Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15

СКРЫНЧЕНКО ДМИТРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ

Статья из энциклопедии "Древо": drevo-info.ru

Д.В. Скрынченко. Фото из книги "Обрывки моего дневника", 2012
Д.В. Скрынченко. Фото из книги "Обрывки моего дневника", 2012
Дмитрий Васильевич Скрынченко (1874 - 1947), русский богослов, публицист, историк, педагог.

Родился 21 сентября 1874 года в селе Песковатке Бобровского уезда Воронежской губернии в семье псаломщика. Принадлежал к старинному священническому роду. Родной брат псал. Ивана Скрынченко.

В 1891 году окончил Воронежское духовное училище, в 1897 году - Воронежскую духовную семинарию по I разряду [1].

"В конце VI класса, - вспоминал он, - я стал думать о продолжении своего образования в петроградском историко-филологическом институте, но ввиду моих успехов, был отправлен в Казанскую духовную академию, а в университет при отсутствии средств, не рисковал поступить"

В 1901 году окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия с правом преподавания в семинарии и с правом получения степени магистра без нового устного испытания [2].

В 1901 году был назначен в Пермскую духовную семинарию, где преподавал латинский язык, в ноябре 1903 года перевелся в Минскую духовную семинарию преподавателем истории и латинского языка. Молодой преподаватель и журналист много содействовал укреплению позиций Православия в Северо-Западном крае, и прежде всего через усиление деятельности православных братств.

В августе 1905 года стал редактором "Минских епархиальных ведомостей", где опубликовал большое число статей, заметок, рецензий, откликов на текущие события: о созыве Государственной Думы и о реформе духовных семинарий, критически оценивал идеи Л.Н. Толстого и Ф. Ницше, боролся за утверждение Православия в Западном крае.

В Минске опубликовал более 100 статей, в которых выступил за консолидацию националистически настроенной общественности, стремился пробудить русское национальное самосознание и активно противодействовал процессу полонизации Северо-Западного края.

В 1908 году при его участии был учреждён Минский церковный историко-археологический комитет, который изучал жизнь края в прошлом и настоящем. Кроме того, стал хранителем церковно-археологического музея и редактором трудов комитета "Минская старина". Он был участником Первого (Минск, 1908) съезда представителей православных братств западной Руси (состоял секретарём съезда), Второго (Вильна, 1909) Братского съезда (был секретарём оргкомиссии съезда). Духовная и идейная поддержка со стороны владыки Михаила (Темнорусова) позволила ему развить активную деятельность по укреплению российской государственности в Белоруссии.

В 1906 году вступил в партию Союз 17 октября, но в 1910 году вышел из неё в связи с разногласиями с руководством партии по национальному вопросу. Он был сторонником умеренно-консервативных взглядов и с 1908 года состоял членом Русского собрания, принимал активное участие в работе Русского губернского комитета по выборам в Государственную Думу, а также был членом ряда православных братств и обществ, прежде всего Минского народного братства Св. Креста и Минского народного братства во имя Животворящего Креста Господня.

В 1909 году был произведен чин коллежского советника. Упоминался "в числе лиц Братства с самого его основания, с честью держащих высоко православно-русское знамя, служащих во всех случаях идее Братства и верящих, что только в единении с народом лежит залог успеха православно-русского дела в многострадальном Западном крае". 

С 1910 по 1912 год редактировал правоконсервативную газету "Минское Слово".

В 1912 году в результате конфликта был уволен с должности редактора "Минских епархиальных ведомостей", переехал в Киев, где продолжал заниматься историческими исследованиями.

В конце 1919 года вместе с частями белых он покинул Киев, и в начале 20-х гг. очутился в Югославии, в столице Воеводины Нови-Сад. Скорее всего, он следовал туда вместе с митр. Антонием (Храповицким).

Скончался 30 марта 1947 года в Нови-Саде [3].

Сочинения

  • "Ценность жизни по современно-христианскому и философскому учению"
  • "Белорусы, их разговорный и книжный язык при свете истории"
  • "Слуцкий синодик 1648 года"
  • "Национальная русская школа"
  • "Украинцы"
  • "Ценность жизни по современно-философскому и христианскому учению" СПб, 1908.
  • "О природе человека" (перевод и коммент. труда Немезия Эмесского)

Творческое наследие Д.В.Скрынченко составляет более ста печатных работ и пока еще совсем не изучено. Его исследование поможет глубже и полнее представить как историю Воронежской семинарии, так историю русского Православия начала XX века.

Награды

  • орден св. Станислава III степени (1907, за заслуги)
  • архипастырская благодарность (3 января 1911, от епископа Минского и Туровского Михаила (Темнорусова))

Использованные материалы

  • Православная антропология Д.В. Скрынченко в книге "Ценность жизни по современно-христианскому и философскому учению" (вступ. статья и коммент. В.Б Колмакова, изд. 2-е, доп. - М. Книжный дом ЛИБРОКОМ, 2010 - 192 с., с. 3-25 (материал выбран частично)
  • Колмаков Б.В., «Забытое Имя» // архивный сайт Воронежской епархии (до 2011 года):



[1]  "Выпускники Воронежской духовной семинарии 1897 года", генеалогический сайт Бовкало А.А., http://petergen.com/bovkalo/duhov/voronezsem.html

[2]  "Выпускники Казанской духовной академии 1901 года", генеалогический сайт Бовкало А.А., http://petergen.com/bovkalo/duhov/kazda.html

[3]  Гордышева А.А., Глава V. В поисках истины: Из православного прошлого // Петровская слобода Краеведческий альманах, №7, 2014г. Лиски, ЛИКМ, Воронежский ЦНТИ – филиал ФГБУ «РЭА» Минэнерго России, 2014 г. – 242 с., с. 156, http://liskimusey.ru/wp-content/uploads/2020/05/almanah-7.pdf

Редакция текста от: 01.11.2023 11:59:44

"СКРЫНЧЕНКО ДМИТРИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ" еще можно поискать:

полнотекстовый поиск в Древе: Яндекс - Google
в других энциклопедиях: Яндекс - Википедия - Mail.ru -
в поисковых системах: Искомое.ru - Яндекс - Google