская Духовная Миссия в Иерусалиме, 1968, т. II, 1294 указывает 1955 год.

[3]  Ростислав (Колупаев), игум., Русские в Северной Африке, гл. 3, «Приходская жизнь в Тунисе», http://teolog.ru/lib/t2.php?pid=83

[4]  Соллогуб, А. А., гр., ред., Русская Православная Церковь Заграницей. 1918-1968, Нью-Йорк: Русская Духовная Миссия в Иерусалиме, 1968, т. II, 1294.

[5]  Соллогуб, А. А., гр., ред., Русская Православная Церковь Заграницей. 1918-1968, Нью-Йорк: Русская Духовная Миссия в Иерусалиме, 1968, т. II, 1296.

Редакция текста от: 29.06.2016 11:30:57

"ТУНИССКИЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ХРАМ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google