ХОМЯКОВ АЛЕКСЕЙ СТЕПАНОВИЧ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

А.С.Хомяков. Конец 1850-х годов
А.С.Хомяков. Конец 1850-х годов
Алексей Степанович Хомяков (18041860), русский религиозный философ, историк, экономист, разрабатывавший проекты освобождения крестьян, автор ряда технических изобретений, полиглот-лингвист, живописец, поэт и драматург, публицист, основатель славянофильства, член-корреспондент Петербургской Академии Наук (1856)

Родился 1 мая 1804 г. в Москве. Предки его по обеим линиям принадлежали к родовитым семьям дворян-землевладельцев. Официально родословие Хомяковых восходит ко времени Василия III Ивановича, при котором Борис и Алексей, дети Хомяковых участвовали в Смоленском походе в качестве ловчих. Именно «ловитва» - охота – долгое время была основным занятием мужчин хомяковского рода.

Отец, отставной гвардии поручик Степан Александрович Хомяков (+ 1836), по описанию современников, отнюдь не придерживался почвеннического мировоззрения, но, напротив, был страстным англоманом и даже входил в число основателей знаменитого Английского Клуба в Москве. Однако другая страсть владела им куда сильнее – отец А.С. Хомякова был одержим карточной игрой и, в итоге, в своем же клубе, он проиграл почти все семейное состояние, больше миллиона рублей. После этого, как метко подмечает Сергей Хоружий в своей книге «Современные проблемы православного миросозерцания», «…в семействе произошла гендерная революция: мать философа, Мария Алексеевна Киреевская, дама сильного, властного, гордого характера, отстранила мужа от ведения дел и стала сама главою дома». Как отмечает в своей книге «Три русских пророка: Хомяков, Достоевский, Соловьев» Н.М. Зернов, Мария Алексеевна Хомякова (урожденная Киреевская, + 1858) "будучи воспитанной в консервативных традициях, сохранила подлинно русский дух и глубокую приверженность православному укладу жизни…". В семье Хомяковых неукоснительно соблюдались «обряды и традиции русского православия – постились, посещали церковь, читали творения св. отцов и житийную литературу, давали приют странникам». Мария Алексеевна во многом способствовала искреннему и последовательному воцерковлению сына, и, именно ей Хомяков, по собственным словам, был обязан "своим направлением и своей неуклонностью в этом направлении".

Имение А.С.Хомякова Липицы Сычевского уезда Смоленской губернии. Флигель  господского дома
Имение А.С.Хомякова Липицы Сычевского уезда Смоленской губернии. Флигель господского дома
Семья жила зимой в Москве, летом – в имениях.

Е.М.Хомякова. Портрет работы неизвестного художника. 1830-е годы
Е.М.Хомякова. Портрет работы неизвестного художника. 1830-е годы
В 1836 г. Хомяков женился на Екатерине Михайловне Языковой, сестре поэта Николая Михайловича Языкова. Брак был на редкость счастлив. Жена полностью разделяла убеждения Хомякова и поддерживала его во всех начинаниях. У них родились четыре сына и пять дочерей. Она скончалась в три дня от тифа, в возрасте 35-ти лет, в 1852 году.

Образование

А.С. Хомяков получил основательное домашнее образование. Особенное внимание обращено было на языки: французский, немецкий, английский и латинский. Последнему его учил французский эмигрант, аббат Boivin.

О фантастической способности А.С. Хомякова к языкам говорят многие исследователи. По расчетам одних, Хомяков владел более 20 иностранными языками, другие считали за 30. Он постоянно работал над собой и совершенствовал свои и без того огромные познания. Бесподобные знания позволили Алексею Степановичу доказать соответствие русского языка с санскритским, то есть с литературным языком древней и средневековой Индии.

В 1815 г. семья переехала в Санкт-Петербург. 11-летнему Хомякову Санкт-Петербург показался языческим городом. В Санкт-Петербурге Хомякова учил русской словесности драматический писатель Жандр, друг Грибоедова.

Образование Хомякова закончилось в Москве, где по зимам жили его родители после отъезда из Санкт-Петербурга (1817 - 1820).

В 1822 г. окончил физико-математическое отделение Московского университета и в 17 лет сдал экзамен на степень кандидата математических наук. В том же году начал печататься (перевод сочинения Тацита). Проявил большой интерес к литературному творчеству и к философии немецкого идеализма (он отрицательно относился к выводам Шеллинга и Гегеля, но пользовался ими как аргументами в спорах).

Военная служба. Декабристы

Когда в 1821 году началось восстание против турецкого ига в Греции, юный Хомяков, учившийся в Московском университете и получивший там степень кандидата математики, обзавелся фальшивым паспортом, накопил денег, купил нож и отправился на помощь угнетенным, однако был вскоре задержан и возвращен домой.

Так и не став ученым-математиком, молодой кандидат наук поступил на военную службу. С 1822 г. по 1825 г. он на военной службе: сначала в Астраханском кирасирском полку, в Херсонской губернии, а затем в лейб-гвардии Конном полку, в Санкт-Петербурге.

Вот что писал его командир:

«...образование его было поразительно превосходное. Какое возвышенное направление имела его поэзия. Он не увлекался направлением века к поэзии чувственной. У него все нравственно, духовно, возвышенно. Ездил верхом отлично, прыгал через препятствия в вышину человека. Обладал силою воли не как юноша, но как муж, искушенный опытом. Строго исполнял все посты по уставу Православной Церкви, в праздничные и воскресные дни посещал все богослужения. В то время уже было значительное число вольнодумцев, многие глумились над исполнением уставов Церкви, утверждая, что они установлены для черни. Но Хомяков внушил к себе такую любовь и уважение, что никто не позволил себе коснуться его верования. Впрочем, он был выше мелкого чувства ложного стыда, и жалкие насмешки не волновали бы его. Хомяков не позволял себе вне службы употреблять одежду из тонкого сукна, даже дома, и отвергал позволение носить жестяные кирасы вместо железных, полупудового веса, несмотря на малый рост и с виду слабое сложение. Относительно терпения и перенесения физической боли обладал он в высшей степени спартанскими качествами»[1]

В это время Хомяков устанавливает знакомство с поэтами-декабристами, печатает в "Полярной звезде" (альманах Рылеева и Бестужева) стихотворение "Безсмертие вождя" (1824).

Один из современников вспоминал:

"Рылеев являлся в этом обществе оракулом. Его проповеди слушались с жадностью и доверием. Тема была одна — необходимость конституции и переворота посредством войска. Посреди этих людей нередко являлся молодой офицер, необыкновенно живого ума. Он никак не хотел согласиться с мнениями, господствовавшими в этом обществе, и постоянно твердил, что из всех революций самая беззаконная есть революция военная. Однажды, поздним осенним вечером, по этому предмету у него был жаркий спор с Рылеевым. Смысл слов молодого офицера был таков: "Вы хотите военной революции. Но что такое войско? Это собрание людей, которых народ вооружал на свой счет и которым он поручил защищать себя. Какая же тут будет правда, если эти люди, в противность своему назначению, станут распоряжаться народом по произволу и сделаются выше его?" Рассерженный Рылеев убежал с вечера домой. Князю Одоевскому этот противник революции надоедал, уверяя его, что он вовсе не либерал и только хочет заменить единодержавие тиранством вооруженного меньшинства. Человек этот — А.С. Хомяков". [2]

В 1825 году Хомяков вышел в отставку и уехал за границу (Париж, Италия, Швейцария, Австрия).

В Париже он с увлечением занимался живописью, писал историческую драму "Ермак". Но к Парижу оставался холоден, Францию воспринимал как средоточие всех отрицательных сторон западноевропейской цивилизации. В одном из писем домой, относящихся ко времени его пребывания в Париже, Хомяков мимоходом упоминает, что он строго соблюдает правила Великого поста.

В 1828 году с началом Русско-турецкой войны вернулся в Россию на службу в Белорусский гусарский полк, служил адъютантом при генерале Мадатове и принимал участие в нескольких сражениях; был дважды ранен и за храбрость получил орден святой Анны с бантом и Владимирский крест. По заключении Адрианопольского мира вышел в отставку и занялся сельским хозяйством в своих имениях в Тульской, Рязанской и Смоленской губерниях.

Философские и общественно-политические взгляды

А.С.Хомяков. Портрет работы неизвестного художника. 1830-е годы
А.С.Хомяков. Портрет работы неизвестного художника. 1830-е годы
После русско-турецкой войны Хомяков постепенно все больше погружается в философские раздумья и научные занятия, в которых огромное место занимают вопросы соотношения и взаимодействия русской и европейской культур. Своеобразным толчком для кристаллизации его мыслей послужила публикация в 1836 году в журнале "Телескоп" первого философического письма П.Я. Чаадаева, резко критиковавшего историческое прошлое России и призывавшего к всецелому копированию европейского пути.

В течение 1830-х годов у мыслителя сложилась стройная система взглядов, которую несколько позднее критики назовут «славянофильством», термином, который сами ранние славянофилы использовали крайне редко. Итогом мировоззренческой эволюции Хомякова стало написание им статьи «О старом и новом», изначально не предназначавшейся для печати и прочитанной зимой 1838-1839 гг. на одной из «сред» И.В. Киреевского в Москве. Именно в этой работе Хомяковым были обозначены ключевые темы дальнейших дискуссий славянофилов и западников: «Что лучше, старая или новая Россия? Много ли поступило чуждых стихий в её теперешнюю организацию?.. Много ли она утратила своих коренных начал и таковы ли были эти начала, чтобы нам о них сожалеть и стараться их воскресить?»

В начале 1840-х годов славянофильская доктрина получает выработанный и стройный вид во время споров Хомякова с западниками (Герценом, Грановским и др.) в салонах Елагиной и Свербеевых. Обладая огромной эрудицией, особенно в сфере церковной истории и богословия, и необыкновенными диалектическими способностями, Хомяков был на голову выше западников и легко опровергал их схемы.

Взгляды Хомякова тесно связаны с его богословскими идеями и в первую очередь с экклезиологией. В истории подлинный идеал церковной жизни сохраняет, по убеждению Хомякова, только православие, гармонически сочетая единство и свободу и тем самым реализуя центральную идею Церкви – идею соборности. Напротив, в католицизме и протестантизме принцип соборности исторически нарушен. В первом случае – во имя единства, во втором во имя свободы. Но и в католицизме, и в протестантизме, как доказывал Хомяков, измена соборному началу привела только к торжеству рационализма, враждебного «духу Церкви».

В конце второй половины 1840-х годов он написал "Опыт катехизического изложения учения о Церкви"; этот труд был издан только после его смерти в "Православном Обозрении" 1864 г. К 18441855 гг. относится переписка Хомякова с англичанином Пальмером, вызванная желанием последнего оставить англиканскую Церковь. В эти годы Хомяков с особенной обстоятельностью рассматривает Православие в его отношениях к католичеству и протестантству в трех брошюрах, вышедших по-французски за границей в 1853, 1855 и 1858 гг. под общим заглавием: "Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях". Во второй брошюре результатом нравственного братоубийства, выразившегося в разделении церквей, выставляется, между прочим, союз Запада с исламом против Православия.

Наиболее полно взгляды Хомякова на природу и роль Церкви раскрыты в знаменитой статье «Церковь одна» (впервые опубликована в Берлине в 1867 году, в России - в 1879 году). При построении всех философских положений Хомяков исходил из учения Святых Отцов Православной Церкви.

"Хомяков первый раскрыл основные черты русского православного сознания – в категориях, привычных европейской мысли того времени. Этот отставной ротмистр, воспитанный французским аббатом, изучавший математику в Москве и живопись в Париже, стал главным проводником славянофильской философии жизни и в то же время первым оригинальным богословом и истинным глашатаем Русской Церкви." [3]

Славянофильская историософия представлена в основном в «Семирамиде» Хомякова. Название произведению дал Н.В. Гоголь: заглянув однажды в рукопись Хомякова, он увидел там имя древней царицы и пошутил: "Алексей Степанович Семирамиду пишет". В этой незавершенной работе (опубликована уже после смерти автора) была сделана попытка целостного изложения всемирной истории, определения ее смысла.

У Хомякова было очень глубокое сознание не только особого пути России, но и всемирной задачи России. Эта всемирная задача, по мнению Хомякова, состояла в том, чтобы освободить человечество от того одностороннего и ложного развития, какое получила история под влиянием Запада. «Западная Европа, — отмечал Хомяков, — развивалась не под влиянием христианства, а под влиянием латинства, т. е. христианства односторонне понятого».

А.С. Хомяков, безусловно, считал православную монархию единственно приемлемой для России формой государственного устройства, хотя при этом выступал за созыв Земского собора, связывая с ним надежду на разрешение противоречия между «властью» и «землей», возникшее в России в результате западнических реформ Петра I. Как и другие славянофилы, Хомяков был убежденным противником крепостного права, обосновывая эту позицию Евангельским учением, что отразилось в 1854 г. в его стихотворении "России" с обличительными строчками: «В судах черна неправдой черной / И игом рабства клеймена...».

В 1858 г. на дворянском съезде в Туле он поддержал вместе с И.С. Тургеневым, Л.Н. Толстым и другими, предложение прогрессивной группы тульских дворян о необходимости освобождения крестьян с наделом земли за выкуп.

С 1856 по 1860 годы славянофилами издается журнал «Русская беседа» (издатель-редактор А.И. Кошелев, соредакторы - Т.И. Филиппов, затем П.И. Бартенев). «Русская беседа» выступала за сохранение крестьянской общины после реформы, освобождение крестьян с землей за выкуп, за отмену смертной казни; пыталась связать проповедь религии в народе с распространением всеобщей грамотности.

Титульный лист первого номера журнала «Русская беседа» (1856–1860), созданного по инициативе А.С.Хомякова
Титульный лист первого номера журнала «Русская беседа» (1856–1860), созданного по инициативе А.С.Хомякова

Интересны мысли А.С. Хомякова о необходимости разностороннего, гармонического, университетского образования юношества, изложенные в его статье «Об общественном воспитании в России» (1850г.). «Строй ума ребенка, которого первые слова были: Бог, тятя, мама – будет не таков, как у ребенка, которого первые слова были: деньги, наряд или выгода».

Только с 1879 года, по ходатайству графа Д.Толстого и при содействии великого князя Константина Николаевича, богословские сочинения Хомякова разрешили печатать в России. Положительный отзыв Св. Синоду о Хомякове дал харьковский архиепископ Нектарий. Первое русское издание трактата «Опыт катехизического изложения учения о Церкви» (М., 1880) сопровождалось следующим примечанием: «...неопределенность и неточность встречающихся в нем некоторых выражений произошли от неполучения автором специально-богословского образования». Примечание сохранялось во всех последующих изданиях, включая последнее одиннадцатое (М., 1918). Однако имеются свидетельства, что трактат одобрен был святителем Филаретом, митрополитом Московским. [4]

Поэтический дар

Высокую оценку поэтического (именно лирического) дара Хомякова дали: Пушкин, Гоголь, Тютчев,Л. Толстой и Достоевский, не говоря уже об оценках близких друзей: Шевырева, Погодина, Аксаковых, Киреевских, Языкова, Самарина и др. Пушкин, здраво, трезво и справедливо-объективно указав на отсутствие у Хомякова драматического элемента в его трагедиях (представляющих собой чистую лирику), назвал стихи трагедии «Ермак» «очаровательной прелестью поэзии». Хомяков как «поэт славянофильства» во 2-й пол. XIX — н. XX в. был чрезвычайно популярен в славянских странах, уступая место по силе своего влияния только Пушкину и Лермонтову. В 1854 г. он написал замечательное стихотворение «России», вызвавшее бурю гнева в правительственных кругах, в дворянском обществе, в среде консервативных либералов. Помимо стихов патриотического, гражданского звучания, у Хомякова немало стихотворений о природе, любви и других человеческих чувствах. В своих прекрасных стихотворениях Хомяков нередко высказывал и глубоко религиозные чувства.

Кончина

Алексей Степанович, занимаясь лечением крестьян во время холерной эпидемии, заболел и умер 23 сентября 1860 года. За несколько секунд до кончины он твердо и сознательно осенил себя крестным знамением. Был похоронен в Даниловом монастыре, под одним памятником со своей женою, им самим же поставленным, со словами псалма: «Аще беззакония назриши, Господи, Господи, кто постоит» . К этим словам после его кончины было дописано: «Блажени алчущии и жаждущии правды». После закрытия монастыря его останки были перенесены на Новодевичье кладбище.

Интересные факты

  • Однажды, в детстве, читая по-латыни средневековую папскую буллу, Хомяков обнаружил грамматическую ошибку и в разговоре с воспитателем подверг сомнению доктрину о папской непогрешимости; иначе каким образом в официальный документ могла вкрасться ошибка? Мальчику было строго выговорено за столь непочтительное отношение к религиозным убеждениям своего учителя. В этом эпизоде уже проявились некоторые черты будущего идеолога славянофильства: способности к языкам, интерес к истории и любовь к дискуссиям [5]

  • Биографы А.С.Хомякова описывают, например, такой удивительный факт из его жизни. Один преступник, совершивший немало злодеяний, а впоследствии раскаявшийся и воцерковившийся, рассказал о том, что его подтолкнуло к этому шагу. Однажды он задумал ограбить барскую усадьбу в Тульской губернии. Несколько дней он прятался в лесу и следил за распорядком жизни обитателей усадьбы. В конце концов наметил ночь, в которую намеревался совершить свое преступление. Как он сам говорил впоследствии, он не остановился бы перед "душегубством" (убийством), если бы кто-то попытался помешать ему совершить намеченное. Ближе к ночи преступник подобрался к дому и спрятался в саду среди деревьев. Он ждал, пока обитатели дома улягутся спать. Постепенно одно за одним гасли окна большого дома. Только в одном из них продолжал гореть неяркий свет. Разбойник подкрался к дому и заглянул в окно: в комнате горела свеча, и средних лет бородатый мужчина, стоя на коленях, молился перед иконами. "Подожду еще", - решил разбойник и ушел в сад. Но бесплодным было его ожидание. Всю ночь в окне горел свет, и молитва мужчины спасла обитателей дома от грабежа, а может быть, и от более тяжкого преступления. Летняя ночь коротка. На рассвете разбойник ушел из сада и образ человека, всю ночь возносившего молитвы к Богу, неотступно стоял перед его глазами. Впоследствии, по описанию места, где находилась барская усадьба и внешности человека, всю молившегося перед иконами, было с абсолютной точностью установлено: человеком этим был Алексей Степанович Хомяков. [6]

  • Н.В. Гоголь был очень близок к семье Хомяковых и даже был крестным отцом их сына.

  • Будучи Председателем Общества Любителей Российской Словесности (избран в 1850-х годах) Хомяков принимал в члены общества Льва Толстого.

  • А.С. Хомяков изобрёл дальнобойное ружье и новую паровую машину, получившую патент в Англии, занимался винокурением, сахароварением и гомеопатическим лечением, успешными поисками полезных ископаемых в Тульской губернии, проектами улучшения благосостояния жителей Алеутских островов и созданием хитроумных артиллерийских снарядов в период Крымской войны.[7]

  • Единственный дошедший до нас беллетристический текст, принадлежащий перу А.С. Хомякова, - переложение повести Диккенса "Рождественская песнь в прозе" ("A Christmas carol in prose"), под названием "Светлое Воскресенье" [8]. Действие повести перенесено в Россию с ее характерными приметами, праздник Рождества заменен православным праздником Пасхи - Светлого Христова Воскресенья. Книга увидела свет в 1844 году, получила известность и надолго стала книгой для детского чтения.

Мемуарист Д.Н. Свербеев о А.С. Хомякове:

Поэт, механик и филолог,
Врач, живописец и теолог,
Общины русской публицист
Ты мудр, как змий, как голубь чист.

Сочинения

Философские и богословские произведения

  • Несколько слов о «Философическом письме» (1836)
  • Церковь одна (1838)
  • О старом и новом (1839)
  • Опыт катехизического изложения учения о Церкви (1840-е)
  • Мнение иностранцев об России (1845)
  • Мнение русских об иностранцах (1846)
  • О возможности русской художественной школы (1847)
  • По поводу статьи И. В. Киреевского "О характере просвещения Европы и о его отношении к просвещению России" (1852)
  • Несколько слов православного христианина о западных вероисповеданиях (1853)
  • Об общественном воспитании в России (около 1858)
  • О современных явлениях в области философии (1859)
  • К Сербам. Послание из Москвы (1860)
  • Семирамида (незавершенная работа)

Трагедии

  • Ермак (1826)
  • Дмитрий Самозванец (1832)
  • Прокофий Ляпунов (1834)

Стихотворения

  • Бессмертие вождя (1824)
  • Орел (1832)
  • Мечта (1834)
  • России (1854)
  • На перенесение Наполеонова праха (1840)
  • Раскаявшейся России
  • Тебя призвал на брань святую... (1854) и др.

В 1900 году издательством "Университетская типография" опубликовано полное собрание сочинений А.С. Хомякова в 8 томах.

Литература

  • Андреев И.М. Русские писатели XIX века
  • Бердяев Н.А. Алексей Степанович Хомяков, 1912
  • Бердяев Н.А. Хомяков, как философ, 1904
  • Бердяев Н.А. Хомяков и свящ. Флоренский, 1917
  • Ведерников А. Идея Церкви в сочинениях А.С. Хомякова, 1954
  • Владимиров Л.А. Алексей Степанович Хомяков и его этико-социальное учение, 1904
  • Егоров Б.Ф. А.С.Хомяков - литературный критик и публицист, 1988
  • Епископ Григорий (Граббе Ю.П.). Алексей Степанович Хомяков, 1929
  • Епископ Григорий (Граббе Ю.П.). А.С. Хомяков и его богословские взгляды
  • Завитневич В.З. Алексей Степанович Хомяков (т. I,1902; т. II, 1913)
  • Зеньковский В.В. Начало "славянофильства". А.С. Хомяков, 1948
  • Керимов В.И. Историософия А.С. Хомякова, 1989
  • Козлов А.А. Алексей Степанович Хомяков, 1860
  • Кошелев В.А. Пушкин и Хомяков, 1987
  • Лурье В.М. Догматические представления А.С. Хомякова
  • Лясковский В. Алексей Степанович Хомяков. Его жизнь и сочинения, 1907
  • Муравьев Вл., А. С. Хомяков, 1988
  • Святополк-Мирский Д. П. Славянофилы (Хомяков. Киреевский)
  • Скобцова Е.А. А.С. Хомяков, 1929
  • Тарасов Б.Н. А. С. Хомяков - мыслитель, поэт, публицист, 2007
  • Флоренский П.А. Около Хомякова: критические заметки, 1917
  • Хоружий С.С. Алексей Хомяков и его дело.
  • Хоружий С.С. Хомяков и принцип соборности // Богословские труды. Вып. 37.
  • Щеголев П.Е.Хомяков Алексей Степанович, 1903

Использованные материалы



[1]  Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991. С. 29.

[2]  Борис Тарасов. А. С. Хомяков: взгляд на человека и историю. (1804-1860. Из наследия главы славянофильского движения.) Историко-культурный журнал "Русское наследие", 2004, № 71. http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/2004-71.php

[3]  Зернов Н.М.Три русских пророка: Хомяков, Достоевский, Соловьев. -СПб,2010, с.134-135

[4]  Церковь одна: Хомяков и Гоголь. http://www.ioannp.ru/publications/419757

[5]  Зернов Н.М.Три русских пророка: Хомяков, Достоевский, Соловьев. -СПб,2010, с.117

[6]  http://russzastava.narod.ru/hombiogr.html

[7]  Борис Тарасов. А. С. Хомяков: взгляд на человека и историю. (1804-1860. Из наследия главы славянофильского движения.) Историко-культурный журнал "Русское наследие", 2004, № 71. http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/2004-71.php

[8]  В статье "Мнение иностранцев о России" Хомяков называет Диккенса - "меньшой брат нашего Гоголя"

Редакция текста от: 29.06.2012 04:41:28

"ХОМЯКОВ АЛЕКСЕЙ СТЕПАНОВИЧ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google